Экологические этикетки и декларации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 23:56, лекция

Описание работы

Экологические этикетки и декларации дают информацию о продукции или услугах в отношении их общих экологических характеристик, одного или нескольких экологических аспектов. Покупатели и потенциальные покупатели могут использовать эту информацию при выборе продукции или услуг, если такой выбор основывается на соображениях экологичности или других факторах. Продавец продукции или услуги надеется, что экологическая этикетка или декларация могут быть эффективно использованы при принятии решений в пользу той или иной продукции или услуги

Файлы: 1 файл

экологическое право.doc

— 956.00 Кб (Скачать файл)

Основными принципами профессиональной этики экоаудиторов являются:

объективность экоаудиторов и их независимость от руководства Организации по экологическому аудированию, клиента, заказавшего проведение экоаудита и руководства аудируемой организации;

компетентность экоаудиторов в  вопросах охраны окружающей среды и  природопользования и специфики обследуемого (аудируемого) объекта. Экоаудит должен быть выполнен специально аттестованными лицами - экоаудиторами с соответствующими профессиональными знаниями, которые имеют необходимую подготовку, опыт, и которые являются компетентными вследствие изучения ряда общих и специальных дисциплин, а также имеющими необходимый практический опыт. Компетентность подтверждается наличием у экоаудитора соответствующих документов о прохождении курса обучения, практической стажировки, удостоверения экоаудитора, лицензии на право заниматься деятельностью по экоаудиту;

сохранение экоаудиторами конфиденциальности получаемой при аудите информации, неразглашение ее без разрешения руководства аудируемого объекта, кроме случаев нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования. Экоаудитор должен придерживаться строгой конфиденциальности относительно всей, без исключения, информации, полученной в процессе проведения экоаудита. Никакая информация не может быть разглашена без специального разрешения клиента. Единственным исключением из данного правила является обязанность экоаудитора (экоаудиторской фирмы) предоставить по решению судебных органов или по санкции прокурора конкретную информацию (документацию), указанную в решении суда (по санкции прокурора) соответствующим судом или правоохранительным органом.

ответственность экоаудиторов за проведение экоаудита в пределах, установленных  законодательством Российской Федерации.

Кроме того, экоаудитору необходимо понимание тенденций развития международных и национальных стандартов, нормативов и директив по природоохранным и аудиторским вопросам, а также определенных регулирующих требований, которые установлены законодательством и действующими нормативами.

К основным целям и задачам в области экологического аудита с учетом международной практики относится:

получение достоверной информации о деятельности субъектов хозяйствования в области природопользования и  охраны окружающей среды;

проведение объективной оценки соответствия аудируемого объекта (оцениваемых видов деятельности) требованиям законодательства нормативных актов, а также требованиям в области окружающей среды и природопользования, принятых (заявленных) самим аудируемым объектом (аудируемым предприятием);

содействие субъектам хозяйственной деятельности в самостоятельном регулировании своей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению предупредительных мер, направленных на выполнение экологических требований, норм и правил;

создание инструмента для реализации основных направлений регулирования природопользования и обеспечения устойчивого развития;

интеграция деятельности в области  охраны окружающей среды с другими  сферами деятельности.

Экологический аудит тесно связан с экологическим менеджментом (управлением окружающей средой или управлением охраной окружающей среды).

Экологический менеджмент и экоаудит в процессе перехода экономики на новые методы хозяйствования выполняет  ряд важных функций, которые охватывают:

реструктуризацию производства;

процесс приватизации;

создание экологически конкурентной среды и рыночного ценообразования  с учетом экологических издержек производства;

функции программно - целевого распределения  финансовых ресурсов;

децентрализации управления;

гибкого нормирования и налогообложения с учетом экологических факторов.

Данные функции экологического менеджмента распространяются на следующие  виды экологического аудита:

аудиторские оценки экологической  обстановки (состояния окружающей среды) на предприятии;

аудиторские оценки соответствия деятельности предприятия требованиям законодательства и нормативных актов в части охраны окружающей среды и природопользования;

экологический аудит процессов  вывода предприятий и производств  из эксплуатации (например, при реструктуризации отрасли экономики) с учетом их экологического состояния;

аудиторские оценки экологического риска, приоритетных мероприятий по экологическому оздоровлению предприятий, которые  приватизируются;

аудиторская оценка экологических  затрат и экологических издержек; |

аудиторская оценка программных мероприятий по энерго- и ресурсосбережению;

аудиторская оценка защиты корпоративных  интересов;

аудиторская оценка условий экологического страхования;

аудиторская оценка нормативной базы;

экоаудит технологической документации;

экоаудит систем экоменеджмента (управления окружающей средой) предприятий.

Экоаудит систем экоменеджмента - это экоаудит, имеющий обширную область  охвата всех видов деятельности предприятия, связанных с воздействием на окружающую среду. В его процессе рассматривается весь комплект документации предприятия.

Объектами экоаудита могут быть виды хозяйственной, административной, инвестиционной и других видов деятельности, в частности:

предприятия, организации и учреждения независимо от форм собственности и  подчиненности, хозяйственная деятельность которых связана с экологическим риском для окружающей среды и здоровья населения;

объекты, системы, комплексы общего природопользования и обеспечения  очистки сточных промышленных вод  промышленности и коммунально-бытового хозяйства, уменьшения отходов, выбросов вредных веществ в атмосферу и сбросов загрязненных стоков в воде;

отраслевые и местные хозяйственные  и административные решения, реализация  которых может привести к нарушению  экологических нормативов или отрицательному воздействию на окружающую среду и здоровье населения, хозяйственную и иную деятельность предприятий и территорий;

экологически опасные действующие  объекты, системы, комплексы, в том  числе военного и оборонного значения;

инвестиционные и приватизационные программы и проекты развития предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчиненности, деятельность которых связана с экологическим риском для окружающей среды и здоровья населения;

кредитные соглашения, инвестиционные подрядные контракты, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов, отрицательному влиянию на состояние окружающей среды и здоровья населения;

объекты приватизации государственных  и муниципальных предприятий  и организаций.

