Экологические этикетки и декларации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 23:56, лекция

Описание работы

Экологические этикетки и декларации дают информацию о продукции или услугах в отношении их общих экологических характеристик, одного или нескольких экологических аспектов. Покупатели и потенциальные покупатели могут использовать эту информацию при выборе продукции или услуг, если такой выбор основывается на соображениях экологичности или других факторах. Продавец продукции или услуги надеется, что экологическая этикетка или декларация могут быть эффективно использованы при принятии решений в пользу той или иной продукции или услуги

Файлы: 1 файл

экологическое право.doc

— 956.00 Кб (Скачать файл)

Природоохранные подразделения предприятий  участвуют в ведении экологических  паспортов предприятий и составлении  статистических отчетов (заполнении форм государственного статистического наблюдения) по вопросам природопользования и состояния окружающей среды. Приказами руководителей предприятий на природоохранные подразделения могут быть возложены и другие обязанности.

Ведение претензионной работы в части возмещения ущерба, причиненного нарушениями природоохранного законодательства, возлагается на юридическую службу или юрисконсульта предприятия совместно с экологической службой.

В рамках общественного контроля граждане имеют право:

создавать экологические общественные объединения, фонды, иные общественные формирования, обладающие контрольными функциями;

принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, демонстрациях  и референдумах по вопросам охраны окружающей среды, излагать свое мнение, обращаться с петициями, письмами, жалобами, заявлениями, требовать их рассмотрения;

запрашивать государственные органы власти об информации, характеризующей  состояние окружающей среды и  меры по ее охране;

требовать в административном или  судебном порядке отмены решений о ведении хозяйственной или иной деятельности, осуществляемой с нарушениями экологических требований и условий;

ставить вопрос о привлечении к  ответственности юридических лиц  и граждан за нарушение экологических  требований и условий, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан.

 

 Общественные экологические  объединения вправе:

осуществлять общественный контроль за выполнением экологических требований и условий при организации  и ведении хозяйственной и  иной деятельности;

требовать предоставления достоверной  информации о состоянии окружающей среды, мероприятиях по ликвидации экологических  последствий аварий и катастроф, о возмещении вреда, причиненного имуществу  и здоровью граждан;

направлять материалы общественного экологического контроля в органы государственной власти, а также в средства массовой информации;

требовать от органов государственной  власти рассмотрения и вынесения  в установленном законом порядке  заключения по предложениям и рекомендациям  общественности, связанным с обеспечением выполнения экологических требований и условий;

требовать в судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве новых, реконструкции, расширении, техническом перевооружении и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением экологических требований и условий;

требовать назначения государственной  экологической экспертизы, рекомендовать  своих представителей для участия  в такой экспертизе; могут проводить  общественную экологическую экспертизу;

создавать общественные экологические  фонды и контролировать порядок  их функционирования и расходования средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23. Ответственность за совершение экологических правонарушений следует рассматривать как разновидность общеюридической ответственности в трех различных, но тесно связанных значениях: как вид государственного принуждения по исполнению требований, обусловленных законодательством, как правоотношение и как правовой институт.

Ответственность за нарушение экологического законодательства как вид государственного принуждения обеспечивается различными мерами и средствами. Основными из них являются меры убеждения и  принуждения.

Как правоотношение ответственность  включает в себя отношения, возникающие между государством в лице его органов и правонарушителем. При этом в число государственных органов, выступающих одной из сторон в экологическом правоотношении (прокуратура, суд, арбитражный суд, МВД), входят специальные органы, обладающие полномочиями рассматривать дела об экологических правонарушениях (Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования, Министерство здравоохранения и социального развития РФ).

Ответственность как правовой институт представляет собой систему юридических норм, обеспечивающих порядок применения и реализацию принудительных мер воздействия к правонарушителю.

Особенностью данного правового  института ответственности, является его комплексность. В систему  норм ответственности за экологические  правонарушения входят нормы различных отраслей права: земельного, лесного, водного, горного, экологического, трудового, административного, гражданского, уголовного.

