Налоговая система Республики Беларусь: основные этапы формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение налоговой системы Республики Беларусь,
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
– дать определение налоговой системы Республики Беларусь;
– изучить закономерностей её функционирования и развития;
– рассмотреть этапы формирования налоговой системы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Налоговая система Республики Беларусь.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

2.2 второй этап 2001-2004 г.

В результате всех проведенных преобразований в республике к началу 2001 года была сформирована новая структура налогообложения, практически создана систематизированная нормативно-методическая база налогообложения, которая, несмотря на ее объемность, позволяла плательщику найти ответ практически на любой вопрос, возникающий при исполнении им налоговых обязательств. Тем не менее, уже на данном этапе явно просматривалась необходимость дальнейшего сокращения количества налогов, рационализации их структуры, оптимизации налогооблагаемой базы, упрощении механизма исчисления и процедуры взимания.

С принятием Указа Президента Республики Беларусь от 8 августа   2001 г. № 427 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы» начался второй этап реформирования налоговой системы республики. В частности, были поставлены задачи реформирования не только всей системы применяемых налогов и сборов, но и законодательных основ налогообложения в рамках подготовки к введению в действие Налогового кодекса Республики Беларусь. Достижение поставленных целей намечалось посредством:

  • введения в Республике Беларусь общепринятых в мировой практике правовых норм и правил налогообложения, понятийного и терминологического аппарата, принципов, методов и способов регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов;
  • совершенствования структуры налогов с ориентацией на значительное повышение роли прямого подоходного налогообложения, а также сокращения количества налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные и целевые бюджетные фонды, объединения налогов, имеющих сходную налоговую базу;
  • существенной модернизации методов расчета, а также механизмов и принципов взимания таких основных налогов, как на добавленную стоимость, прибыль и доходы организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц;
  • выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, в первую очередь за счет поэтапного сокращения льгот по налоговым платежам и ужесточения подходов к предоставлению индивидуальных налоговых льгот и преференций;
  • установления оптимального соотношения республиканских и местных налогов и сборов, а также обеспечения - эффективного взаимодействия республиканского и местных бюджетов.

Кроме этого, данным программным документом было определено, что реформирование налоговой системы  должно быть направлено на обеспечение  устойчивого экономического роста, снижение налоговой нагрузки и уровня дефицита бюджета, расширение экспорта и повышение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках, формирование единого бюджетно-налогового законодательства Союзного государства.

Первым результатом работы в обозначенном направлении стало принятие и введение в действие с 1 января 2004 года Общей части Налогового кодекса. В данном акте законодательства были систематизированы и законодательно закреплены основные понятия, термины, категории, составляющие понятийный и терминологический фундамент налоговых отношений, а также определен исчерпывающий перечень республиканских и местных налогов, сборов и пошлин, установлены единые принципы налогообложения. Введение в действие Общей части Налогового кодекса явилось одним из ключевых моментов унификации налоговых законодательств Республики Беларусь и Российской Федерации. Наметились реальные возможности для осуществления перехода к единой налоговой политике, единым принципам взимания налогов вне зависимости от местонахождения налогоплательщиков на территории Союзного государства, в том числе в вопросах порядка установления налогов, учета налогоплательщиков, контроля за соблюдением налогового законодательства.

Кроме этого в течение  предыдущего пятилетия в Республике Беларусь значительное внимание уделялось вопросам совершенствования введенного в 2000 году зачетного метода исчисления налога на добавленную стоимость, а также велась работа по переходу на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения в торговых взаимоотношениях с Российской Федерацией. Вся сложность решения этого вопроса заключалась в том, что между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, как членов Союзного государства, отсутствуют пограничный и таможенный контроль, а значит нужно было создавать особый механизм контроля за движением товарных потоков между государствами и уплатой косвенных налогов.

2.3 третий этап 2004-2009 г.

Следующим этапом в этой работе явилось подписание 15 августа 2004 года Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг и создание механизма контроля за взиманием косвенных налогов с участием налоговых органов обоих государств. Значимость этого события заключалась в том, что Российская Федерация является основным внешнеторговым партнером Республики Беларусь и взимание косвенных налогов по принципу страны назначения, как показывали расчеты, должно было привести к значительному росту поступлений данных налогов в бюджет республики. Расчеты подтвердились, в результате перехода на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения во взаимной торговле с Российской Федерацией прирост поступлений налога на добавленную стоимость в бюджет республики в 2005 году по сравнению с 2004 годом в сопоставимых ценах составил 35,2 %.

Кроме вышеуказанных  в течение 2001 – 2005 годов были осуществлены следующие крупные преобразования в налоговой сфере:

  • расширена база налогообложения действующих платежей в бюджет посредством сокращения льгот по налоговым платежам как индивидуального, так и категориального характера;
  • снижены ставки налога на прибыль с 30 до 24 %, единого налога с производителей сельскохозяйственной продукции с 5 до 2 % (с 2002 года), налога на добавленную стоимость с 20 до 18 % (с 2003 года);
  • вместо взимания налога на приобретение бензина и дизельного топлива и налога с продаж автомобильного топлива увеличены на эквивалентную сумму акцизы на автомобильное топливо;
  • отменены сборы на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов и на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, в результате чего общая ставка целевых платежей с выручки уменьшена с 3,9 до 3 %;
  • отменены сборы с физических лиц в пунктах пропуска при пересечении ими Государственной границы Республики Беларусь.

