Экологическое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:35, контрольная работа

Описание работы

Контрольно-надзорная деятельность государственных органов в области охраны окружающей среды и регулирования природопользования является одним из наиболее эффективных инструментов реализации экологического права.1 Она охватывает три главных направления экологического контроля: предупредительный контроль (экологическая экспертиза проектов хозяйственно-технических решений), последующий контроль (инспектирование, проверка соблюдения экологического права в процессе различных видов производственной и непроизводственной деятельности) и мониторинг окружающей среды (слежение за состоянием природной среды физическими и другими научно-техническими методами).

Содержание работы

№1. Система и виды экологического контроля в Российской Федерации…………………………………………………………........................3
Задача 1………………………………………………..…………………………11
Задача 2…………………………………………………..………………………14
Список использованных источник……………………………………………..17

Файлы: 1 файл

экологическое готово Таня +.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

План 

№1. Система и виды экологического контроля в Российской Федерации…………………………………………………………........................3

Задача  1………………………………………………..…………………………11

Задача  2…………………………………………………..………………………14

Список использованных источник……………………………………………..17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

№1. Система и виды экологического контроля в Российской Федерации 

     Каждый  гражданин нашей страны имеет  право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной  среды; в свою очередь, он обязан охранять природу и окружающую среду, принимать участие в ее охране.

     Контрольно-надзорная  деятельность государственных органов  в области охраны окружающей среды  и регулирования природопользования является одним из наиболее эффективных  инструментов реализации экологического права.1 Она охватывает три главных направления экологического контроля: предупредительный контроль (экологическая экспертиза проектов хозяйственно-технических решений), последующий контроль (инспектирование, проверка соблюдения экологического права в процессе различных видов производственной и непроизводственной деятельности) и мониторинг окружающей среды (слежение за состоянием природной среды физическими и другими научно-техническими методами).  

     Экологический контроль 

     Экологический контроль – одно из проявлений экологической функции государства. Он заключается в проверке соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами экологических требований по использованию и охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности общества. Различают:

  1. Информационный контроль – сбор и обеспечение информации для передачи ее соответствующим государственным органам в целях принятия предупредительных или карательных мер;
  2. Предупредительный контроль – предотвращение вредных последствий, которые могут возникнуть из-за невыполнения необходимых мероприятий по охране окружающей среды, несоблюдения нормативных актов;
  3. Карательный контроль – применение мер государственного принуждения к нарушителям.

     Экологический контроль как способ организационно-правового обеспечения рационального экологопользования и сохранности экологической системы представляет собой активное вмешательство по фактам выявленных отклонений на предмет их устранения.

     Экологический контроль осуществляется с целью  обеспечения деятельности экологопользователей в соответствии с экологическими условиями и требованиями, содержащимися в нормативной документации, утвержденной в установленном порядке.

     Экологическому  контролю подлежит хозяйственная и  иная деятельность, связанная с использованием отдельных видов природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, осуществляемая на территории РФ, а также в пределах территориальных вод континентального шельфа, исключительной экономической зоны под юрисдикцией РФ. 

     Экологическая экспертиза

     Государственная экологическая экспертиза проводится в целях проверки соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности требованиям экологического права. Она состоит в проверке содержания представляемой на экспертизу проектной  документации силами специально создаваемых экспертных комиссий., состоящих из компетентных специалистов – ученых и практиков, определении экологической допустимости проектируемой деятельности. Результаты государственной экологической экспертизы в каждом случае оформляются в виде заключения, которому придается обязательная юридическая сила. Однако выводы экспертной комиссии могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.

     Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию

хозяйственного  решения, осуществление которого может  оказывать вредное воздействие  на окружающую среду. Финансирование и  осуществление работ по всем проектам и программам производится только при  наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. 

     Экологический мониторинг

     Экологический мониторинг – комплекс выполняемых  по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых  на их основе рекомендаций и вариантов  управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием окружающей среды и экологической безопасности.

     Государственный экологический мониторинг окружающей среды осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством  субъектов РФ в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды  в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

     Экологический мониторинг осуществляют: Департамент  охраны окружающей среды и экологической безопасности, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, специально уполномоченные в области регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов государственные органы РФ, другие федеральные органы исполнительной власти в рамках Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ). ЕГСЭМ решает следующие задачи: разработка программ наблюдений за состоянием окружающей среды на территории России, в ее отдельных регионах и районах; организация наблюдений и проведение измерений показателей объектов экологического мониторинга и др. 

