Лекции по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 17:08, курс лекций

Описание работы

Понятие природоресурсного права, его соотношение с экологическим правом. (вопрос 1)
ПП – это самостоятельная отрасль права, представляющая совокупность норм, регулирующая общественные отношения по поводу использования природных ресурсов и связанных с ними отношений по охране природных ресурсов.
Как обобщающее понятие природоресурсное право объединяет земельное право, лесное право, водное право, горное право и фаунистическое право.

Файлы: 1 файл

otvety_slepenkova.docx

— 135.94 Кб (Скачать файл)

14 вопрос. Юридическое понятие леса

 

Правовое понятие леса определено Лесным кодексом РФ – лес представляет собой совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. Такое понимание исходит из понятия леса в контексте экологических связей данного природного объекта с другими.

 

 

 Леса первой группы - леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. 
Категории защитности лесов первой группы: 
запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов; 
запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб; 
противоэрозионные леса; 
защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерально- 
X го, республиканского и областного значения; 
государственные защитные лесные полосы; ленточные боры; 
леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды; 
леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов; 
леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения; 
К)леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов; 11)особо ценные лесные массивы; 1Элеса, имеющие научное или историческое значение; 
"памятники природы; 
орехово-промысловые зоны; 
лесоллодовые насаждения; 
притундровые леса; 
леса государственных природных заповедников; 
леса национальных парков; 
леса природных парков; 
заповедные лесные участки. 
Леса второй группы - леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования. 
Леса третьей группы - леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов. 
Виды лесов третьей группы: 1 )освоенные леса; 
2) резервные леса. Федеральным органом управления лесным хозяйством устанавливаются критерии отнесения лесов третьей группы к резервным лесам.

 

 Вопрос 15. Юридическое  понятие «лесной участок».

 

Ст. 7 Лесного кодекса дает понятие лесного участка, согласно которому - Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса. 
     Согласно части 2 ст. 69 Лесного кодекса лесным участком является земельный участок, местоположение, границы и площадь которого определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади. 

До 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 12.12.2011 N 427-ФЗ) 
2. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации.

 

 Лесные участки могут располагаться на землях лесного фонда и землях иных категорий (земли населенных пунктов, земли сельскохозяйственного назначения, земли промышленности, энергетики, транспорта..., земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса)  
      Лесные участки в составе земель лесного фонда и земель запаса находятся в федеральной собственности. 
     Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. 
На Лесные участки могут существовать права: собственности, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование. 
С лесными участками, как и с любыми прочими земельными участками могут совершаться сделки: аренда, безвозмездное срочное пользование. 
     Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут предоставляться: 
Гражданам – в аренду, безвозмездное срочное пользование (в виде служебных наделов); 
Юридическим лицам – в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.

Предоставление лесных участков в аренду регулируется Лесным кодексом, предоставление лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ

 

16 вопрос. Лесные отношения.

 

Лесные отношения - отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью.

Предметом Лесное Правовыступает область лесных общественных отношений. Лесное законодательстворегулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью (лесные отношения).ЛК устанавливает соотношение отраслевого регулирования отдельных лесных и иных тесно примыкающих к ним отношений. Так. отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются совместно лесным и земельным законодательством РФ: отношения в области использования древесины, технического и лекарственного сырья, а также иных лесных ресурсов регулируются гражданским законодательством РФ. Отношения в области использования и охраны животного мира, водных объектов, недр, атмосферного воздуха регулируются лесным законодательством в той мере. в какой это необходимо для рационального использования. охраны, защиты и воспроизводства лесов. Имущественные отношения, возникающие при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд. а также земель лесного фонда, регулируются гражданским законодательством РФ, если иное не предусм. отрено ЛК. Административные (в том числе финансовые) отношения, возникающие в этой сфере, регулируются лесным, административным и финансовым законодательством РФ.Таким образом, отношения, входящие в предмет Лесное Право, весьма тесно переплетаются с отношениями, которые регулируются земельным, гражданским, административным и иными отраслями права. На этом основании некоторые ученые рассм. атривают лесные отношения как комплексные, причисляя к ним отношения собственности налеса(в том числе и не входящие в лесной фонд) и другие имущественные отношения в области лесопользования,управленческие отношения в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов

17 вопрос Право собственности на лесные участки

Формы и содержание права собственности на леса в РФ определяются Конституцией РФ, Лесным кодексом РФ, гражданским и земельным законодательством. Необходимо иметь в виду, что владение, пользование и распоряжение лесным фондом и не входящими в него лесами осуществляется с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных свойств леса (ст. 18 ЛК РФ), то есть с учетом особенностей леса как природного объекта, отличного от обычных объектов права собственности.

