Принципы налоговой системы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Налог – одно из основных понятий финансовой науки. История налогов предлагает две версии происхождения налогов. Во-первых, налоги возникли из контрибуций и дани (это преимущественно налоги с побежденных народов). Во-вторых, налоги стали возникать в период формирования государства и появления постоянного войска. Первоначально налоги носили временный характер и отражали отношения помощи. Постепенно налоги превратились в постоянный источник государственных доходов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3

1.Общая характеристика налоговой системы
Республики Беларусь………………………………………………………6

Понятие и элементы налоговой системы
Республики Беларусь……………………………………………………..10

Субъекты и объекты налоговых
отношений Республики Беларусь............................................................13

1.3. Права субъектов налоговых отношений……………………………15

1.4. Обязанности субъектов налоговых правоотношений……………..19

2.Принципы налоговой системы Республики Беларусь………………..25

3.Структура налоговой системы Республики Беларусь………………..32

Заключение………………………………………………………………..38

Список использованных источников…………………………………....39

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ ФИН право.docx

— 107.92 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

 

1.Общая характеристика налоговой системы

Республики Беларусь………………………………………………………6

 

    1. Понятие и элементы налоговой системы

Республики Беларусь……………………………………………………..10

 

    1. Субъекты и объекты налоговых

 отношений Республики  Беларусь............................................................13

 

1.3. Права субъектов налоговых  отношений……………………………15

 

1.4. Обязанности субъектов  налоговых правоотношений……………..19

 

2.Принципы налоговой системы  Республики Беларусь………………..25

 

3.Структура налоговой  системы Республики Беларусь………………..32

 

Заключение………………………………………………………………..38

 

Список использованных источников…………………………………....39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Налог – одно из основных понятий финансовой науки. История налогов предлагает две версии происхождения налогов. Во-первых, налоги возникли из контрибуций и дани (это преимущественно налоги с побежденных народов). Во-вторых, налоги стали возникать в период формирования государства и появления постоянного войска. Первоначально налоги носили временный характер и отражали отношения помощи. Постепенно налоги превратились в постоянный источник государственных доходов.

С развитием налоговой системы стали формироваться теоретические концепции объяснения процесса налогообложения, что выразилось в создании индивидуалистических теорий налогов, основывавшихся на идеях невмешательства государства в экономику, непроизводительного характера государственных услуг.

Вопрос о происхождении налоговой системы в финансовой науке дискутировался в рамках цивилизационного и формационного подходов. Сторонники первого, прежде всего А. Вагнер, считали, что эволюция налоговой системы была исключительно результатом экономической эволюции. Эволюционное происхождение налоговой системы нашло свое отражение в ее определении. Налоговая система – это взаимно связанная совокупность налогов, сложившаяся в данном государстве под влиянием социально-политических, экономических и финансовых процессов.

В развитии налоговой системы можно выделить три периода. Первый период, отличающийся неразвитостью и случайным характером налогов, охватывает государственное хозяйство древнего мира и средних веков. Второй период – XVI–XVIII вв., когда произошли чрезвычайные перемены в общественной жизни Европы, денежный строй хозяйства вытеснил натуральный, потребности государства значительно возросли, что потребовало поиска новых источников государственных доходов. В данный период масса новых налогов, преимущественно косвенных, пополняет бюджеты западноевропейских государств. С конца XVIII в. наступает новая эпоха в обложении. К этому времени определились правила обложения, представление о постоянстве налогов успело укорениться. Третий период в истории налогов (XIX в.) отличается гораздо меньшим их количеством и большим однообразием. Формы налогов становятся более определенными, правила администрации более выработанными и при выборе оказывается предпочтение таким податным источникам, которые обещают крупный (миллионный) доход. Финансовая история этого периода в значительной степени отличается от предшествовавших более рельефными проявлениями борьбы экономических институтов, которая отражается в финансовой политике государства.

В рамках цивилизационного подхода финансовая наука дала ответ и относительно будущего налоговой системы: государственные услуги, обращенные в пользу граждан, будут иметь место всегда, при всяком фазисе культуры и цивилизации, поэтому никакое общество никогда не в состоянии обходиться без налогов. Сторонники формационного подхода (марксисты, социалисты и др.) считали финансовое хозяйство элементом надстройки, характер которой полностью определяется базисом, экономическим строем общества. Историческая смена формаций означала и смену налоговых систем.

Сегодня комплекс вопросов, связанных с состоянием налоговой системы Республики Беларусь, ее возможностями полноценной реализации своих функций приобретает первостепенное значение как для большинства предприятий и граждан налогоплательщиков, так и для самого государства. Необходимость изъятия в пользу государства части полученных с таким большим трудом средств всегда воспринималась очень болезненно, особенно на современном этапе. Налоговая система Республики Беларусь включает в себя достаточно большое число налогов и различных других платежей, как на республиканском, так и на и местном уровнях.

Применение налогов является одним из методов экономического управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики.

