Экологические этикетки и декларации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 23:56, лекция

Описание работы

Экологические этикетки и декларации дают информацию о продукции или услугах в отношении их общих экологических характеристик, одного или нескольких экологических аспектов. Покупатели и потенциальные покупатели могут использовать эту информацию при выборе продукции или услуг, если такой выбор основывается на соображениях экологичности или других факторах. Продавец продукции или услуги надеется, что экологическая этикетка или декларация могут быть эффективно использованы при принятии решений в пользу той или иной продукции или услуги

Файлы: 1 файл

экологическое право.doc

— 956.00 Кб (Скачать файл)

беспрепятственно посещать объединения, предприятия и организации;

требовать предоставления информации, касающейся природоохранной деятельности;

знакомиться с документами, отражающими  природоохранную деятельность;

проводить проверки соблюдения норм и правил природоохранного законодательства, в том числе проверять соблюдение правил эксплуатации газоочистных, водоочистных и пылеулавливающих установок, других очистных сооружений, оснащенность ими предприятий, организацию учета выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

вносить обязательные для исполнения предписания и другие акты, направленные на устранение выявленных нарушений законодательства об охране окружающей природной среды;

ограничивать, приостанавливать или  запрещать выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты, вплоть до прекращения деятельности предприятий, цехов, участков и агрегатов;

налагать запреты на строительство, реконструкцию или расширение объектов промышленного или иного назначения, когда нарушаются нормы и правила  охраны окружающей природной среды;

приостанавливать или запрещать  эксплуатацию передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха, у которых содержание вредных веществ в выбросах превышает установленные нормативы;

аннулировать или давать предписания  об аннулировании лицензий (разрешений) на пользование отдельными видами природных  ресурсов при нарушении условий, установленных в них;

предъявлять иски в суды и арбитражные  суды о взыскании средств в  возмещение ущерба, причиненного загрязнением окружающей среды;

привлекать лиц, нарушивших природоохранное  законодательство, к административной ответственности;

ставить вопрос перед руководителями предприятий и других органов о привлечении к дисциплинарной и материальной ответственности лиц, допустивших нарушение правил и норм по охране окружающей среды;

направлять материалы, содержащие признаки преступлений, в органы прокуратуры или Министерства внутренних дел Российской Федерации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Указанные лица также вправе отбирать пробы из сбросов и выбросов, а  также пробы воды, воздуха и  других сред на анализ, проводить проверку работоспособности очистного оборудования и средств контроля, производить другого рода замеры и расчеты.

Органы Министерства природных  ресурсов РФ кроме вышеуказанного вправе также прекращать, приостанавливать или ограничивать пользование недрами  в случаях нарушения правил геологического изучения, использования и охраны недр.

Схожими полномочиями по существу обладают должностные лица и специалисты  других специально уполномоченных органов  в области охраны окружающей природной  среды с учетом профиля их деятельности, рамок подведомственного им пространства, природных ресурсов, находящихся в их ведении.

Так, государственные санитарные врачи  вправе приостанавливать или запрещать  эксплуатацию действующих производственных объектов промышленности, транспорта, сельского хозяйства и других впредь до проведения необходимых санитарных и противоэпидемических мероприятий; лишать предприятия, учреждения и организации санитарных паспортов при несоблюдении санитарных норм и правил радиационной безопасности.

Ветеринарные врачи вправе приостанавливать или запрещать до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений производство, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства.

В законодательстве закреплена обязательность решений органов экологического контроля для всех министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан. На основании этих решений соответствующие банковские учреждения обязаны прекращать финансирование запрещенной деятельности до отмены решения о ее запрете органом государственного экологического контроля.

Контрольные функции госорганов общей  компетенции     

В соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном  Суде Российской Федерации»  этот суд  в порядке контроля рассматривает дела о соответствии федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации, конституций, уставов и иных актов субъектов Федерации (в том числе и по вопросам природопользования и охраны окружающей среды), Конституции Российской Федерации.

В свою очередь, конституционные суды республик разрешают подобные дела на республиканском уровне.

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик в составе  России, краевые, областные, городские, автономных образований, районные и иные суды:

рассматривают исковые заявления  физических и юридических лиц  о возмещении вреда (ущерба), причиненного нарушениями законодательства об охране окружающей природной среды;

рассматривают уголовные дела, в  том числе и об экологических  преступлениях, выявляемых органами экологического контроля.