Леса РФ являются государственной собственностью. В соответствии со ст. 19 ЛК РФ лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Однако законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.

Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений (городские леса), устанавливаются специальным федеральным законом.

Древесно-кустарниковая растительность, которая не признается лесом, может находиться в частной собственности граждан и юридических лиц, если она расположена на земельных участках, принадлежащих этим субъектам на праве собственности.

Правовой режим древесно-кустарниковой растительности различен в зависимости от условий ее появления на земельных участках. Если это произошло в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после его передачи в собственность гражданина или юридического лица, то владение, пользование и распоряжение ею собственник осуществляет по своему усмотрению. В других случаях правомочия собственником должны осуществляться в соответствии с требованиями лесного законодательства и законодательства о растительном мире (ст. 20 ЛК РФ).

Лесной фонд изъят из гражданского оборота. Купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, запрещены.

Сделки с правами пользования участками лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным законодательством РФ, а в части, не урегулированной им, гражданским законодательством.

Древесно-кустарниковая растительность может быть предметом гражданско-правовых сделок как принадлежность земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, и переходит от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством.

18 вопрос. Перевод  земель лесного фонда в земли  других категорий

Земли лесного фонда могут использоваться для целей, указанных в ст. 25 Лесного кодекса РФ, а также для выполнения изыскательских работ (в соответствии со ст. 10.1 Федерального закона «О введении в действие лесного кодекса РФ»).  Осуществление иных видов деятельности на территории земель лесного фонда действующим законодательством не допускается. В случае необходимости осуществления на территориях, отнесенных к землям лесного фонда, деятельности, не совместимой с данной категорией земель, действующим законодательством предусмотрена возможность перевода таких земель в соответствующую категорию.

Процедура перевода земель лесного фонда в земли иных категорий

В соответствии с Положением о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий для инициирования процедуры перевода заинтересованное лицо представляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ документы, предусмотренные пунктом 2 Положения. Данный орган в 2-недельный срок с даты представления заявителем документации представляет необходимые документы в Федеральное агентство лесного хозяйства или возвращает заявителю материалы с обоснованием причин возврата. Федеральное агентство лесного хозяйства в 2-недельный срок с даты получения материалов в установленном порядке осуществляет подготовку проекта акта Правительства Российской Федерации о переводе и представляет в Министерство природных ресурсов РФ документацию о переводе или возвращает заявителю материалы с обоснованием причин возврата.

Министерство природных ресурсов РФ готовит в 5-дневный срок проект акта Правительства Российской Федерации о переводе с приложением документации о переводе или возвращает представленные материалы на доработку в Федеральное агентство лесного хозяйства с обоснованием причин отказа.

В Правительстве Российской Федерации (Департамент отраслевого развития) проект акта Правительства Российской Федерации и документация  о переводе рассматривается в 15-дневный срок. При несоответствии представленных материалов установленным требованиям осуществляется их возврат в Министерство природных ресурсов РФ, а затем – в Федеральное агентство лесного хозяйства с обоснованием причин отказа. При соответствии представленных документов установленным требованиям издается распоряжение Правительства Российской Федерации о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий.

Документы, необходимые заинтересованному лицу для перевода земель лесного фонда в земли иных категорий

В соответствии с Положением о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий для осуществления перевода заинтересованному лицу необходимо предоставить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ следующие документы:

  • ходатайство* физического лица, индивидуального предпринимателя, юридического лица, государственного органа или органа местного самоуправления (далее – заявитель);

  • копии документов, подтверждающих личность заявителя – физического лица, выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;

Информация о работе Лекции по "Экологическому праву"