Экологические этикетки и декларации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 23:56, лекция

Описание работы

Экологические этикетки и декларации дают информацию о продукции или услугах в отношении их общих экологических характеристик, одного или нескольких экологических аспектов. Покупатели и потенциальные покупатели могут использовать эту информацию при выборе продукции или услуг, если такой выбор основывается на соображениях экологичности или других факторах. Продавец продукции или услуги надеется, что экологическая этикетка или декларация могут быть эффективно использованы при принятии решений в пользу той или иной продукции или услуги

Файлы: 1 файл

экологическое право.doc

— 956.00 Кб (Скачать файл)

я11. Экологические этикетки и декларации дают информацию о продукции или услугах в отношении их общих экологических характеристик, одного или нескольких экологических аспектов. Покупатели и потенциальные покупатели могут использовать эту информацию при выборе продукции или услуг, если такой выбор основывается на соображениях экологичности или других факторах. Продавец продукции или услуги надеется, что экологическая этикетка или декларация могут быть эффективно использованы при принятии решений в пользу той или иной продукции или услуги. Если экологическая этикетка или декларация дают такую информацию, то сектор рынка такой продукции или услуги может быть расширен, и другие производители продукции могут отреагировать на это улучшением экологических аспектов своей продукции или услуги. Это будет способствовать расширению использования экологических этикеток и деклараций, что в итоге ведет к снижению вредного воздействия на окружающую среду соответствующего вида продукции или услуг.

Цели экологических этикеток и деклараций

     Общая цель экологических  этикеток и деклараций - доведение  до потребителя надежной, точной  и достоверной информации об  экологических аспектах продукции  и услугах, способствование удовлетворению  потребностей в такой продукции  и услугах, которые оказывают меньшее отрицательное воздействие на окружающую среду. Тем самым стимулируется воздействие рынка на непрерывное улучшение окружающей среды.

5 Основные принципы 

     Все принципы (1-9) применимы  ко всем экологическим этикеткам  и декларациям.

    Примечание - Если в других  национальных стандартах серии  ГОСТ Р ИСО 14000 формулируют  более специфические принципы, чем  в настоящем стандарте, то следует  руководствоваться этими принципами.

   5.2 Принцип 1

    Экологические этикетки  и декларации должны быть точными, проверяемыми, соответствующими назначению и не вводящими в заблуждение.

   Полезность и эффективность  экологических этикеток и деклараций  зависит от надежности информации  об экологических аспектах продукции  или услуги.

    Практическая и техническая основа экологических этикеток и деклараций должна быть проверяемой. Экологические этикетки и декларации должны давать точно ориентированную информацию. Они должны характеризовать экологические аспекты, относящиеся к фактическим обстоятельствам добычи соответствующих природных ресурсов, производства, распределения, использования, утилизации продукции или услуги. Периодическое рассмотрение основания для использования экологических этикеток и деклараций должно учитывать нововведения. Частота сбора информации должна соответствовать инновационным периодам. Экологические этикетки и декларации должны быть понятными для потенциальных потребителей продукции или услуги.

  5.3 Принцип 2

     Процедуры и требования  к экологическим этикеткам и  декларациям не должны создавать необоснованных барьеров в международной торговле.

     Для реализации вышеуказанного  принципа должны применяться  положения и рекомендации Всемирной  торговой организации (ВТО).

   5.4 Принцип 3

   Экологические этикетки  и декларации должны основываться на научной методологии, достаточной для удостоверения использования точных и воспроизводимых данных.

    Информацию, относящуюся  к экологическим этикеткам и  декларациям, собирают и обрабатывают  с использованием признанных  методов соответствующих научных или технических дисциплин или других научных методов, соответствующих принятым стандартам, имеющим международное признание (международные, региональные или национальные стандарты). Используют также методы, принятые в промышленности или торговле, которые являются предметом анализа или пересмотра.

   Полученная информация должна  быть точной и воспроизводимой.

