Принципы налоговой системы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Налог – одно из основных понятий финансовой науки. История налогов предлагает две версии происхождения налогов. Во-первых, налоги возникли из контрибуций и дани (это преимущественно налоги с побежденных народов). Во-вторых, налоги стали возникать в период формирования государства и появления постоянного войска. Первоначально налоги носили временный характер и отражали отношения помощи. Постепенно налоги превратились в постоянный источник государственных доходов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3

1.Общая характеристика налоговой системы
Республики Беларусь………………………………………………………6

Понятие и элементы налоговой системы
Республики Беларусь……………………………………………………..10

Субъекты и объекты налоговых
отношений Республики Беларусь............................................................13

1.3. Права субъектов налоговых отношений……………………………15

1.4. Обязанности субъектов налоговых правоотношений……………..19

2.Принципы налоговой системы Республики Беларусь………………..25

3.Структура налоговой системы Республики Беларусь………………..32

Заключение………………………………………………………………..38

Список использованных источников…………………………………....39

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ ФИН право.docx

— 107.92 Кб (Скачать файл)

В свою очередь прямые налоги делятся на личные и реальные.

Личные налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли), отражая при этом фактическую платежеспособность плательщика налога. К ним относятся налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц и др. е

Реальными налогами облагаются не действительные доходы, а предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения ( единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции; единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и др).

Косвенные налоги включаются в отпускную цену товаров (работ, услуг) в виде надбавки. Здесь фактическим плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг), а юридическая обязанность внесения их в бюджет возлагается на продавца. Такими налогами являются акцизы, налог на добавленную стоимость.

В свою очередь косвенные налоги в зависимости от объекта обложения подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются определенные группы товаров (акцизы) и косвенные универсальные, которыми облагаются все (за исключением тех, на которые распространяются налоговые льготы) товары, работы, услуги (налог на добавленную стоимость).[3, с. 51-52]

По объекту уплаты выделяют следующие виды налогов: налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц и др.); налоги с юридических лиц (налог на прибыль, налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности и др.); смешанные налоги, которые уплачивают как юридические, так и физические лица (земельный налог, налог на недвижимость и др.). Возможно было бы правильнее именовать налоги с юридических лиц налогами с предприятий и организаций, основываясь на том, что многие субъекты хозяйствования выступают плательщиками какого-либо налога, не являясь при этом юридическим лицом, например филиалы, представительства, обособленные структурные подразделения.

По уровню бюджета, в который зачисляются суммы налогов, различают закрепленные и регулирующие налоги.

Закрепленные налоги полностью поступают в конкретный бюджет. Например, суммы налога на добавленную стоимость и акцизов на товары, ввозимые на таможенную территорию полностью поступают в республиканский бюджет; подоходный налог с физических лиц полностью зачисляется в бюджеты областей и г. Минска. Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, установленной Законом о бюджете Республики Беларусь на конкретный год. Примером таких налогов являются налог на добавленную стоимость ( за исключением взимания налога на добавленную стоимость при перемещении товаров через границу Республики Беларусь), налог на прибыль, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, налог на игорный бизнес.

В зависимости от целевой направленности введения налога выделяют общие и целевые налоги.

Общие налоги вводятся для формирования бюджета в целом (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др.), в то время как целевые налоги вводятся для покрытия конкретных расходов. [3, с. 52-53]

В зависимости от субъекта налога различаются налоги с организаций и физических лиц. Так, только организации платят налог на прибыль, а также являются основными плательщиками налога на добавленную стоимость и акцизов. Основным налогом, который взимается только с физических лиц, является подоходный налог.

В зависимости от порядка исчисления налоги классифицируются на окладные и неокладные.

Сумма окладных налогов устанавливается для каждого отдельного плательщика налоговым органом, и обязанность их уплаты возникает только после получения плательщиком от данного органа соответствующего распоряжения налогового органа с указанием исчисленной суммы налога.

Неокладные налоги исчисляются и уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно.[4, с 66] 

Наиболее важное значение для предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования Республики Беларусь имеет классификация налогов в зависимости от источника уплаты налоговых платежей и сборов.

Налоги также можно классифицировать и по другим основаниям: времени действия, объекту налогообложения, методу исчисления.

В зависимости от субъекта различаются  налоги с организаций и физических лиц. В ту или другую группу входят налоги разного уровня и разного по величине взимания.

В зависимости от характера использования денежных средств различают налоги общего и целевого назначения. Как правило, налоги носят общий характер и поступают в определенный денежный фонд без целевого указания.

Сборы же в целом предназначены для внебюджетных фондов и, следовательно, носят целевой характер.

 

 

    1. Понятие и элементы налоговой системы Республики Беларусь

 

Исходя из анализа белорусского налогового законодательства можно выделить  следующие наиболее характерные элементы, относящиеся к понятию налоговой системы Республики Беларусь:

  1. плательщики налогов (субъекты налогообложения)
  2. объекты налогообложения
  3. налоговая база
  4. налоговый период
  5. налоговая ставка
  6. налоговые льготы
  7. порядок исчисления
  8. источник уплаты
  9. порядок и сроки уплаты
  10. санкции.

Субъект налогообложения – это основополагающий элемент, по отношению к которому строится вся налоговая система в комплексе. Все последующие функциональные элементы налога используются уже в рамках конкретного плательщика. Плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).