Принципы возмещения вреда природной  среде

Основные положения по возмещению вреда природной среде сформулированы в законодательстве, регулирующем природоохранные отношения (статьи 75-79 Закона «Об охране окружающей среды», и (статьи 1064, 1082 ГК РФ)). Отношения по возмещению вреда, причиненного в результате экологического правонарушения, основаны на принципах гражданско-правовой ответственности, хотя эти отношения и не носят чисто имущественного характера.

Среди этих принципов для экологии имеют значение следующие:

- всеобщая обязанность причинителя  возместить причиненный вред (независимо  от привлечения к иным видам юридической ответственности). Формы возмещения вреда могут быть разнообразными. Они могут устанавливаться сторонами при заключении договоров и предусматривать особенности возмещения причиненного ущерба ввиду особенностей реализации договоров по природопользованию (пени, неустойки и другое) либо предусматривать ограниченную, полную, повышенную материальную ответственность (при трудовых отношениях причинителя вреда);

- принцип полного возмещения  причиненного вреда предполагает  взыскание реального ущерба и упущенной выгоды. Экологический вред подсчитывается с учетом реального ущерба и упущенной выгоды в объеме неполученного дохода. Этот неполученный доход должен быть обусловлен именно действием экологического вреда, связанного с конкретным фактом его наступления, продолжающегося во времени и пространстве;

- принцип ответственности юридических  лиц и граждан за вред, причиненный  их работниками (ст. 1068 ГК РФ). Указанный  принцип вытекает из общеправового  принципа неотвратимости ответственности  за причиненный вред (ст. 1064 ГК РФ), обеспечивающего надежные гарантии для взыскания вреда, особенно с причинителей, которые в силу различных обстоятельств являются неплатежеспособными. В таких случаях вред возмещает предприятие, организация, где работает причинитель вреда, а юридическое лицо вправе в регрессном порядке потребовать возмещения ущерба, нанесенного причинителем вреда - работником данного предприятия, организации;

- принцип солидарной ответственности  при совместном причинении вреда.  Практика показывает, что вред природной среде причиняется вследствие сочетания упущений и нарушений, допускаемых целым рядом организаций, разрабатывающих, осуществляющих строительство, ремонт, реконструкцию, производство; контролирующих реализацию народнохозяйственных, промышленных, строительных объектов, то есть вред является результатом деятельности иных субъектов правоотношений, хотя экологическую ответственность в первую очередь за него несет непосредственный причинитель. В тех случаях, когда источниками причинения вреда природной среде являются нарушения, допускаемые различными организациями в результате совместной деятельности по осуществлению народнохозяйственных проектов, в качестве солидарных ответчиков могут привлекаться и другие организации, виновные в нарушениях, повлекших причинение ущерба (вреда). Например, изыскатели, допустившие неточности в своих анализах, повлекшие неточности в проекте; проектные организации, допустившие ошибки при проектировании объектов. В качестве соответчиков могут выступать и строители, некачественно выполнившие работы по строительству экологических очистных установок, сооружений. В подобных случаях арбитражный суд, территориальный суд обязаны при определении экологического вреда установить роль и степень участия каждого соответчика в причинении вреда и принять меры к его возмещению в соответствии с принципом солидарной ответственности (ст. 1080 ГК РФ);

- принцип возмещения вреда, причиненного  источником повышенной опасности  для окружающей природной среды.

Предприятия, учреждения, организации, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей природной среды, обязаны возместить причиненный ими вред окружающей природной среде и здоровью человека в соответствии со ст. 1079 ГК РФ (ст. 77 Закона «Об охране окружающей среды») К источникам повышенной опасности относятся промышленные предприятия. В гражданско-правовом смысле источником повышенной опасности является деятельность (состояние), обладающая двумя признаками повышенной вероятностью причинения вреда и невозможностью полного контроля за данной деятельностью (состоянием). Под владельцами источников повышенной опасности понимаются юридические (организации) и физические лица (граждане), осуществляющие эксплуатацию источников повышенной опасности на основе права собственности, аренды, владения, пользования. Не признаются владельцами источников повышенной опасности лица, управляющие ими в силу трудовых или иных договорных отношений (машинист электропоезда, водитель автомобиля, тракторист, работающие по найму в соответствующих организациях), заключенных с владельцем данного источника

