Экологическое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:35, контрольная работа

Описание работы

Контрольно-надзорная деятельность государственных органов в области охраны окружающей среды и регулирования природопользования является одним из наиболее эффективных инструментов реализации экологического права.1 Она охватывает три главных направления экологического контроля: предупредительный контроль (экологическая экспертиза проектов хозяйственно-технических решений), последующий контроль (инспектирование, проверка соблюдения экологического права в процессе различных видов производственной и непроизводственной деятельности) и мониторинг окружающей среды (слежение за состоянием природной среды физическими и другими научно-техническими методами).

Содержание работы

№1. Система и виды экологического контроля в Российской Федерации…………………………………………………………........................3
Задача 1………………………………………………..…………………………11
Задача 2…………………………………………………..………………………14
Список использованных источник……………………………………………..17

Файлы: 1 файл

экологическое готово Таня +.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

     Предупредительное государственное воздействие на экологических правонарушителей при  условиях, определенных законодательством, «перерастает» в правоохранительную (принудительную) форму. Это выражается в применении общих правовых (административных, уголовных, гражданских) и специальных мер (предупреждение, приостановление, закрытие) государственного экологического воздействия. К соответствующим мерам следует отнести: платежи за незаконную деятельность в области добычи природных ресурсов, их изъятие сверх лимитов, сверхнормативное загрязнение любого вида; ограничение, приостановление и прекращение любого вида хозяйственной и иной деятельности; применение мер эколого-правовой ответственности; специальные меры, обеспечивающие ограничительный и запретительный режим особо охраняемых природных территорий, объектов, зон; меры защиты особо охраняемых видов животных и растений, занесенных в Красную книгу. 
 
 
 
 
 
 
 

    Задача 1.

    Центром государственного санитарно-эпидемиологического  надзора муниципального образования  выявлено значительное загрязнение  почвы на земельных участках, расположенных в радиусе 10 км вокруг крупного промышленного предприятия черной металлургии. Химическому загрязнению подверглись и поверхностные воды протекавшей рядом с заводом реки. На предписание центра санэпиднадзора руководство акционерного общества не ответило и каких-либо мер по улучшению экологической обстановки не приняло.

    Вопрос 1. Имеются ли законные основания для привлечения должностных лиц предприятия к юридической ответственности?

    Вопрос 2. Какие природоохранные мероприятия должны в обязательном порядке производиться на современном промышленном предприятии?

    Вопрос 3. В ходе какой процедуры возможно выявление соответствия хозяйственной деятельности существующего промышленного предприятия экологическим требованиям? 

    Решение:

     1) Да, основания для привлечения должностных лиц предприятия к юридической ответственности есть. В действиях руководства акционерного общества присутствует состав правонарушения, предусмотренный ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ6, а именно  невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Кроме этого, в действиях руководства акционерного общества присутствует состав правонарушения, предусмотренный ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ, а именно нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

     2) Природоохранная деятельность включают в себя комплекс технических, технологических, экономических, юридических и организационных мероприятий, обеспечивающих защиту окружающей среды от воздействия производственных процессов и направленных на рациональное взаимодействие между деятельностью человека и окружающей средой. Технические мероприятия предусматривают внедрение в производство оборудования, предусматривающего нейтрализацию, регенерацию и повторное использование применяемых в технологическом процессе материалов, а также природоохранного оборудования (фильтры, пылеулавливающие установки, установки локальной очистки и др.), предотвращающего загрязнение атмосферы, почвы и воды. Технологические мероприятия предусматривают внедрение в производство щадящих, малоотходных, безотходных технологических процессов при широком использовании вторичных ресурсов, эффективной нейтрализации, регенерации (вода, воздух, растворы, вещества), усовершенствование устаревших технологических процессов, направленных на решение экологических проблем. Экономические мероприятия предусматривают:

- разработку системы показателей природоохранной деятельности подразделений;

- разработку нормативной базы для планирования, составления мероприятий и финансового плана обеспечения проведения природоохранных мероприятий;

- систему санкций к подразделениям, нарушающим нормы и правила охраны окружающей среды;

- систему поощрения: за внедрение технологии и оборудования, направленных на сокращение отходов производства, оказывающих вредное воздействие на охрану окружающей среды; за решение вопросов регенерации, рециркуляции, нейтрализации токсичных отходов; за увеличение использования вторичного сырья, отходов.

