Экологические этикетки и декларации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 23:56, лекция

Описание работы

Экологические этикетки и декларации дают информацию о продукции или услугах в отношении их общих экологических характеристик, одного или нескольких экологических аспектов. Покупатели и потенциальные покупатели могут использовать эту информацию при выборе продукции или услуг, если такой выбор основывается на соображениях экологичности или других факторах. Продавец продукции или услуги надеется, что экологическая этикетка или декларация могут быть эффективно использованы при принятии решений в пользу той или иной продукции или услуги

Файлы: 1 файл

экологическое право.doc

— 956.00 Кб (Скачать файл)

вании атомной энергии»). Требования в сфере лицензирования природопользования устанавливаются некоторыми актами природоресурсного законодательства (Законом РФ

«О недрах», Федеральными законами «О животном мире», «О континентальном  шельфе Российской Федерации»).

Виды лицензирования. В научной литературе разработаны различные классификации экологического лицензирования. Исходя из положений действующего законодательства

деятельность, лицензируемую в  соответствии с законодательными требованиями об охране окружающей среды, можно разделить на две группы.

К первой группе относятся виды деятельности, непосредственно связанные с  природопользованием. В настоящее  время лицензированию подлежит деятельность в области

недропользования, использования  и охраны объектов животного мира. ЛК и ВК лицензирование водопользования и лесопользования не предусматривается. Лесорубочные билеты, лесные билеты, лесные ордера (документы, выдаваемые в качестве разрешений на пользование лесами) выдаются до 1 января 2009 г.

Ко второй группе относятся виды деятельности, которые не являются деятельностью по использованию и охране окружающей среды, но при осуществлении которых необходимо соблюдение требований природоохранного законодательства. Таковыми являются деятельность по использованию атомной энергии, строительная деятельность, геодезическая

деятельность, выполнение работ по активному воздействию  на геофизические процессы и явления, деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транс!юртировке, размещению опасных отходов. Выдача данных лицензий осуществляется органами государственной

власти, определяемыми Правительством РФ.

Лицензирование недропользования. Лицензии на пользование недрами  являются разрешениями на проведение работ по геологическому изучению недр, разработку месторождений полезных ископаемых, использование отходов горнодобывающих и связанных с ним перерабатывающих

производств, а также  использование недр в целях, не связанных  с добычей полезных ископаемых: образование  особо охраняемых геологических объектов, сбор коллекционных, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

В соответствии со ст. 19 Закона РФ «О недрах» собственники земельных  участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право

по своему усмотрению в  их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном

балансе, и строительство  подземных сооружений для своих  нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

Также получения лицензии не требуется на право ведения:

— региональных геолого-геофизических работ;

— геологической съемки;

— инженерно-геологических  изысканий;

— научно-исследовательских, палеонтологических и других работ, направленных на общее изучение недр;

— геологических работ  по прогнозированию землетрясений  и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контролю за режимом подземных вод;

— иных работ, проводимых без  существенного нарушения целостности  недр.

Росприроднадзор осуществляет лицензирование деятельности по экспорту информации о недрах, а также по созданию и эксплуатации искусственных островов, сооружений и установок, проведению буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов. Лицензии на остальные виды пользования недрами выдает Роснедра. В соответствии со ст. 83 ЛК органам государственной власти субъектов федерации переданы полномочия по выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда.

Выдача разрешений на осуществление  хозяйственной и научной деятельности на континентальном шельфе регулируется Федеральным законом «О континентальном шельфе

Росс и йской Федерации».

Лицензирование пользования  объектами животного мира. Согласно ст. 34 Федерального закона «О животном мире» использованием объектов животного мира являются охота, рыболовство, добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, извлечение и

использование полезных свойств  жизнедеятельности объектов животного  мира  почвообразователен, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, био-

фильтраторов и т.д.), получение продуктов жизнедеятельности  объектов животного мира, изучение, исследование и иное использование  животного мира в научных, культурно-

просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания. Законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут быть предусмотрены и другие виды пользования животным миром.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют пользование объектами животного мира на основании долгосрочной лицензии (разрешающей осуществление хозяйственной деятельности) в течение срока, указанного в лицензии в границах определенной территории и акватории. Граждане осуществляют лицензируемую деятельность по использованию объектов животного мира на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок (например, охотничий билет на отстрел определенного количества животных).

Оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, Доцусиется по распорядительной лицензии.

Долгосрочная лицензия выдастся специально органом субъекта РФ. ся территориальным п

либо уполномоченные РФ. Распорядительна гнзия напользование  жи вотным мир"м

уполномоченным государственна1 _ . Именная разовая лицензия выда1'т' подразделение, Минсельхоза Росс1|И  с^и |'(>сударствен1|ЬМ органом субъеКта ли I ьензня выдается Рос недра ми.

 

 

15. Нормирование качества окружающей среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности. Разработанные и утвержденные в установленном порядке нормативы выступают в качестве стандартов.

