Экологические этикетки и декларации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 23:56, лекция

Описание работы

Экологические этикетки и декларации дают информацию о продукции или услугах в отношении их общих экологических характеристик, одного или нескольких экологических аспектов. Покупатели и потенциальные покупатели могут использовать эту информацию при выборе продукции или услуг, если такой выбор основывается на соображениях экологичности или других факторах. Продавец продукции или услуги надеется, что экологическая этикетка или декларация могут быть эффективно использованы при принятии решений в пользу той или иной продукции или услуги

Файлы: 1 файл

экологическое право.doc

— 956.00 Кб (Скачать файл)

ральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Декларацию промышленной безопасности разрабатывают в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, она является необходимым документом для получения лицензии на осуществление деятельности в области промышленной безопасности (например, на эксплуатацию химически опасных производственных объектов, нефтегазо-

добывающих производств). При разработке декларации промышленной безопасности должна быть проведена всесторонняя оценка риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий возможной аварии; разработка мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий возмож-

ной аварии и размера  ущерба.

Декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе проектной документации, проходит экспертизу промышленной безопасности, поскольку в соответствии с требованиями законодательства государственной экспертизе подлежит проектная документация на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт опасного производственного объекта, содержащая декларацию промышленной безопасности.

Экспертиза декларации проводится организацией, имеющей лицензию Ростехнадзора на проведение экспертизы декларации промышленной безопасности и не участвующей

в разработке рассматриваемой  декларации и приложении к ней. Приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 16.03.2007 № 64

установлено, что государственным учреждением, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, является федеральное государственное учреждение «Главное управление государственной вневедомственной экспертизы (Главгосэкспертиза России) при Государствен-

ном комитете Российской Федерации  по строительству и жилищно-коммунальному комплексу».

Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, представляет экземпляр декларации в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору либо ее территориальное подразделение, а также в соответствующие федеральные ор-

ганы исполнительной власти, которым предоставлено правоосуществлять  отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности. Копии декларации представляют в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого он эксплуатируется. Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, обеспечивает доступ к декларации официальных

представителей общественных объединений на основании мотивированного запроса руководителя общественного объединения, согласованного с руководителем органа испол-

нительной власти соответствующего субъекта РФ, а также обеспечивает предоставление содержащихся в декларации сведений гражданам, проживающим на территории вблизи

опасного производственного  объекта.

Паспорт опасного отхода. Паспорт  опасного отхода представлЯет собой документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса

опасности, содержащий сведения об их составе (см. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»). Паспорт составляют юридические лица и индивидуальные

предприниматели, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы. Затем паспорт с приложением заявления о выдаче свидетельства о классе опасности отхода для окружающей среды и согласовании паспорта, а также иных необходимых материалов направляется в территориальный орган Ростехнадзора в соответствующем субъекте РФ для проведения паспортизации опасного отхода. При принятии положительного решения заявителю выдается свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды и согласованный паспорт.

Паспорт опасного отхода включает в себя следующие сведения:

— наименование опасного отхода, включая его код и наименование, агрегатное состояние и физическую форму (например, твердый, жидкий, пастообразный, сыпучий, гранулят, порошкообразный, пылеобразный, готовое изделие, потерявшее свои потребительские свойства), компонентныйсостав отхода;

— наименование технического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого товар (продукция) утратил свои потребительские свойства, с указанием наименования исходящего товара;

— класс опасности отхода для окружающей среды, опасные свойства отхода (токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, содержание возбудителей инфекционных болезней);

— необходимые меры по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с данным опасным отходом;

— реквизиты юридического лица, индивидуального предпринимателя, в процессе деятельности которого образуется опасный отход, его подпись и печать, а также подпись и печать соответствующего территориального органа Ростехнадзора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Экологическая экспертиза является одним из основных элементов организационного механизма охраны окружающей среды, важнейшей мерой контроля за деятельностью

хозяйствующих субъектов со стороны  специально уполномоченных государственных  органов и общественных организаций.

Понятие и правовое регулирование экологической экспертизы. Законодательно экологическая экспертиза определяется как установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Данная процедура представляет собой предусмотренный законодательством комплекс действий государственных органов и общественных организаций по рассмотрению документации, связанной с реализацией хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Задача экспертизы — гарантировать, что при планировании хозяйственной и иной деятельности предусмотрены меры но охране окружающей среды, соот-

ветствующие требованиям законодательства. Основное, что следует отметить, — экологическую экспертизу проводят на этапе планирования хозяйственной или иной деятельности, а не в отношении, например, действующих предприятий.