     Юридические мероприятия основаны на совокупности установленных государством правовых норм, направленных на сохранение и оздоровление окружающей среды, на рациональное использование природных ресурсов, на соблюдение природоохранного законодательства, соблюдение отраслевых нормативных документов и других приказов и инструкций. Организационные мероприятия предусматривают совершенствование взаимосвязи между бюро охраны окружающей среды и остальными подразделениями предприятия и филиалами, создание планов-мероприятий по обеспечению охраны окружающей среды на предприятии.

     3) Выявление соответствия хозяйственной деятельности существующего промышленного предприятия экологическим требованиям проводится в процессе экологического аудита.

       Экологический аудит - это объективный  независимый анализ, оценка, разработка  соответствующих рекомендаций и  предложений по фактическим результатам любой экологически значимой деятельности с целью установления соответствия этой деятельности, событий, условий, систем управления и информации природоохранным критериям, нормативным экологическим требованиям, а также разработки рекомендаций по ее совершенствованию. При этом экологический аудит конкретных объектов природопользования применяется для оценки деятельности природопользователей в части соблюдения норм и требований по охране окружающей среды, выработке рекомендаций по природоохранным мероприятиям, и финансовой оценке расходов, связанных с природопользованием.  

    Задача 2.  

    Группа  предпринимателей решила организовать предприятие по переработке техногенных  образований, являющихся отходами бывшего  медеплавильного завода. С этой целью они закупили необходимое оборудование, технику и приступили к работе. Однако их деятельность как нарушающая правила обращения с производственными отходами была приостановлена органами государственного экологического контроля.

    Вопрос 1. Правомерны ли действия органа государственного экологического контроля?

    Вопрос 2. Каков порядок переработки производственных и бытовых отходов?

    Решение:

     1) Да, действия органа государственного экологического контроля правомерны. В действиях предпринимателей присутствует состав правонарушения, предусмотренный ст. 8.2 КоАП РФ, а именно  несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, что влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

     2) Порядок переработки производственных и бытовых отходов установлен ФЗ «Об отходах производства и потребления»7.

      Во-первых, необходимо получить лицензию на деятельность, связанную с переработкой техногенных образований8.

     Во-вторых, необходимо получить техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов9.

      В-третьих, необходимо получить положительное  заключение государственной экспертизы, поскольку строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, государственной экспертизы проектной документации указанных объектов10.

     В соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»11 при разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение учитываются:

- объемы  используемых сырья, материалов, изделий с учетом проектной мощности;

- результаты  инвентаризации отходов и объектов  их размещения;

- наличие  и мощность имеющихся объектов  использования и обезвреживания  отходов данного вида;

- наличие,  вместимость, мощность и расчетный  срок эксплуатации имеющихся объектов размещения отходов;

- экологические,  санитарно-гигиенические и иные  требования к размещению отходов;

- возможность  обеспечения сохранности ресурсного  потенциала у размещаемых отходов;

- экономически  целесообразный объем транспортной  партии для вывоза отходов;

- наличие  имеющихся технологий переработки  отхода данного вида, которые  включены в банк данных о  технологиях использования и  обезвреживания отходов, являющийся  составной частью государственного  кадастра отходов;

- предельно  допустимые вредные воздействия отходов, предполагаемых к размещению, на окружающую среду;

- экологическая  обстановка на территории.

     Индивидуальные  предприниматели и юридические  лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

- соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;

- разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

- внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;

- проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

- проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;

- предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

- соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации. 

     Список  используемых источников:

     Нормативные акты: 

     1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195-ФЗ (ред. от 21.07.2011г.) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

     2. Федеральный закон от 24.06.1998г. № 89-ФЗ (ред. от 19.07.2011г.) «Об отходах производства и потребления» // Собрании законодательства Российской Федерации от 29.07.1998г. № 26. Ст. 3009.

     3. Федеральный закон от 08.08.2001г. № 128-ФЗ (ред. от 04.05.2011г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 13.08.2001г. № 33 (Часть I). Ст. 3430.

     4. Федеральный закон от 10.01.2002г. № 7-ФЗ (ред. от 18.07.2011г.) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. 14.01.2002. № 2. Ст. 133.

     5. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009г. № 1092-ст «Об утверждении национального стандарта» // Собрание законодательства Российской Федерации от 23.09.2009г. № 72. Ст. 5331.

     6. Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 09.07.2003г. № 575 «Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке материалов представляемых на Государственную экологическую экспертизу» // Экологический вестник России. 2006г. № 2.

Информация о работе Экологическое право