Экологическое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 03:46, контрольная работа

Описание работы

Общее природопользование является общедоступным, то есть не требует в каждом конкретном случае особого разрешения со стороны компетентных государственных органов, а также юридических или физических лиц, за которыми природные объекты закреплены в пользование. Общее природопользование связано с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду. Право на такое пользование природными объектами возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов. При этом, однако, в ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования природными ресурсами.

Содержание работы

Право общего природопользования……………………………….…..…….3
Эколого-правовой режим водопользования……………………….……….9
Задача……………………………………………………….……………...…13
Библиографический список…………………………………………………..…17

Файлы: 1 файл

Эколог готово.docx

— 38.34 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

«Забайкальский государственный  университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

 

Юридический факультет

Кафедра государственного и муниципального права 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО»

ВАРИАНТ № 2

 

 

 

 

 

Выполнил:

Проверил:_______________

________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧИТА  - 2013

Содержание

  1. Право общего природопользования……………………………….…..…….3
  2. Эколого-правовой режим водопользования……………………….……….9
  3. Задача……………………………………………………….……………...…13

Библиографический список…………………………………………………..…17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Право общего природопользования

 

Общее природопользование является общедоступным, то есть не требует в каждом конкретном случае особого разрешения со стороны  компетентных государственных органов, а также юридических или физических лиц, за которыми природные объекты  закреплены в пользование. Общее  природопользование связано с реализацией  естественного права каждого  на благоприятную окружающую среду. Право на такое пользование природными объектами возникает непосредственно  из законов или иных нормативных  актов. При этом, однако, в ряде случаев  устанавливаются пределы и условия  общего пользования природными ресурсами.

В земельном законодательстве прямо  не предусматривается общее землепользование. Однако в составе земель поселений  выделяются рекреационные территориальные  зоны, на которых осуществляется право  общего землепользования. Землями общего пользования в значительной степени  являются земли лесного фонда, правовой режим которых определяется земельным  законодательством.1

Категорию земельных участков общего пользования вводит также Гражданский  кодекс РФ. В соответствии со ст. 2622 граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Кроме того, если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Право ограниченного пользования  чужим земельным участком (сервитут) устанавливается Земельным кодексом РФ (ст. 23). При этом выделяется частный  и публичный сервитут.

Частный сервитут устанавливается  в соответствии с гражданским  законодательством.

Публичный сервитут устанавливается  законом или иным нормативным  правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным  правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для  обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных  участков. Новацией Земельного кодекса  РФ является то, что установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Публичные сервитуты могут устанавливаться, в частности, для:

прохода или проезда через земельный  участок;

использования земельного участка  в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

размещения на земельном участке  межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

проведения дренажных работ  на земельном участке;

забора воды и водопоя;

прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке  на земельных участках в сроки, продолжительность  которых соответствует местным  условиям и обычаям;

использования земельного участка  в целях охоты, ловли рыбы в  расположенном на земельном участке  водном объекте в установленные  сроки и в установленном порядке.

В соответствии с Земельным кодексом РФ сервитут может быть срочным или  постоянным.

Закон "О недрах" также закрепил право общего пользования ресурсами  недр. Собственники, владельцы земельных  участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов  РФ3. Закон при этом оговаривает условие о том, чтобы общераспространенные полезные ископаемые не числились на государственном балансе, а работы по сооружению подземных сооружений проводились без применения взрывных работ.

Земельный кодекс РФ также допускает  возможность использования собственниками земельных участков и землепользователями  в установленном порядке для  собственных нужд имеющиеся на земельном  участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды (ст. 40, 41).

Достаточно полно и четко  право общего пользования водами и лесами выражено в лесном и водном законодательстве.

Лесной кодекс РФ широко регулирует пребывание граждан в лесах: граждане имеют право свободно и бесплатно  пребывать в лесах и для  собственных нужд осуществлять заготовку  и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых  лесных ресурсов), а также недревесных  лесных ресурсов. При этом на них  возлагается обязанность соблюдать  правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами4.

Запрещается также осуществлять заготовку  и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную  книгу РФ, красные книги субъектов  РФ, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным  законом "О наркотических средствах  и психотропных веществах".