     Виды  экологического контроля

     Контроль  за соблюдением правил экологопользования бывает государственный, производственный, муниципальный и общественный.

     1. Государственный контроль  осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 65 Закона). Под государственным контролем понимают один из видов государственной административной деятельности, призванной обеспечить соблюдение экологического законодательства и выполнение природоохранных мероприятий.

     Государственный экологический контроль проводится в предупредительной и текущей  формах.2 Предупредительный контроль осуществляется на стадиях планирования или проектирования хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказать вредное воздействие на окружающую природную среду, реализации проекта, ввода объекта в эксплуатацию; текущий – реализуется на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.

     Названный контроль осуществляется в отношении  соответствующих объектов:

  • в области использования и охраны земель (постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993г. №1362 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель);
  • в области использования и охраны недр (постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998г. №132 «Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр»);
  • в области обеспечения карантина растений на территории – в форме государственного фитосанитарного контроля (Федеральный закон РФ от 15 июля 2000г. «О карантине растений»);
  • в области использования и охраны водных ресурсов;
  • в лесном хозяйстве;
  • в сфере охраны атмосферного воздуха (постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1999г. №1292 «О специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха»);
  • в сфере охраны животного мира.

     Должностные лица органов государственного экологического контроля имеют широкие полномочия. В частности, согласно Закону Российской Федерации об охране окружающей природной среды3 (ст.70), они имеют право:

  • принимать решения об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности экологически вредных объектов;
  • налагать административный штраф в установленном размере за нарушение природоохранительного законодательства;
  • предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного природной среде, и направлять материалы для привлечения виновных к уголовной ответственности;
  • выдавать разрешения на природопользование, устанавливать государственную экологическую экспертизу.

     2.  Производственный  контроль осуществляется экологической службой предприятий, учреждений, организаций в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды установленных законодательством4 (ст. 67 Закона).

     3. Муниципальный контроль, т.е. контроль за выполнением правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей природной среды, ограниченный отраслевой сферой, осуществляется, например:

  • Минсельхозом России (постановление Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1998г. №1090);
  • ФПС России (Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 1995г. №232);
  • Минздравом России (постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 1997г. №659);
  • МВД России (Указ Президента Российской Федерации от 18 июля 1996г. №1039);
  • Государственным таможенным комитетом (Указ Президента Российской Федерации от 25 октября 1994г. №2014);
  • Госгортехнадзором (Указ Президента Российской Федерации от 18 февраля 1993г. №234);
  • Госстандартом и др.
 

    Общественный  контроль 

     Осуществляется  общественными и иными некоммерческими  объединениями в соответствии с  их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством5 (ст. 68 Закона).

     Общественный  экологический контроль неразрывно связан с общественным экологическим  движением. Еще в 1988г. в «Меморандуме в защиту природы» группой известных  ученых, писателей и деятелей искусств высказывалось убеждение, что «делу спасения Отечества от экологической катастрофы может помочь великое народное движение за сохранение природы на каждой пяди нашей земли…»

     Основными формами общественного экологического контроля являются:

  • выяснение мнения граждан путем участия их в референдумах, собраниях, сходах (вопросы по отводу земель, строительстве и др.);
  • общественные слушания;
  • затребование информации о природоохранной деятельности и состоянии охраны окружающей природной среды;
  • обжалование в судах незаконных действий в сфере экологии.

     Наиболее  массовыми добровольными организациями  до недавнего времени были общества охраны природы, охотников и рыболовов, дружины по охране природы и т.д. В их задачу входило содействие государственным  органам в проведении мероприятий по охране природы, привлечение широких масс населения для участия в природоохранных мероприятиях и т.д. Авторитет этих обществ среди населения из-за формализма в работе, низкой эффективности и заорганизованности, в последнее время заметно снизился.

     Кроме этого, можно выделить ведомственный контроль, который осуществляется министерствами и ведомствами в рамках своей отрасли. Он отличается от государственного контроля, во-первых, более узким кругом задач, определенных общим положением о министерстве и специальными положениями о министерствах; во-вторых, значительной разнородностью контрольных функций, поскольку есть министерства и ведомства, деятельность предприятий которых связана с эксплуатацией природных объектов, а есть и такие, которые в своей деятельности касаются данной сферы незначительно.

Информация о работе Экологическое право