Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 00:26, шпаргалка

Описание работы

1.​ Понятие экологического права как отрасли права.
2.​ Соотношение экологического права с другими отраслями права.
3.​ Система экологического права.

Файлы: 1 файл

Otvety_po_EP.doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)

Закон содержит 16 глав, 84 статьи.

Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года.

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года.

Вступил в силу 10 января 2002 года.

Развитие законодательства по охране природы в России условно можно разделить на три периода – до 1917 г., в период Советского Союза и в постсоветское время.

В начале XX в. под эгидой Академии наук предполагалось создать специальное учреждение для контроля за охраной природы, и в 1915-1916 гг. был даже подготовлен проект Закона об охране природы, однако осуществить его не успели.

В начале 20-х гг. XX в., с приходом советской власти и с национализацией всех природных ресурсов, был принят ряд законов: Земельный кодекс РСФСР (1922), Лесной кодекс РСФСР (1923), декрет СНК РСФСР "О недрах земли" (1920), постановление ЦИК и СНК СССР "Об основах организации рыбного хозяйства Союза ССР" (1924), декрет СНК РСФСР "Об охоте" (1920), декрет СНК РСФСР "Об охране памятников природы, садов и парков" (1921), декрет СНК РСФСР "О санитарной охране жилищ" (1919).

До 1970-х гг. проблема защиты природной средырассматривалась не как экологическая, а как санитарная, то есть с точки зрения влияния на здоровье человека.

А постановления Правительства "О мерах борьбы с загрязнением атмосферного воздуха и об улучшении санитарно-гигиенических условий населенных мест" (1949), "О мерах по предотвращению загрязнения Каспийского моря" (1968) и другие касались охраны конкретных природных объектов страны.

Однако затем приоритеты сместились, и в 1970-80 х гг. было принято новое природоохранное законодательство   Земельный кодекс РСФСР (1970), Водный кодекс РСФСР (1972). Кодекс РСФСР о недрах (1976), Лесной кодекс РСФСР (1978), Закон РСФСР "Об охране атмосферного воздуха" (1982), Закон РСФСР "Об охране и использовании животного мира" (1982). Тогда окружающая среда не рассматривалась как нечто целостное, а скорее как набор определенных, пусть и нуждающихся в защите, но разобщенных ресурсов.

С другой стороны, необходимость природоохранных мероприятий уже вполне осознавалась, и тем сильнее, чем более природные ресурсы были вовлечены в хозяйственную деятельность.

В сентябре 1972 г. Сессия Верховного Совета СССР установила охрану природы и бережное использование природных ресурсов как одну из самых важных задач государства. 29 декабря того же года было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров "Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов".

Массовое общественное экологическое движение в конце 1980-х гг. сыграло важную роль в становлении и развитии экологического права и законодательства, создании органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов.

В конце 1980-х гг. был создан Государственный комитет СССР по охране природы.  Тогда же было принято решение о создании нового Закона об охране природы.

В начале 1990-х гг. было создано Министерство РФ по охране окружающей природной среды (Минприроды, затем Минэкологии).

В постсоветской России с момента возобновления деятельности Государственной Думы  в 1993 г., было принято около трех десятков законов, касающихся экологии.

Это законы природоохранительного и природоресурсного характера, которые были направлены на обеспечение безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, а также хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Среди них законы, "О санитарно эпидемиологическом благополучии населения" (1991), "О недрах" (1992), "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" (1993), "Об особо охраняемых природных территориях" (1995), "О животном мире" (1995), "Водный кодекс РФ" (1995), "О радиационной безопасности населения" (1996), "О Красной книге Российской Федерации" (1996), "Лесной кодекс РФ" (1997), "Об отходах производства и потребления" (1998) и др.

 

10. Понятие и  виды экологических прав человека.

1Согласно части первой  ст. 20 Конституции РФ основным  правом каждого человека является  право на жизнь.

На этом фундаментальном праве базируются все иные права человека, в том числе экологические.

Статьей 42 Конституции РФ предусмотрены следующие экологические права человека.

