Лекции по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 17:08, курс лекций

Описание работы

Понятие природоресурсного права, его соотношение с экологическим правом. (вопрос 1)
ПП – это самостоятельная отрасль права, представляющая совокупность норм, регулирующая общественные отношения по поводу использования природных ресурсов и связанных с ними отношений по охране природных ресурсов.
Как обобщающее понятие природоресурсное право объединяет земельное право, лесное право, водное право, горное право и фаунистическое право.

Файлы: 1 файл

otvety_slepenkova.docx

— 135.94 Кб (Скачать файл)

5) сбора минералогических, палеонтологических  и других геологических коллекционных  материалов.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. При этом разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения. Разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения могут осуществляться на основании решения Правительства Российской Федерации о возможности осуществления на этом участке недр разведки и добычи полезных ископаемых пользователем недр только после завершения геологического изучения недр на этом участке недр.

В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений. Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами.

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен. Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр, по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.

При предоставлении участка недр в пользование в соответствии с соглашением о разделе продукции при поисках, разведке и добыче минерального сырья горный или геологический отвод оформляется в границах, определенных указанным соглашением.

Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды.

Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде.

Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий.

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения, пользователи недр должны иметь разрешения на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.

Вопрос 32  Сроки пользования участками недр.

Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для: геологического изучения - на срок до 5 лет; добычи полезных ископаемых - на срок отработки месторождения полезных ископаемых; добычи подземных вод - на срок до 25 лет. Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей.

Вопрос 33. Основания возникновения права пользования участками недр

Основаниями возникновения права пользования участками недр являются:

1) решение Правительства Российской  Федерации;

2) решение федерального органа  управления государственным фондом  недр или его территориального  органа, принятое в целях предоставления  права краткосрочного (сроком до  одного года) пользования участком  недр для осуществления юридическим  лицом деятельности на участке  недр, право пользования которым досрочно прекращено;

3) решение комиссии, которая создается  федеральным органом управления  государственным фондом недр  и в состав которой включаются  также представители органа исполнительной  власти соответствующего субъекта  Российской Федерации для рассмотрения  заявок о предоставлении права  пользования участками недр;

4) решение конкурсной или аукционной  комиссии о предоставлении права  пользования участком недр для  разведки и добычи полезных  ископаемых или для геологического  изучения недр, разведки и добычи  полезных ископаемых, осуществляемых  по совмещенной лицензии, за исключением  участков недр федерального значения;

5) решение органа исполнительной  власти субъекта Российской Федерации, согласованное с федеральным  органом управления государственным  фондом недр или его территориальным  органом и принятое для сбора  минералогических, палеонтологических  и других геологических коллекционных  материалов;

6) принятое в соответствии с  законодательством субъекта Российской  Федерации решение органа государственной  власти субъекта Российской Федерации;

7) переход права пользования  участками недр в соответствии  с основаниями, установленными федеральными  законами, регулирующими отношения  недропользования;

8) вступившее в силу соглашение  о разделе продукции, заключенное  в соответствии с Федеральным  законом "О соглашениях о разделе продукции";

9) государственный контракт на  выполнение работ по геологическому  изучению нед, заключенный федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Вопрос 34. Лицензирование недропользования

Лицензирование недропользования — получение государственного разрешения в виде лицензии, удостоверяющей право пользования ее владельцем участком недр в определенных границах по площади и разрезу с установленными целью, сроком и условиями пользования. Открытые месторождения и перспективные участки образуют государственных фонд недр, подразделяющийся на распределенный (лицензированный) и нераспределенный фонды. В последнем выделяется федеральный фонд резервных месторождений, по которым лицензия на добычу может быть выдана на бесконкурсной основе. Система лицензирования предусматривает организацию платного пользования недрами. Пользователи недр оплачивают лицензионные платежи (сборы за участие в конкурсе-аукционе, за выдачу лицензии, за информационный пакет, стартовые платежи за добычу углеводородов), платежи за проведение поисковых, оценочных и разведочных работ. В 2001 году введен налог на добычу нефти и/или газа. Не взимаются платежи за разведку обрабатываемого в границах горного отвода месторождения. Пользователи недр обязаны предоставить в федеральный и территориальный фонды геологическую информацию и достоверные данные о запасах. Система лицензирования направлена на обеспечение государственных программ геологического изучения, подготовки запасов и добычи газа и нефти, развитие рыночных отношений, проведение антимонопольной политики, рациональное использование и охрану недр.

Вопрос 35. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых.

Государственная экспертиза запасовполезных ископаемых

( а также геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользованиеучастках недр) – это функция государственного управления государственным фондом недр; Г.э. проводитсяв целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы запользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование; Г.э. может проводиться налюбой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые нагосударственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества икачества запасов полезных ископаемых, их народно-хозяйственного значения, горнотехнических,гидрогеологических, экологических и других условий их добычи; Г.э. подлежит также геологическаяинформация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, несвязанных с разработкой месторождений полезных ископаемых; Г.э. осуществляется за счет пользователейнедр; проведение Г.э. осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и(в части участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участковнедр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства иэксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых) органамигосударственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ; плата за проведениеуказанной экспертизы поступает в доход федерального бюджета, за исключением поступающей в доходыбюджетов субъектов РФ платы за проведение органами государственной власти субъектов РФ указаннойэкспертизы в части участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезныхископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых дляцелей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;размер платы за проведение Г.э. и порядок ее взимания определяются Правительством РФ; необходимоеусловие принятия решений о предоставлении недр в пользование для добычи полезных ископаемых, а такжедля их постановки на государственный учет.

 

Вопрос 36 Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых

 

Кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых представляет собой свод унифицированных описаний (паспортов) месторождений и проявлений полезных ископаемых. В соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» данный кадастр ведется для обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче.

Кадастр содержит сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентах, горногеологические, гидрогеологические условия и горнотехнические особенности разработки месторождения, его геолого-экономическую оценку, а также сведения по каждому проявлению полезных ископаемых.

В кадастре также содержатся сведения об участках недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых в целях, не связанных с их добычей и лицензиях на пользовании недрами.

Для учета состояния минерально-сырьевой базы ведется Государственный баланс запасов полезных ископаемых, содержащий сведения о:

! количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезного ископаемых по месторождениям, имеющим промышленного значение; ! размещении и степени промышленного освоения, добыче, потерях; ! обеспеченности промышленными разведанными запасами полезных ископаемых на основе их классификации. Запасы полезного ископаемого и его качество являются двумя фундаментальными параметрами, на которых основываются все расчеты эффективности проекта освоения месторождения. Это определяется тем, что годовые доходы от реализации проекта прямо зависят от величины запасов, содержаний полезных компонентов в руде и других параметров месторождения.

 

Вопрос 37.  Охрана недр

К числу правовых мер охраны недр относятся такжеобязанности субъектов права пользования недрами по безопасному ведению работ, связанных с недропользованием, соблюдению порядка ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Специфической особенностью деятельности по охране недр являетсяохрана геологической информации.Информация о геологическом строении недр, полезных ископаемых, условиях их разработки и т. д. может находиться в государственной собственности (если она получена недропользователем за счет государственных средств) или в собственности недропользователя. Должностные лица государственных фондов геологической информации обязаны обеспечить конфиденциальность представляемой им информации и несут ответственность за ее несанкционированное разглашение.

Информация о работе Лекции по "Экологическому праву"