Именно поэтому темой данной курсовой работы выбран очень важный и актуальный вопрос - вопрос о правовых основах налоговой системы Республики Беларусь.

Цель данной работы - рассмотреть правовые основы налоговой системы Республики Беларусь.

При написании данной работы использовались учебные пособия по налогам и налогообложению А.Д. Кишкевича, А.А. Пилипенко, а также ряд учебников по финансовому праву А.А. Вишневского, Г.А. Воробей идр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь

 

В каждом государстве существует своя налоговая система, под которой понимается совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы и принципы построения налогов. Налоговая система Республики Беларусь закреплена в налоговом кодексе.

Налоговая система Республики Беларусь начала формироваться с конца 1991 года, когда был принят Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» и законы, регламентирующие уплату отдельных налогов: на доходы и прибыль, на недвижимость, на добавленную стоимость, подоходного налога и др.

Для определения налоговой системы важно разграничивать два подхода к ее пониманию: узкий и широкий. В первом случае налоговая система – это система налогов, сборов(пошлин), обязательных к уплате на территории Республики Беларусь. Широкий подход к определению налоговой системы предполагает включение в налоговую систему не только совокупности налогов, сборов(пошлин), но и принципов налогообложения, форм и методов их установления, изменения и отмены, механизма исполнения налогового обязательства, контроля за соблюдением налогового законодательства.[1, с 164]

 В соответствии с  Конституцией Республики Беларусь  каждый обязан участвовать в  финансировании общегосударственных  расходов путем уплаты законно  установленных налогов и сборов.[2, ст. 56]

Налоговый кодекс Республики Беларусь дал весьма сложное определение налоговой системы нашей республики, раскрыв ее сущность в ряде статей.

Налоговая система представляет не только систему налогов, сборов(пошлин), но и их взаимосвязь, порядок установления, введения и классификации налогов, сборов (пошлин) в соответствии с их сущностью, порядком принятия и на основании других признаков.

Налоговую систему можно представить как совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов и пошлин, принципов и порядка их установления, изменения, отмены, исчисления и уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

Понятие «налоговая система» следует отличать от понятия «система налогов и сборов», под которой понимается совокупность налогов и других платежей, взимаемых на территории государства, закрепленные в налоговом законодательстве.

Исходя из анализа белорусского налогового законодательства можно выделить следующие наиболее характерные структурные элементы, относящиеся к понятию налоговой системы Республики Беларусь:

  1. Виды налогов и сборов, уплачиваемых налогоплательщиками Республики Беларусь;
  2. Основания возникновения, изменения, и прекращения налоговых правоотношений, а также порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  3. Принципы установления, введения в действие, а также прекращения действия ранее введенных налогов и сборов;
  4. Права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений;
  5. Формы и методы налогового контроля;
  6. Ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  7. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий должностных лиц. [3, с 44-45]

Налоговая система Республики Беларусь, созданная в основном в конце 1991 года, находится все время в динамичном развитии и совершенствовании.

Налоговый кодекс Республики Беларусь четко разграничивает налоги, сборы (пошлины) по двум основным признакам – по плательщику и территориальному признаку.

В налоговую систему входят не только непосредственно налоги, но и сборы, пошлины, обязательные отчисления. К сожалению, законодательство не дает определения понятию «обязательные отчисления». Однако с налогами их объединяет то, что они вводятся законами, обязательны для уплаты, зачисляются в бюджет или внебюджетные фонды. Контроль за их уплатой, применение экономических санкций возложены на налоговые органы. Таким образом, у них имеется ряд общих признаков, что позволяет объединить их в налоговую систему Республики Беларусь.

Основными функциями налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

1. Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.

 2. Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

3. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

 4. Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики. [3, с.49-50]

Реализация всех вышеназванных функций в их единстве обеспечивается наличием различных видов налогов, охватывающих широкий круг плательщиков.

Деление налогов на определенные группы осуществляется в соответствии с объективными классифицирующими признаками.

По степени компетенции органов государственной власти различных уровней в отношении вопросов, связанных с установлением и введением налогов, выделяют республиканские и местные налоги.

Установление, введение и прекращение действия республиканских налогов, сборов (пошлин) осуществляются принятием закона о внесении изменений и (или) дополнений в Налоговый кодекс, а по вопросам изменения плательщиков и отдельных элементов обложения применительно к таможенным платежам осуществляются таможенным законодательством Таможенного союза, законами о таможенном регулировании в Республике Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь. По действующему законодательству к ним относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, подоходный налог с физических лиц и др.

Местные налоги устанавливаются решениями местных Советов депутатов в соответствии с законом и действуют на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Суммы местных налогов полностью зачисляются в местные бюджеты.

По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются на доходы и имущество плательщиков, при этом юридический и фактический плательщики совпадают. Примерами таких налогов являются подоходный налог с физических лиц, налог прибыль, налог на недвижимость и др.

Информация о работе Принципы налоговой системы Республики Беларусь