право на благоприятную окружающую среду;

право на достоверную информацию о ее состоянии;

право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

2Право на благоприятную  окружающую среду конкретизировано  в ст. 11 Закона "Об охране окружающей  среды".

Благоприятной окружающей средой признается такая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов, и параметры которой соответствуют установленным стандартам, обеспечивающим охрану жизни и здоровья человека, растительного и животного мира, сохранение генетического фонда. Состояние такой среды должно отвечать нормативам, касающимся ее чистоты, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.

3. Конституцией РФ  предусмотрено  право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Федеральный Закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.95 (в ред. от 10.01,2003) предусматривает защиту прав граждан на экологическую информацию, в том числе сведения о последствиях аварии и катастроф, информацию о безопасности населенных пунктов. Подобная информация не может составлять государственную тайну, доступ к данной информации не может быть ограничен.

Достоверной считается заведомо не искаженная информация об окружающей среде, которой располагают специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды. Степень достоверности информации зависит, в частности, от уровня развития экологической науки и техники, используемой в области мониторинга и контроля.

4Право на возмещение  ущерба, причиненного здоровью или  имуществу экологическим правонарушением, закреплено в ст. 42 Конституции  РФ. 3акон "Об охране окружающей  среды" конкретизирует данное  положение. Юридические и физические  лица, причинившие вред окружающей среде (в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды), обязаны возместить его в полном объеме.

5Права граждан в области  охраны окружающей природной  среды,

создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

направлять обращения в органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам с целью получения информации о состоянии окружающей среды;

принимать участие в не противоречащих законодательству акциях по вопросам охраны окружающей среды;

выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

оказывать содействие органам государственной власти, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

обращаться с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

 

11. Конституционные  экологические права и обязанности  граждан.

Документы: 
• Конституция РФ; 
• ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об охране окружающей среды»; 
• ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2014). 
 
Экологические права граждан — закрепленные в законодательстве права индивидуумов в области природопользования и охраны окружающей среды.

Согласно ст. 42 Конституции РФ:

• право на благоприятную окружающую среду (такое качество окружающей среды, обеспечивающее устойчивое функционирование естественной экологической системы, природных и природно-антропогенных объектов); 
• право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды  
источники:  
1. нормативно-правовые акты;  
2. кадастр природных ресурсов, экологически важных объектов и веществ, образующихся в результате производства или потребления;  
3. ежегодный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды в РФ»;  
4. запросы граждан. 
особенности запросов:  
1. только о месте своего пребывания;  
2. информация необходимая гражданам в целях обеспечения их экологической безопасности;  
3. информация предоставляется бесплатно; 
4. отказ от предоставления информации наказывается (ст. 8.5 КоАП «Ответственность за сокрытие и искажение экологической информации»). 
• право на возмещение ущерба, причиненного имуществу и здоровью граждан экологическим правонарушением.

 

Согласно ст. 58 Конституции РФ: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

 

 

12. Права общественных  экологических объединений. 

 

ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об охране окружающей среды» 
Статья 12. Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды

 
1. Общественные и иные некоммерческие  объединения, осуществляющие деятельность  в области охраны окружающей  среды, имеют право:

• разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

• за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

• организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

• обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

• участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

• обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

• организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

• организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;

• рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;

• подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

• предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

• осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

 

 

13. Общая характеристика права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Состав обязательной экологической информации.

 

Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды закреплено в ст. 42 Конституции РФ.

 
Источники:  
1. нормативно-правовые акты;  
2. кадастры природных ресурсов, экологически важных объектов и веществ, образующихся в результате производства или потребления  
примеры:  
▪ Государственный земельный кадастр [ФЗ от 2 января 2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»];  
▪ Государственный градостроительный кадастр [ст. 54 Градостроительного кодекса РФ от 7 мая 1998 года № 73-ФЗ];  
▪ Государственный водный кадастр [ст. 79 Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 года № 167-ФЗ19];  
▪ Государственный лесной кадастр [ст. 68 Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 года № 22-ФЗ];  
▪ Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых [ст. 30, 32 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах»];

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"