Наибольшую потенциальную опасность  для окружающей природной среды  представляют такие виды источников повышенной опасности, как транспортные средства, станки и оборудование предприятий  химической и целлюлозно-бумажной промышленности, металлургической промышленности, особенно предприятий, перерабатывающих цветные металлы, объекты нефтегазового комплекса, предприятия, деятельность которых связана с использованием химических, биологических и радиоактивных веществ и материалов, обладающих свойствами и признаками источников повышенной опасности. Указанные виды источников повышенной опасности загрязняют природную среду, наносят особо ощутимый вред лесному хозяйству, земле, водным ресурсам, атмосферному воздуху, а также всему растительному и животному миру, здоровью человека.

В настоящее время не существует перечня источников повышенной опасности. В каждом конкретном случае рассмотрения дела о возмещении ущерба суд (арбитражный  суд) отдельно решает вопрос об отнесении того или иного вида причинителя вреда к категории источника повышенной опасности. Для взыскания ущерба с владельца источника повышенной опасности не требуется наличия его вины. Ущерб возмещается в силу самого факта причинения вреда, если не будет установлено, что ущерб наступил в результате действия непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Непреодолимой силой считаются  обстоятельства, связанные со стихийными природными явлениями (землетрясения, оползни, наводнения, извержения вулканов), а также аварии и катастрофы. Такой ущерб компенсируется на основе специального законодательства, регулирующего имущественные отношения, возникшие вследствие стихийных бедствий и катастроф.

 

 

 

 

 

 

 

24. Дисциплинарная форма (вид) ответственности применяется за совершенные дисциплинарные проступки при исполнении работниками экологического контроля и другими лицами своих трудовых обязанностей, например неаккуратное оформление протоколов об административных проступках, документов кадастра объектов недвижимости, ненадлежащее исполнение работ и т.д. Она предусматривается соответствующими статьями ТК. Мерами дисциплинарных взысканий могут быть: замечание, выговор, увольнение с работы (ст. 192 ТК). Их налагает руководитель организации на подчиненных ему но службе работников. Расширять названный перечень взысканий запрещено.

Дисциплинарный проступок. В чем  выражается дисциплинарный проступок  и каковы меры взысканий? Дисциплинарным проступком работника могут быть признаны только такие его противоправные действия или бездействие, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей.

Не может, например, считаться дисциплинарным проступком отказ работника от выполнения общественного поручения или  нарушение им правил поведения в  общественных местах и т.п. Неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей признается виновным,

если работник действовал умышленно  или по неосторожности. Умышленная вина предполагает определенное волевое  решение (действие или бездействие), направленное на нарушение установленных правил поведения.

Неосторожность как форма вины имеет место тогда, когда работник ие предвидит последствий своего противоправного действия или бездействия, хотя должен был предвидеть, либо когда  он предвидит такие последствия, но легкомысленно надеется их предотвратить. Не может считаться

виновным невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по причинам, не зависящим от работника (например, из-за отсутствия необходимых материалов или орудий производства, из-за недостаточной  квалификации работника, его нетрудоспособности).

Различают общую и специальную  дисциплинарную ответственность. Общая  дисциплинарная ответственность регулируется ТК и распространяется на всех работников организаций, кроме тех, для которых установлена специальная дисциплинарная ответственность. Специальная дисципли-

нарная ответственность установлена уставами и положениями о дисциплине для некоторых ответственных категорий работников. Установление специальной дисциплинарной

ответственности обусловлено спецификой трудовых функций, выполняемых этими работниками. Эта дисциплинарная ответственность предусматривает ряд более строгих но сравнению с общей дисциплинарной ответственностью мер взыскания, а также в некоторых случаях расширяет понятие дисциплинарного проступка. Некоторые особенности привлечения к дисциплинарной ответственности установлены для государственных служащих.

Информация о работе Экологические этикетки и декларации