Пребывание граждан в лесах  может быть ограничено в целях  обеспечения: пожарной безопасности и  санитарной безопасности в лесах; безопасности граждан при выполнении работ. Запрещение или ограничение пребывания граждан  в лесах по основаниям, не предусмотренным  ст. 11 Лесного кодекса, не допускается.

Общее водопользование традиционно  предусматривается российским водным законодательством. Этот вид водопользования  тесно связан с выделяемыми Водным кодексом РФ водных объектов общего пользования5. Согласно ст. 6 поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Кодексом. Соответственно, каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. При этом использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, установленными Правительством РФ. Правила использования водных объектов для личных и бытовых нужд устанавливаются органами местного самоуправления.

Законодательством РФ и субъектов  РФ на водных объектах общего пользования  могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также иные запреты. Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется жителям соответствующих поселений органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

Для общего пользования предназначается  и полоса земли вдоль береговой  линии водного объекта общего пользования (береговая полоса). Ее ширина составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность  которых от истока до устья не более  чем десять километров, ширина береговой  полосы которых - пять метров. Каждый гражданин  вправе пользоваться (без использования  механических транспортных средств) береговой  полосой водных объектов общего пользования  для передвижения и пребывания около  них, в том числе для осуществления  любительского и спортивного  рыболовства и причаливания плавучих средств.

 Право общего пользования  водными биоресурсами регулируется  Федеральным законом "О рыболовстве  и сохранении водных биологических  ресурсов" применительно к любительскому  и спортивному рыболовству (ст. 24). Любительское и спортивное  рыболовство осуществляется гражданами  без разрешения на добычу (вылов)  водных биоресурсов, если иное  не предусмотрено законом. При  этом любительское и спортивное  рыболовство может осуществляться  как с условием возвращения  добытых (выловленных) водных  биоресурсов в среду их обитания, так и без этого условия.  В прудах, обводненных карьерах, находящихся в собственности  граждан или юридических лиц,  любительское и спортивное рыболовство  осуществляется с согласия их собственников, а на рыбопромысловых участках - с согласия пользователей рыбопромысловыми участками.

Таким образом, регулируя право  общего природопользования, законодательство ограничивает его пределами, связанными с удовлетворением при этом собственных  нужд.

Таким образом, в  юридическом смысле "природопользование" – понятие собирательное, объединяющее его различные формы, виды и подвиды.

В зависимости  от вида используемого природного объекта  выделяют:

право землепользования,·  право водопользования, право недропользования, право лесопользования, право пользования животным миром, право пользования атмосферным воздухом, комплексное природопользование, т.е. пользование несколькими природными объектами.

Общими  обязанностями природопользователей являются:

- осуществлять  использование природными объектами  рационально, в соответствии с  их целевым назначением, способами,  не наносящими вреда окружающей  природной среде и здоровью  человека;

- осуществлять  природоохранные мероприятия, предусмотренные  законодательством и договором;

- своевременно  и правильно вносит платежи  за пользование природными ресурсами  и загрязнение окружающей природной  среды;

- обеспечивать  соблюдение экологических нормативов;

- предоставлять  специальным государственным органам  информацию о состоянии природного  объекта в порядке, установленном  законодательством;

- восстанавливать  природные объекты, нарушенные  в процессе природопользования  за свой счет6.

 

 

 

  1. Эколого-правовой режим водопользования.

 

Воды  являются важнейшим компонентом  окружающей среды, исчерпаемым и  возобновляемым природным ресурсом, используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного  мира.

В ст. 1 Водного  кодекса (ВК) содержаться основные понятия, такие как акватории, водные объекты, водные ресурсов, сточные воды, речные бассейны и т.д. В ранее действующем  ВК использовалось понятие вода, как  химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и  газообразном состояниях, на данный момент понятие воды не закреплено в юридическом  смысле.

В ст. 5 ВК закреплено, что водные объекты в  зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты; подземные  водные объекты.

К поверхностным  водным объектам относятся:

моря  или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные  карьеры, водохранилища); болота; природные  выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.

К подземным  водным объектам относятся: бассейны подземных  вод; водоносные горизонты.

Общие требования к охране водных объектов содержатся в главе 6 ВК РФ. Так, согласно ст. 55 ВК РФ, собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения  и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных  явлений. Охрана водных объектов, находящихся  в федеральной собственности, собственности  субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Информация о работе Экологическое право