Вторым элементом налогового механизма является объект налогообложения. Объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика Налоговый Кодекс Республики Беларусь, другие законы Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь либо решения местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) связывают возникновение налогового обязательства.

К таким обстоятельствам относятся:

  1. совершение оборота по реализации товаров;
  2. ввоз товаров на территорию Республики Беларусь;
  3. владение имуществом;
  4. получение дохода;
  5. выполнение работы (оказание услуги). [5, с149]

Каждый налог, сбор (пошлина) имеет самостоятельный объект налогообложения. Один и тот же объект может облагаться определенным налогом, сбором (пошлиной) у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период.

Налоговая база представляет собой стоимостную или физическую характеристику объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого платежа. Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов.[7, ст 42]

Налоговые ставки устанавливаются при планировании и формировании бюджета на предстоящий год и которые представляют собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

В механизме построения налоговой системы Беларуси важное место занимают налоговые льготы, которые используются государством в качестве регулирующей и стимулирующей функции. Их умелое применение способствует росту эффективности производства, повышению благосостояния населения. Ими признаются предоставленные определенным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) или уплачивать их в меньшем размере.

Как правило, по каждому налогу предусматриваются специальные налоговые льготы, имеющие строго целенаправленный характер. Все льготы должны применяться только в соответствии с действующим законодательством и, как правило, не должны носить индивидуальный характер. При проведении политики налоговых льгот государство учитывает условия развития экономики, чтобы большое количество налоговых льгот не ограничивало доходы бюджета и одновременно было выгодно налогоплательщику.

При принятии решения по налоговым льготам учитываются интересы трех субъектов:

  1. государства, заинтересованного в росте доходов бюджета;
  2. юридических лиц, чтобы не сократилось производство;

3)населения, чтобы неравномерность распределения льгот не привела к социальной напряженности в обществе.

Налоговые льготы по республиканским налогам устанавливаются только республиканскими органами власти. Местные органы власти имеют право вводить льготы только в пределах сумм налогов, зачисляемых в местные бюджеты.

Налоговые льготы устанавливаются в виде:

1) освобождения от налога, сбора (пошлины);

2) дополнительных по отношению  к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для  всех плательщиков налоговых  вычетов и (или) скидок, уменьшающих  налоговую базу либо сумму  налога, сбора (пошлины);

3) пониженных по сравнению  с обычными налоговых ставок;

4) возмещение суммы уплаченного  налога, сбора (пошлины);

5) в ином виде, установленном  Президентом Республики Беларусь.[7, ст 43]

Государство не только вводит налоговые льготы, поощряя налогоплательщиков, но и применяет санкции к тем, кто нарушил налоговое законодательство. При несоблюдении законов о налогах юридические и физические лица несут ответственность, виды и размер которой регулируются законодательством. Налогоплательщик, преступивший закон, несет имущественную ответственность в трех видах:

1) взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода или суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения;

2) уплата штрафа за отсутствие учета объекта налогообложения или ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, а также непредставление или несвоевременное представление в налоговые органы документов для исчисления налогов;

3) уплата пени за каждый день задержки перечисления налогов в бюджет.

Источники уплаты налогов определяются налоговым законодательством Республики Беларусь. Это может быть себестоимость, выручка, прибыль, либо доходы физических лиц.

Порядок и сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) устанавливаются налоговым или таможенным законодательством Республики Беларусь применительно к каждому налогу, сбору (пошлине) , а также актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов).. Уплата налогов может производиться в наличном или безналичном порядке в белорусских рублях.[7, ст 46]

 

1.2 Субъекты и объекты налоговых отношений Республики Беларусь

 

Налоговые правоотношения – это весьма сложные общественные отношения, которые составляют определенную часть финансовых правоотношений. Они возникают по поводу установления налоговой системы, порядка исчисления, взимания налогов, а также изменения налоговой системы. Эти отношения всегда носят государственно-властный характер.

Налоговые правоотношения – это урегулированные нормами налогового права общественные (финансовые) отношения, возникающие по поводу установления налоговой системы, порядка исчисления и взимания налогов, сборов (пошлин).

Основным содержанием налоговых правоотношений является обязанность налогоплательщика внести в доход государства определенную денежную сумму в соответствии с установленными размерами и сроками, а обязанность компетентных органов – обеспечить поступление налогов в государственную казну.

Отсюда мы полагаем, что налоговые правоотношения возникают только между налогоплательщиком и государством в лице его уполномоченных органов.[8, с 250]

Субъект налоговых отношений – это лицо, на которое в соответствии с законом возлагается ответственность за уплату налога, а также основополагающий элемент, по отношению, к которому строится вся налоговая система в комплексе. Все функциональные последующие элементы налога (объекты налогообложения, ставки, льготы и пр.) используются с учетом возможностей конкретного плательщика.

В соответствии с НК РБ , статья 13 «плательщиками налогов, сборов (пошлин) (далее - плательщики) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом Республики Беларусь, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины)

Под организациями понимаются:

  1. юридические лица Республики Беларусь
  2. иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами;
  3. простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);
  4. хозяйственные группы.[7, ст 13]

Информация о работе Принципы налоговой системы Республики Беларусь