Лекции по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 17:08, курс лекций

Описание работы

Понятие природоресурсного права, его соотношение с экологическим правом. (вопрос 1)
ПП – это самостоятельная отрасль права, представляющая совокупность норм, регулирующая общественные отношения по поводу использования природных ресурсов и связанных с ними отношений по охране природных ресурсов.
Как обобщающее понятие природоресурсное право объединяет земельное право, лесное право, водное право, горное право и фаунистическое право.

Файлы: 1 файл

otvety_slepenkova.docx

— 135.94 Кб (Скачать файл)
  • федеральной собственностью, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов РФ или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности;

  • собственностью субъектов РФ, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов РФ;

  • собственностью муниципальных районов, если указанные земельные участки не находятся в собственности РФ, субъектов РФ, граждан, юридических лиц и если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений.

  • собственностью поселений, городских округов, если указанные земельные участки не находятся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных районов, граждан, юридических лиц.

Таким образом, для выяснения вопроса об органе власти, который будет принимать решение о предоставлении водного объекта в пользование (далее – орган власти, полномочный на предоставление водного объекта в пользование), необходимо определить собственника этого водного объектав соответствии с вышеизложенным порядком.

Заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование осуществляют:

  • Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальные органы - в отношении находящихся в федеральной собственности водохранилищ, перечень которых утвержден Распоряжением Правительства РФ от 16.11.2006 № 1578-р, а также морей или их отдельных частей;

  • Орган исполнительной власти субъекта РФ – в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов РФ (за исключением указанных выше водохранилищ), а также водных объектов, находящихся в собственности субъекта РФ;

  • Орган местного самоуправления – в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципального образования.

  1. Право водопользования (вопрос 7)

Право водопользования представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия использования водных объектов, права и обязанности водопользователей.

Субъектами права водопользования (водопользователями) выступают граждане и юридические лица. Объектомправа водопользования являются водные объекты или их части (ст. 7 ВК РФ).

Основаниями возникновения права водопользования являются юридические факты. В соответствии с водным законодательством к ним относятся:

- лицензии на водопользование;

- договоры пользования  водными объектами;

- решения Правительства  РФ или органа исполнительной  власти субъекта РФ о предоставлении  водного объекта в особое пользование (ст. 91 ВК РФ).

Согласно водному законодательству водные объекты предоставляются в пользование на основании специальных разрешений компетентных государственных органов -лицензий на водопользование. Все видыспециального водопользования осуществляются только при наличии лицензии. Лицензия на водопользование представляет собой акт государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, который содержит (в зависимости от способов и целей использования водных объектов): сведения о водном объекте, о водопользователе, водопотребителях, указания на способы и цели использования водного объекта, указание пространственных границ (координат) водного объекта или его части, мест забора (сброса) воды, сведения о лимитах водопотребления, сроки действия лицензии, требования по рациональному использованию, охране водных объектов и окружающей природной среды и др. (ст. 48, 49 ВК РФ). Граждане и юридические лица, имеющие лицензию на право водопользования, вносят:

- плату за пользование  водными объектами (водный налог);

- плату, направляемую на  восстановление и охрану водных  объектов.

Лицензирование водопользования, то есть оформление, выдача и регистрация лицензий, осуществляется Министерством природных ресурсов РФ и его территориальными органами

  1. Договор водопользования. (вопрос 8)

Водный кодекс РФ предусматривает обязательное заключениедоговоров пользования водными объектами.После выдачи гражданину или юридическому лицу лицензии на водопользование заключение договора пользования водным объектом является обязательным.

Получения лицензии на водопользование не требуется при осуществлении:

- общего водопользования;

- использования водных  объектов для плавания на маломерных  судах;

- разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

- водопользования для  пожарных нужд;

- забора воды из одиночных  скважин и колодцев с применением  бытовых насосов,;

- пользования обособленными  водными объектами.