   5.5 Принцип 4

   Информация, относящаяся к  процедуре, методологии и любым  критериям обеспечения экологических  этикеток и деклараций, должна быть доступной для запросов со стороны всех заинтересованных сторон.

     Информация должна  отражать используемые принципы, допущения и граничные условия.  Информация должна быть достаточной  и конкретной, позволяющей потребителям, потенциальным потребителям и другим заинтересованным сторонам оценивать и сравнивать экологические этикетки и декларации на базе соответствующих научных принципов, приводимых ссылок и их общей значимости, оценивать соответствие экологической этикетки или декларации стандартам серии ИСО 14020. Информация должна также четко указывать, основана ли этикетка или декларация на принципах самодекларации или на решении независимой стороны.

     Средства получения  такой информации должны быть  известны потребителям или потенциальным  потребителям на рынке продукции или услуг (5.10). При этом могут быть ограничения доступности конкретной информации, связанные с ее конфиденциальным характером, охраной интеллектуальной собственности или подобными законными ограничениями.

   5.6 Принцип 5

     Разработка экологических этикеток и деклараций должна учитывать все аспекты жизненного цикла продукции или услуги.

     Жизненный цикл продукции  или услуги охватывает все  стадии от процессов получения  и поставки сырьевых материалов  или добычи природных ресурсов до конечной стадии - утилизации и размещения отходов. Рассмотрение жизненного цикла продукции или услуги дает возможность стороне, разрабатывающей экологическую этикетку или декларацию, учесть все факторы, оказывающие воздействие на окружающую среду. В дальнейшем это позволяет разрабатывающей стороне выявить возможности увеличения одного вида воздействия в процессе уменьшения другого.

    Оценка жизненного цикла  продукции или услуги помогает  выявить соответствующие характеристики  и критерии для экологических этикеток и деклараций или определить степень значимости экологического заявления. Широта рассмотрения характеристик жизненного цикла зависит от типа экологической этикетки или декларации, имеющейся базы для заявления и характеристик группы однородной продукции.

    Это не означает обязательности  рассмотрения оценки жизненного  цикла.

   5.7 Принцип 6

    Экологические этикетки  и декларации не должны препятствовать  нововведениям для поддержания  или улучшения экологических  характеристик.

    Требования должны быть выражены в терминах экологических характеристик, а не в виде намерений или описательных характеристик, что обеспечивает максимальную гибкость для технических или других инноваций. Не допускается предписывающий характер проектных критериев или косвенные технологические предпочтения из-за возможности воспрепятствовать усовершенствованиям продукции или услуг, которые не влияют на обеспечение соответствия экологическим требованиям или могут привести к значительным улучшениям экологических характеристик.

   5.8 Принцип 7

     В экологические этикетки  и декларации должны быть включены  только те административные требования  или предоставляемая информация, которые необходимы для оценки  соответствия используемым критериям  и стандартам.

    Все организации должны иметь равные возможности для использования экологических этикеток и деклараций. Их участие не должно сдерживаться посторонними факторами или требованиями, такими как усложненность процедур или предоставление необоснованной информации, или административными требованиями.

    5.9 Принцип 8

    В процессе разработки  экологических этикеток и деклараций  должны быть открытые широкие  консультации с заинтересованными  сторонами. В рамках этого процесса  необходимо пытаться обеспечивать  согласие сторон.

    Процесс разработки стандартов и критериев должен быть открытым для всех заинтересованных сторон. Стороны, приглашенные к участию, должны быть своевременно и адекватно представлены. Стороны могут выбирать форму прямого участия, обмен письменными сообщениями или электронные средства информации. Способ передачи комментариев и сообщений должен обеспечивать достоверность информации. Для заявления в виде самодекларации проводят консультации.

   5.10 Принцип 9

  Информация по экологическим  аспектам продукции или услуг, относящаяся к экологической этикетке или декларации, должна быть доступна потребителям и потенциальным потребителям.