Федеральным законом РФ «Об охране окружающей среды» определены основы экологического нормирования.

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в  целях государственного регулирования  воздействия хозяйственной и  иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной  окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Нормативы качества окружающей среды  устанавливаются для оценки состояния  окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

К нормативам качества окружающей среды  относятся:

нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния  окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;

нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния  окружающей среды, в том числе  с показателями уровней радиоактивности и тепла;

нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния  окружающей среды, в том числе  видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;

иные нормативы качества окружающей среды.

При установлении нормативов качества окружающей среды Учитываются природные  особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и  природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.

Нормативы допустимого воздействия  на окружающую среду. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду в хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц — природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

нормативы допустимых выбросов и сбросов  веществ и микроорганизмов;

нормативы образования отходов  производства и потребления и  лимиты на их размещение;

нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности  электромагнитных полей и иных физических воздействий);

нормативы допустимого изъятия  компонентов природной среды;

нормативы допустимой антропогенной  нагрузки на окружающую среду;

нормативы иного допустимого воздействия  на окружающую среду при осуществлении  хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством в целях охраны окружающей среды.

Таким образом, в настоящее время  установлены следующие нормативы:

Нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, а также  вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы.

Эти нормативы устанавливаются  для оценки состояния окружающей среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического  фонда, охраны растительного и животного  мира

 

Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) устанавливаются Министерством  здравоохранения России и представляют собой национальные стандарты качества атмосферного воздуха по 479 загрязнителям воздуха. Введенные в бывшем СССР в 1980-е гг., они основаны на соображениях обеспечения здоровья населения, некоторые из них также определяются интересами охраны окружающей среды. В России ПДК, как правило, жестче соответствующих рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), и соблюдать их порой достаточно сложно.

Предельно допустимый выброс (ПДВ) вредных  веществ в атмосферу устанавливают  для каждого источника загрязнения в атмосферу при условии, что выбросы вредных веществ от данного источника и от совокупности источников города или другого населенного пункта, с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, не создадут приземную концентрацию, превышающую ПДК для населения, растительного и животного мира. Они устанавливаются с учетом производственных мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий по каждому источнику загрязнения, согласно действующим нормативам ПДК вредных веществ в окружающую среду. Если в воздухе городов или других населенных пунктов концентрация вредных веществ превышает ПДК, а значение ПДВ по причинам объективного характера в настоящее время не могут быть достигнуты, вводятся поэтапные снижения выбросов. Таким образом на каждом этапе до обеспечения величин ПДВ устанавливают временно согласованные выбросы (ВСВ) вредных веществ на уровне выбросов предприятий с наилучшей достигнутой технологией производства, аналогичных по мощности и технологическим процессам (ГОСТ 17.2.3.02-78).

Объектом экологического нормирования являются:

отдельные природные компоненты или  экосистемы в целом;

виды техногенного воздействия  и их сочетания;

порядок подготовки решений  в сфере природопользования.

Существенным недостатком  существующей системы экологического нормирования является отсутствие интегральных показателей предельно допустимого  воздействия на отдельные компоненты природной среды и экосистемы в целом. Для обеспечения устойчивого (ноосферного) развития важно знать границу количественного изменения нормативов экосистемы, при котором сохраняется биологическое разнообразие в экосистеме, продолжаются процессы обмена веществ и энергии и не меняется способ функционирования различных ее компонентов.

К недостаткам существующей системы экологического нормирования можно отнести отсутствие четкой связи с экономическими инструментами  защиты природы. Применяемые в России ПДК являются более жесткими в  сравнении с зарубежными. Поэтому  эти экологические нормативы во многих случаях не соблюдаются.Сравнительная характеристика предельно допустимых (среднесуточных) концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в отдельных странах, мг/м3

С помощью общих, унифицированных  экологических нормативов можно  гармонизировать управление внешними торгово-экономическими отношениями. Ныне эффективная внешнеторговая политика любой страны практически немыслима без установления системы прогрессивных экологических нормативов на экспортные изделия, материалы, сырье без их согласования и нормативами главных торгово-экономических партнеров, без постоянной корректировки по мере обновления нормативов у партнеров.

В соответствии с существующим законодательством Российской Федерации  при нарушении требований нормативов качества окружающей среды выброс, сброс вредных веществ или иные виды воздействия на окружающую среду могут быть ограничены или прекращены по предписанию природоохранных органов, а также органов санитарно-эпидемиологического надзора. Поэтому экологическое нормирование играет исключительно важную роль в переходе к устойчивому развитию.

 

 

16. Экологическая стандартизация

На современном этапе  экологическая стандартизация регулируется в едином процессе правового технического регулирования.

Под экологической стандартизацией  понимается деятельность по установлению экологических правил и требований в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг по их экологическим характеристикам.

Информация о работе Экологические этикетки и декларации