Основаниями прекращения права водопользования являются следующие юридические факты:

- отказ водопользователя  от пользования водным объектом;

- смерть водопользователя-гражданина  или прекращение деятельности  водопользователя-юридического лица;

- прекращение особого  пользования водными объектами;

- естественное или искусственное  исчезновение водных объектов;

- истечение срока пользования  водным объектом;

- переход прав пользования  водными объектами в установленном  порядке.

Право водопользования прекращается путем аннулирования лицензии на водопользование. Аннулирование лицензии является основанием для расторжения договора пользования водным объектом.

  1. Решение о предоставлении водного объекта в пользование (воп.9)

В 3-ей главе 11-ой статьи 4-ой части Водного кодекса РФ от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ говорится о том, что предоставление в пользование водных объектов, которые находятся в федеральной собственности, собственности образований муниципального типа, собственности субъектов РФ или частей таких водных объектов, на основании решений о предоставлении объектов водного типа в пользование или на основании договоров водопользования, осуществляют соответственно органы местного самоуправления и исполнительные органы государственной власти в рамках своих полномочий согласно 24-27 статьям Водного кодекса РФ.

В решении о предоставлении в пользование водного объекта должны содержаться:

  1. информация о водопользователе;

  1. виды объекта, условия и цель применения водного объекта (включая объем допустимого забора водных ресурсов);

  1. информация о водном объекте, включая описание границ данного водного объекта, в рамках которых может осуществляться водопользование;

  1. время (срок) водопользования.

Приказом Министерства природы РФ «Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование» от 14.03.2007 года №56 утверждена типовая форма решения относительно предоставления водного объекта в пользование;

К данному решению должны быть приложены схемы размещения зон с особыми условиями их применения, гидротехнических и других сооружений, которые расположены на водном объекте, и иные графические материалы, а также пояснительная записка.

Кроме основной информации, содержащейся в решении о предоставлении в пользование водного объекта в целях сброса дренажных или сточных вод, либо тех и других вместе, в нем должны содержаться:

  • указание места сброса дренажных или сточных вод либо тех и других вместе;

  • объем сброса дренажных или сточных вод либо тех и других вместе;

  • требования, которые предъявляются к качеству воды в объектах водного типа в местах сброса дренажных вод или сточных вод либо тех и других вместе.

Необходимо предпринять следующие действия для получения Решения:

  • Сделать запрос о предоставлении информации о водном объекте, которая содержится в государственном водном реестре, обратившись в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов.

  • Основываясь на данных о водном объекте, которые содержатся в государственном водном реестре, написать заявление в орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти о предоставлении в пользование водного объекта и предоставить комплект документов в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 844, изданным 30.12.2006 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование».

  1. Управление водопользованием (вопрос 10)

Государственный контроль водопользования осуществляется Российской Федерацией и субъектами Федерации в целях обеспечения рационального и безопасного использования водных объектов.

 

Главные функции Российской Федерации в области государственного управления водопользованием:

владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности, и управление водным фондом;

разработка и реализация федеральных государственных программ в области водопользования и по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод;

разработка и реализация федеральных схем комплексного водопользования;

ведение государственного мониторинга водных объектов, государственного водного кадастра, учет поверхностных и подземных вод;

установление порядка использования водных объектов;

установление порядка выдачи, оформления, регистрации и выдача лицензии на водопользование и распорядительной лицензии;

определение порядка установления водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов и режима их использования;

определение принципов экономического регулирования водопользования, порядка установления и взимания платы, связанной с пользованием водными объектами, ее предельных размеров;

установление лимитов водопользования для субъектов РФ по водным объектам, отнесенным к федеральной собственности;

определение режима особо охраняемых водных объектов федеральной собственности;

подготовка и осуществление противопаводковых мероприятий, предотвращение и ликвидация последствий вредного воздействия вод;

резервирование источников питьевого водоснабжения федеральной собственности;

подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений;

проведение государственной экспертизы документации на строительство и реконструкцию объектов, влияющих на состояние водных объектов;

обеспечение традиционного образа жизни коренных малочисленных народов при использовании водных объектов.

Соответствующие функции осуществляют  органы власти субъектов.

Информация о работе Лекции по "Экологическому праву"