    Эффективность экологических  этикеток и деклараций зависит  от их способности помочь потребителям  сделать осознанный выбор, информировать их об экологических аспектах решения о покупке, оказать определенное влияние на потребителей или потенциальных потребителей при выборе ими продукции или услуги. Это, в свою очередь, связано со степенью приемлемости и пониманием потребителями и потенциальными потребителями имеющейся информации.

          Поэтому  стороны, использующие экологические  этикетки и декларации, должны  нести ответственность за обеспечение  доступа потребителей и потенциальных  потребителей к 

информации так, чтобы они могли  понять смысл заявления, знака или термина. Это может быть обеспечено различными методами, такими как рекламные проспекты, пояснения при продаже, бесплатные телефонные номера, и, среди прочего, соответствующими программами обучения.

          Предоставляемая  информация должна быть конкретной, достаточной для выяснения имеющейся базы и цели экологического заявления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Российским законодательством к хозяйствующим субъектам предъявляются требования об обязательном информировании государственных органов, общественных организаций об экологической безопасности предприятий (см., например, Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»). Одной из форм информирования является разработка таких документов, как экологический паспорт природопользователя, декларация безопасности промышленного объекта, радиационно-гигиенический паспорт предприятия, паспорт опасного отхода.

Экологический паспорт  природопользователя. Экологический паспорт природопользователя (в ГОСТ 9.014-78«Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования» (утв. постановлением Госстандарта СССР от 25.11.1978

№ 3168) употребляется термин «экологический паспорт предприятия») представляет собой документ, содержащий информацию об уровне использования природопользователем ресурсов (в том числе природных) и степени воздействия его производств на окружающую природную среду, а также сведения о разрешениях на право природопользования, нормативах воздействий и размерах платежей за загрязнение окружающей природной среды и использование природных ресурсов.

Ведение экологических паспортов осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 17.0.0.06-2000. Экологический паспорт разрабатывает и утверждает соответствующий природопользователь. Утверждение паспорта осуществляется совместно с территориальным подразделением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Экологический паспорт включает в  себя общие сведения о природопользователе, сведения о выпускаемой продукции, краткую характеристику производств, эколого-производственные показатели, сведения о землепользовании, сведения о разрешениях (лицензиях) на природопользование и природоохранную деятельность, план природоохранных мероприятий, осуществляемых природопользователем.

Радиационно-гигиенический  паспорт организации, территории. Федеральным законом «О радиационной безопасности населения» на органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации, осуществляющие деятельность с использованием источни-

ков ионизирующего излучения, возложена  обязанность по проведению оценки радиационной безопасности. Оценку проводят при принятии решений в области обеспечения радиационной безопасности, планировании и проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, анализе эффективности указанных мероприятий. Результаты оценки ежегодно заносят в радиационно-гигиенические паспорта организаций, территорий. Порядок разработки

радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий установлен постановлением Правительства РФ от 28.01.1997 №93.

Радиационно-1игиенические паспорта организаций и территорий должны включать:

1) оценку радиационной безопасности населения (персонала);

2) информацию о территориях и группах риска населения (персонала), подверженных повышенным уровням воздействия ионизирующего излучения;

3) прогноз радиационной ситуации в организациях, использующих источники ионизирующих излучений, п на территориях;

4) рекомендации, необходимые для планирования, проведения мероприятий и принятия решений, связанных с обеспечением радиационной безопасности населения (персонала);

5) анализ эффективности проводимых мероприятий, связанных с обеспечением радиационной безопасности населения (персонала);

6) информацию, необходимую для принятия решений органами управления.

Ведение радиационно-гигиенического паспорта организаций осуществляют в установленном порядке органы управления этих организаций, а радиационно-гигиенического паспорта территорий — органы исполнительной власти субъектов РФ. Радиацнонно-гигпеннчсскнс паспорта организаций и территорий представляют на заключение в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роснотребнадзор).

Декларация промышленной безопасности. Сходные с экологическим паспортом предприятия цели имеет декларация промышленной безопасности, которая принимается для

предупреждения аварий на опасных производствах. Обязанность по ее разработке для организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, установлена Феде-

Информация о работе Экологические этикетки и декларации