 

Объектами экологического  аудирования в общем плане являются:

состояние окружающей среды и системы  управления окружающей средой на объекте  экологического аудита;

выполнение обязательных мер по обеспечению экологической безопасности риска;

соблюдение экологического законодательства и правовых требований охраны окружающей среды экологического аудита;

оценка состояния природно-ресурсного потенциала объекта, определение уровня, направлений возможных антропогенных  нагрузок и прогноз ожидаемых  экологических последствий, оценка экологической безопасности объектов, технологий, материалов, веществ, средств и способов их проектирования, строительства, производства, реализации, использования в хозяйственной практике в соответствии с принятыми федеральными, региональными и международными обязательствами.

Субъектами экологического аудита являются лица (физические и юридические) и аудиторские фирмы, которым  полномочным органом предоставлено  право оказания экологических услуг (в форме экоаудита) предприятиям, организациям, учреждениям, территориальным органам управления.

 

Субъектами экологического аудита следует считать:

экоаудиторов - специалистов, которые  имеют соответствующий квалификационный сертификат (аттестат) и лицензию на право осуществления экоаудиторской деятельности;

экоаудиторские фирмы - аккредитованные организации, в уставную деятельность которых  входит предоставление экологических услуг - экоаудирования, и которые имеют соответствующую лицензию на право осуществления экоаудиторской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Экологическое страхование - страхование ответственности объектов - источников повышенного экологического риска - за причинение ущерба третьим лицам вследствие внезапного, непреднамеренного (аварийного) загрязнения окружающей среды.

 

Экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и антропогенного характера.

 

Цель страхования экологических рисков - покрытие убытков страхователя, связанные с необходимостью возместить ущерб, который понесли третьи лица в результате загрязнения окружающей среды, явившегося следствием деятельности страхователя.

 

Основной задачей экологического страхования являются компенсация возникающих из-за загрязнения окружающей природной среды убытков и дополнительное финансовое обеспечение экологической безопасности при соблюдении интересов всех сторон: страховщиков, страхователей и третьих лиц.

Объектом страхования - является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнение земельных угодий, воздушного бассейна, водной среды на территории действия конкретного договора страхования.

 

Страховым случаем является внезапное, непреднамеренное причинение ущерба окружающей природной среде, возникшее в  результате аварии, приведшее к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу либо к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод.

 

Страховые платежи уплачиваются в  соответствии с утвержденными тарифными  ставками и определяются в основном экологической опасностью объекта, принадлежностью его к той или иной отрасли производства, вероятной частотой аварийных событий.

 

Страховое покрытие включает в себя: компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества; убытки, связанные  с ухудшением жизни граждан в  окружающей среде; расходы по очистке загрязненной территории и приведению ее в состояние, предшествовавшее аварии; расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым в результате страхового события причинен вред; расходы, связанные с предварительным расследованием, проведением судебных процессов и т.д.

 

Эффект рассредоточения риска  заключается в следующем.

 

Уплачивая страховые премии, величина которых относительно необременительна для страхователя, последний перекладывает  гарантию возмещения убытков третьим  лицам на страховщика, причем возмещаемый ущерб может многократно превосходить взносы страхователя. Страховщик же учитывает, что аварии носят вероятностный характер и, как правило, не происходят одновременно и на одном и том же предприятии.

 

Тарифные ставки при проведении актуарных расчетов дифференцируются в зависимости от:

 степени риска, вида объекта;

 условий и объемов производства;

 износа основных фондов;

 места нахождения опасного  производственного объекта и  других факторов его эксплуатации;

 сведений о наличии (отсутствии) аварий в предыдущие годы и нанесенном в результате ущербе, объема ответственности страховщика и размера страховой суммы;

 состояния природоохранных  систем;

 проведения мероприятий по  предупреждению аварийности и  др.

 

Аккумулируемые страховщиками страховые взносы далее распределяются следующим образом. Основная часть полученных взносов служит для формирования страховых резервов, т.е. в последствии станет источником страховых выплат. Часть взносов используется на финансирование расходов страховой компании на ведение дела, в том числе на выплату комиссионных вознаграждений страховым агентам и брокерам. Кроме того, часть собранных страховых взносов идет на формирование резерва (фонда) предупредительных мероприятий.

 

Предупредительными (или превентивными) мероприятиями являются: установка и модернизация очистных сооружений, совершенствование систем контроля за выбросами, совершенствование производственного оборудования и технологий, переход на более современные и менее опасные технологические процессы, консервации вредных производственных отходов, финансирование аварийных и ремонтных служб и их подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях и др.)

 

Страховая компания, проведя оценку риска, может отказать предприятию  в предоставлении страхового покрытия в связи с тем, что вероятность наступления страхового случая у данного страхователя слишком велика. При заключении договора страховщики могут манипулировать ставками страховых тарифов: повышать их при повышенном риске; предоставлять разног рода скидки и льготы. Предприятие-страхователь заинтересовано в максимально возможном удешевлении страхования, поэтому оно начинает профилактику экологических аварий еще до заключения договора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Государственный экологический  контроль осуществляют органы представительной и исполнительной власти общей компетенции всех уровней, а также специально уполномоченные органы Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Должностные лица и специалисты  центрального аппарата и территориальных органов Министерства природных ресурсов Российской Федерации  и Гостехнадзора являющиеся правопреемниками упраздненного Госкомэкологии вправе:

Информация о работе Экологические этикетки и декларации