В результате данных преобразований на начало 2006 года сформировалась новая структура налогообложения. При этом, подводя итоги развития налоговой системы Республики Беларусь, можно с уверенностью сказать, что на данном этапе она приобрела такие важные черты, как устойчивость и стабильность функционирования, выраженная направленность на стимулирование воспроизводственных процессов.

Министерством финансов в 2004 году была обеспечена доработка  проектов Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь и Закона Республики Беларусь “О введении в  действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, внесении изменений в некоторые законодательные акты и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь”.

Принятие проекта  Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь позволило закончить процесс реформирования налогового законодательства Республики Беларусь, а также систематизировать в едином нормативном правовом акте все налоги, сборы (пошлины) с определением по каждому налоговому платежу основных элементов налогообложения.

В 2006 году работа по дальнейшему совершенствованию налоговой системы приобрела более активный характер. В целях выполнения поручения Главы государства по радикальному упрощению налоговой системы, постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2006 №741 создана рабочая группа для подготовки предложений об упрощении налоговой системы Республики Беларусь, основной задачей, которой является выработка предложений стратегического и стимулирующего характера об обеспечении стабильности налоговой политики, исключении множественности документов в сфере налогообложения, а также включающие реальные меры по упрощению налоговой системы и снижению налогового давления на экономику.

Предложения по совершенствованию налогового законодательства были направлены на упрощение как  налоговой системы Республики Беларусь в целом, так и порядка исчисления и уплаты конкретных налогов, а также на решение проблемных вопросов налогообложения с учетом результатов практического применения норм налогового законодательства.

В целях дополнительного  придания налоговым законам характера законодательных актов прямого действия и обеспечения на этой основе более простого, четкого и стабильного регулирования соответствующих вопросов налогообложения с 1 января 2007 г. в законы были включены нормы, установленные инструктивными документами Министерства по налогам и сборам и иными подзаконными актами. В наибольшей степени такие дополнения были внесены в Законы Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах» и «О налогах на доходы и прибыль».

В результате количество нормативных правовых актов Министерства по налогам и сборам Беларуси сокращено на 87. Работа по сокращению количества нормативных правовых актов Министерства будет завершена в полном объеме с принятием Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь.

Кроме того,  Минфином учтены предложения Министерства и с 1 января 2007 года отменены чрезвычайный  налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости, республиканский сбор за использование в предпринимательской  деятельности и передачу юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям транспортных средств,  налог на доходы от дивидендов и приравненных к ним доходов (дивиденды включаются в прибыль и облагаются налогом на прибыль), сбор на организацию заготовки и использования стеклянной тары и тары на основе бумаги и картона в качестве вторичного сырья (включен в состав экологического налога). Упрощен порядок взимания экологического налога, отменено взимание акцизов на ювелирные изделия.

Еще одним важным шагом в целях разработки предложений о совершенствовании налоговой системы, в том числе по упрощению порядка исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), порядка налогового учета и других предложений по совершенствованию налогового законодательства явилось создание в 2007 году Консультативного совета при Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь.

В работе консультативного совета принимают участие представители  Министерства, председатель постоянной комиссии Палаты представителей Национального  собрания Республики Беларусь по бюджету, финансам и налоговой политике, представители Министерства финансов, Министерства промышленности, Совета по развитию предпринимательства  Республики Беларусь, общественного объединения «Белорусский союз предпринимателей», Белорусского государственного экономического университета, а также представители крупнейших предприятий и объединений Республики Беларусь. 

Выработанные  и одобренные членами Консультативного совета предложения направляются в  Министерство финансов для включения  в законопроекты.

Упрощение налоговой  системы будет осуществляться, в  первую очередь, за счет сокращения числа  налогов сборов, унификации объектов налогообложения и упрощения  порядка исчисления налогов и  сборов.

Так,  в основу проекта Закона «О внесении изменений  и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам налогообложения» положены решения по упрощению налоговой системы и совершенствованию налогового законодательства Республики Беларусь, принятые рабочей группой, созданной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2006 года № 741.

Изменения и  дополнения, предлагаемые законопроектом, направлены на упрощение как налоговой  системы Республики Беларусь в целом, так и порядка исчисления и  уплаты конкретных налогов, а также на решение проблемных вопросов налогообложения с учетом результатов практического применения норм налогового законодательства.

В 2007 году в рамках деятельности рабочей  группы для подготовки предложений  по упрощению налоговой системы  Республики Беларусь, созданной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 741, была обеспечена разработка предложений по дальнейшему упрощению порядка исчисления и уплаты налоговых платежей, снижению налоговой нагрузки и совершенствованию налогового законодательства Республики Беларусь.

Выработанные рабочей группой  предложения были реализованы в  законах Республики Беларусь «О бюджете  Республики Беларусь на 2008 год» и «О внесении дополнений и изменений  в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам уплаты государственной пошлины».

Так, снижение налоговой нагрузки с 1 января 2008 года обеспечено путем отмены налога с пользователей автомобильных дорог, 3 местных сборов (за осуществление торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц; за осуществление строительства объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц; за размещение наружной рекламы на иностранных языках, а также зарегистрированных товарных знаков (знаков обслуживания) на иностранных языках) и отчислений в государственный целевой бюджетный фонд развития строительной науки.

В период 2006—2009 г. отменено 17 налоговых  платежей, 34 самостоятельных сбора  и платы включено в состав государственной  пошлины.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь: основные этапы формирования