Высший арбитражный суд Российской Федерации, федеральные арбитражные  суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей, городов, автономной области, автономных округов в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации»  разрешают споры между юридическими лицами, связанные с причинением вреда в результате нарушений законодательства об охране окружающей природной среды (в том числе по данным экологического контроля).

На органы  прокуратуры Конституцией Российской Федерации и Законом  «О прокуратуре Российской Федерации» возложено осуществление надзора  за исполнением российского законодательства, включая и экологическое законодательство, являющееся его составной частью.

Этот надзор, осуществляемый, в  основном, природоохранными прокуратурами, распространяется на все органы, включая  и органы экологического контроля, за исключением высших представительных и исполнительных органов власти Российской Федерации.

В связи с этим можно говорить о всеобъемлющем надведомственном характере прокурорского надзора, что существенно укрепляет независимые (надведомственные) позиции государственного экологического контроля.

Органы Министерства внутренних дел  России в основном через милицию, в рамках предоставленной им компетенции оказывают содействие органам экологического контроля в задержании правонарушителей, изъятии у них запрещенных орудий лова, охоты, незаконно добытого промысла и т. д.; оформляют протоколы (акты) на лиц, совершивших административные правонарушения, возбуждают в пределах подследственности уголовные дела и ведут по ним предварительное следствие.

Ведомственный экологический контроль

Хозяйственные и силовые министерства, а также ведомства в настоящее  время имеют структурные экологические подразделения (управления, отделы, инспекции), осуществляющие ведомственный экологический контроль на подчиненных предприятиях, в учреждениях и организациях. Так, в составе Министерства обороны Российской Федерации имеется управление экологии и специальных средств защиты.

При осуществлении контроля ведомственные  экологические подразделения особое внимание обращают на соблюдение экологических  стандартов, нормативов и требований, внедрение безотходных, малоотходных и ресурсосберегающих технологий, снижение сбросов и выбросов загрязняющих веществ, осуществление мероприятий по предупреждению производственных аварий и катастроф, оказывающих вредное воздействие на природную среду.

Экологические подразделения министерств  и ведомств в своей работе взаимодействуют с государственными органами экологического контроля.

Производственный экологический  контроль

Обычно на предприятиях, в учреждениях  и организациях приказом руководителя назначается (определяется) должностное  лицо, непосредственно отвечающее за вопросы охраны окружающей природной среды. Им может быть заместитель директора, главный инженер, главный технолог, главный конструктор или другое руководящее должностное лицо.

Кроме этого, на предприятиях (обычно средних или крупных) создаются специальные природоохранные структурные подразделения. В зависимости от масштаба, профиля предприятия, степени вредности производства, применяемых технологий и используемого сырья создаются отделы, службы, лаборатории (в том числе санитарные или ветеринарные), инспекции, цеха, участки и др.

На больших предприятиях чаще функционируют  отделы охраны окружающей среды, имеющие  специалистов разного профиля, а  на средних - экологические, санитарные и реже ветеринарные лаборатории.

На малых предприятиях обычно ограничиваются выделением всего лишь одного специалиста-эколога или его обязанности выполняет сам руководитель.

Что касается очистных сооружений предприятий, то они функционируют на правах цехов  или участков, являющихся, как правило, самостоятельными подразделениями предприятия.

На автотранспортных и иных предприятиях, располагающих значительным количеством  автомашин, имеются контрольно-регулировочные пункты токсичности или контрольно-пропускные (проверочные) пункты.

Компетенцию природоохранных подразделений в организации наиболее наглядно можно рассмотреть на примерах санитарной лаборатории и отдела охраны природы, наиболее часто создаваемых на предприятиях.

Деятельность санитарных лабораторий  регламентируется Положением о санитарной лаборатории на промышленном предприятии, утвержденным Минздравом СССР по согласованию с ВЦСПС 26.09.69 г.

Это Положение является типовым, закрепляющим основные задачи лаборатории, содержание работы, организационные формы построения, примерные штаты и оснащение. На основании данного Положения рядом министерств и ведомств разработаны ведомственные положения о санитарной лаборатории предприятия с учетом особенностей отдельных отраслей промышленности.