Экологической экспертизе посвящена  ст. 33 Закона об охране окружающей среды, нормативные положения об экологической  экспертизе содержатся также в иных федеральных законах, являющихся источниками экологимческого права. Основным нормативным правовым актом, ре-

гулирующим ее проведение, является Федеральный закон «Об экологической  экспертизе». Во исполнение данного  Закона приняты такие акты, как  Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 № 698; Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и федеральной службы но надзору в сфере природопользования и исполнения государственной функции по организации ,, проведению государственной экологической экспертизы, утвержденный приказом Ростехнадзора и МПР России от 10.09.2007 № 619/235, иные подзаконные акты.

В соответствии с законодательством возможно проведение государственной и общественной экологической экспертизы.

Порядок проведения экологической экспертизы. Государственная экологическая экспертиза проводится исполнителем — Ростехнадзором либо Росприроднадзором, либо органом государственной власти субъекта РФ. Экспертизу осуществляют в определенном порядке.

1. Заказчик представляет документацию в соответствующее экспертное подразделение. Базисные требования к со держанию представляемой документации установлены вч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе», более подробные — в подзаконных актах.

2. Проводится проверка комплектности  представленных I документов. При соответствии их установленным требованиям заказчик информируется о необходимости оплаты экспертизы, при несоответствии — о сроках представления материалов в полном объеме.

3. Заказчик оплачивает проведение экспертизы и направляет в экспертное подразделение подтверждающий оплату документ.

4. Экспертиза начинается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и в количестве, соответствующих требованиям законодательства.

5. Государственная экологическая  экспертиза начинается со дня подписания приказа о ее проведении. Срок проведения экспертизы устанавливается в зависимости от сложной

ти объекта и не может превышать  шести месяцев. В течение данного срока изучается представленная документация, проводятся заседания экспертной комиссии, готовятся про

екты индивидуальных и групповых  заключений, затем проект сводного заключения.

В состав экспертной комиссии государственной  экологической экспертизы включаются внештатные эксперты, и в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, могут включаться в качестве экспертов государственной экологической экспертизы его штатные сотрудники и штатные сотрудники органов государственной власти субъектов РФ.

6. Завершающим этапом экспертизы являются иодписание и утверждение ее сводного заключения. Заключение государственной экологической экспертизы может быть положительным либо отрицательным.

Положительное заключение содержит выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды.

Отрицательное заключение может содержать выводы о необходимости доработки представленных материалов либо о недопустимости реализации объектов экспертизы. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.

Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, подписывается руководителем этой экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия. К заключению, подготовленному эксперт-

ной комиссией государственной  экологической экспертизы, прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением. Исходя из положений закона, эксперт не вправе отказаться от подписания заключения.

Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической  экспертизы, приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы пов л е его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов РФ.

Заключения государственной экологической  экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Обеспечение рационального природопользования, сохранение окружающей среды является экологической функцией государства. Реализации данной функции среди прочих элементов организационного механизма охраны окружающей среды служит выдача специально уполномоченными органами государственной власти разрешений на пользование

природными объектами — экологическое  лицензирование.

Значение экологического лицензирования. Под экологическим лицензированием  следует понимать деятельность уполномоченных государственных органов, связанную с выдачей лицензий (иных разрешительных документов) на природопользование, негативное воздействие на окружающую среду, или осуществление иной деятельности, в процессе осуществления которой оказывается воздействие на окружающую среду.

В ст. 30 Закона об охране окружающей среды  содержится требование о необходимости  лицензирования отдельных видов  деятельности в области охраны окружающей среды, а также предусмотрено  императивное предписание, согласно которому перечень указанных лицензируемых видов деятельности устанавливается федеральными законами.

Однако следует сказать, что  данное положение закона фактически не действует, поскольку деятельность в области охраны окружающей среды  в настоящее время не лицензируется. Действие Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не распространяется на использование природных ресурсов. Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с данным Законом, содержит такие виды деятельности, при осуществлении которых необходимо соблюдение требований природоохранного законодательства. Следовательно, лицензирование отдельных видов

деятельности в соответствии с  указанным Федеральным законом  также можно отнести к экологическому. Предписания в области лицензирования видов деятельности, при

осуществлении которой оказывается  вредное воздействие на окружающую среду, устанавливаются также иными  законами (например, Федеральным законом  «Об использо-

Информация о работе Экологические этикетки и декларации