В соответствии с настоящим Положением специалисты санитарных лабораторий предприятий осуществляют:

контроль за содержанием в воздухе  рабочих и подсобных помещений  вредных веществ (пары, газы, пыль, радиоактивные  вещества и др.);

контроль за чистотой почвы, вод  путем проведения систематических  лабораторных анализов твердых отходов, исследования проб почвы и грунтовых вод в постоянных пунктах наблюдения на территории предприятия и вне ее;

контроль за уровнем шума, вибрации, электромагнитных полей, освещенности, климатических условий и других производственных факторов.

На радиационно-опасных объектах они, кроме того, осуществляют контроль за соблюдением норм и правил радиационной безопасности, в том числе за радиационным фоном на предприятии и вокруг него и за дозами облучения персонала.

На санитарные лаборатории может  быть также возложено осуществление надзора (контроля) за качеством выпускаемой продукции (продуктов питания, товаров для детей и т. д.) с точки зрения соответствия ее санитарным нормам и правилам, то есть установленным стандартам, сертификатам.

Что касается отделов (служб) охраны окружающей среды предприятий, учреждений и организаций, то кроме закона «Об охране окружающей  среды» (содержащего лишь косвенные нормы), общероссийского нормативного акта, регулирующего порядок их образования, задачи, функции, полномочия, в настоящее время не имеется. Положения об этих отделах (службах) разрабатываются министерствами, ведомствами, а чаще самими предприятиями.

На такие отделы (службы), как  правило, возлагается:

организация на предприятии работы по обеспечению охраны окружающей среды от загрязнения выбросами и сбросами вредных веществ и промышленными отходами, сокращению водопотребления, рациональному использованию природных ресурсов (сырья), проведению рекультивации (восстановления) земель;

планирование мероприятий по уменьшению сбросов и выбросов токсичных и других веществ в атмосферу и водные объекты, уменьшению образования твердых отходов и осуществление контроля за выполнением этих мероприятий;

проведение систематических анализов результатов природоохранной деятельности предприятия, а также отдельных служб, цехов и участков;

участие в рассмотрении проектов строительства  новых, расширения и реконструкции  действующих производств в части  полноты и правильности принятых решений по защите окружающей среды  от загрязнения и рациональному использованию природных ресурсов;

организация внедрения приборного учета расходования свежей и оборотной  воды по цехам, вспомогательным объектам и в целом по предприятию;

организация внедрения систем автоматизированного  контроля газообразных и пылеобразных выбросов в атмосферу и сбросов токсичных и иных загрязняющих веществ в водные объекты.

На отделы охраны окружающей  среды  предприятий может возлагаться  также осуществление:

контроля за состоянием загрязнения  атмосферного воздуха на производстве и в санитарно-зашитной зоне;

контроля за эффективностью работы газопылеулавливающих и водоочистных установок и сооружений;

контроля за внедрением на предприятии  новых технологических процессов, позволяющих сократить или прекратить поступление загрязнений в окружающую среду;

контроля за сточными водами путем  систематических лабораторных анализов (исследований) среднесменных или  среднесуточных проб сточных вод  от отдельных производственных и  общезаводских установок;

участия в работе по нормированию расхода сырья, материалов и образования отходов, подготовке предложений по снижению норм их расхода сырья, образования отходов и занятых земель под нужды предприятия;

расследования причин и последствий  залповых выбросов и сбросов вредных  веществ в окружающую среду, разбор действий персонала и руководителей цехов и других подразделений предприятия по предотвращению и ликвидации последствий залповых выбросов (сбросов), подготовка предложений руководству предприятия о мерах по недопущению таких выбросов (сбросов).

Предписания (требования) руководителей (заведующих) санитарных лабораторий и отделов охраны природы об устранении выявленных нарушений обязательны для исполнения всеми структурными подразделениями предприятия. Руководители санитарных лабораторий и отделов охраны природы вправе ставить перед руководством предприятия вопрос об остановке отдельных агрегатов, технологических отделений и цехов в случаях, если их дальнейшая эксплуатация может привести к резкому усилению загрязнения окружающей среды, а также вносить предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нанесении ущерба окружающей среде.

Информация о работе Экологические этикетки и декларации