Принципы налоговой системы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Налог – одно из основных понятий финансовой науки. История налогов предлагает две версии происхождения налогов. Во-первых, налоги возникли из контрибуций и дани (это преимущественно налоги с побежденных народов). Во-вторых, налоги стали возникать в период формирования государства и появления постоянного войска. Первоначально налоги носили временный характер и отражали отношения помощи. Постепенно налоги превратились в постоянный источник государственных доходов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3

1.Общая характеристика налоговой системы
Республики Беларусь………………………………………………………6

Понятие и элементы налоговой системы
Республики Беларусь……………………………………………………..10

Субъекты и объекты налоговых
отношений Республики Беларусь............................................................13

1.3. Права субъектов налоговых отношений……………………………15

1.4. Обязанности субъектов налоговых правоотношений……………..19

2.Принципы налоговой системы Республики Беларусь………………..25

3.Структура налоговой системы Республики Беларусь………………..32

Заключение………………………………………………………………..38

Список использованных источников…………………………………....39

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ ФИН право.docx

— 107.92 Кб (Скачать файл)

5) вести учет дебиторской  задолженности и не позднее  десяти рабочих дней со дня  возникновения задолженности по  уплате налогов, сборов (пошлин), пеней  представлять в налоговый орган  по месту постановки на учет  перечень дебиторов с указанием  суммы дебиторской задолженности, а также копии документов, подтверждающих  факт наличия дебиторской задолженности;

6) представлять в налоговые  органы и их должностным лицам, а в части налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате в связи  с перемещением товаров через  таможенную границу Республики  Беларусь (далее - таможенные платежи), и в таможенные органы и  их должностным лицам при проведении  налоговых проверок документы  и сведения, необходимые для налогообложения. Обеспечивать должностным лицам  налоговых органов, прибывшим для  проведения выездной налоговой  проверки, возможность осуществления  их прав и обязанностей, включая  предоставление помещений, пригодных  для рассмотрения и оформления  необходимой документации;

7) подписать акт налоговой  проверки;

8) выполнять законные  указания налогового, таможенного  органа об устранении выявленных  нарушений налогового законодательства;

9) сообщать в налоговый  орган по месту постановки  на учет:

- об открытии или закрытии  текущего (расчетного) или иного  счета в банке (для белорусских  организаций - о счетах в Республике  Беларусь и за ее пределами, а для иностранных организаций - о счетах в Республике Беларусь (за исключением вкладных (депозитных) и (или) корреспондентских счетов, открытых  Центральным (Национальным) банком  иностранного государства и иностранным  банком, включенным в международный  справочник "Bankers Almanac" (издательство Reed Business Information) и тех счетах, через которые осуществляется их деятельность в Республике Беларусь) - в срок не позднее пяти рабочих дней со дня открытия или закрытия счета. Настоящее положение не применяется в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, за исключением частных нотариусов;

- об участии в белорусской  или иностранной организации - в  течение пяти рабочих дней  со дня, когда плательщик стал  участником организации. При этом  физическое лицо, не являющееся  налоговым резидентом Республики  Беларусь, или иностранная организация  не обязаны сообщать об участии  в других иностранных организациях, если такое участие не связано  с налогообложением в Республике  Беларусь;

- о принятии решения  о ликвидации или реорганизации  организации, а индивидуальным предпринимателем - о прекращении предпринимательской  деятельности - в срок не позднее  пяти рабочих дней со дня  принятия такого решения;

- об обособленных подразделениях  организации - в срок не позднее  десяти рабочих дней со дня  их создания или ликвидации;

- об изменении места  нахождения организации или места  жительства индивидуального предпринимателя - в срок не позднее десяти  рабочих дней со дня такого  изменения;

- иные сведения, обязанность  сообщения которых для плательщиков  предусмотрена законодательными  актами, - в порядке и сроки, установленные  такими законодательными актами;

10) представлять в налоговый  орган по месту постановки  на учет либо налоговому агенту  документы, подтверждающие право  на использование налоговых льгот;

11) обеспечивать в течение  сроков, установленных законодательством, сохранность документов бухгалтерского  учета, учета доходов (расходов) и  иных объектов налогообложения, других документов и сведений, необходимых для налогообложения;

12) обеспечивать, если иное  не установлено законодательством, наличие документов, форма которых  утверждена уполномоченными государственными  органами;

13) при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством;

14) являясь источником выплаты дохода для других организаций и физических лиц, в случаях, установленных настоящим Кодексом, удерживать и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы (пошлины);

15) выполнять другие обязанности, установленные Налоговым Кодексом Республики Беларусь и другими актами налогового законодательства. [7, ст.22]

Налоговые органы и их должностные лица обязаны:

1) действовать в строгом соответствии с законодательством;

2) корректно и внимательно относиться к плательщикам (иным обязанным лицам), их представителям, не унижать их чести и достоинства;

3) осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, сборов (пошлин), пеней, а также за правильностью взимания, своевременностью и полнотой перечисления в бюджет налогов, сборов (пошлин);

4) вести учет плательщиков (в установленных случаях – иных обязанных лиц) в Государственном реестре плательщиков (иных обязанных лиц) и других установленных законодательством реестрах;

5) давать письменные разъяснения плательщикам (иным обязанным лицам) по вопросам применения актов налогового законодательства, в том числе по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальными органами (областными, Минским городским комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды) – по вопросам определения налоговой базы экологического налога и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов;

6) в порядке, установленном законодательством, проводить проверки;

7) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиками (иными обязанными лицами) налоговых обязательств, неуплаты (неполной уплаты) пеней применять способы обеспечения исполнения налоговых обязательств, уплаты пеней, а также обеспечивать взыскание неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, сборов (пошлин), пеней в порядке, установленном Налоговым кодексом Республики Беларусь;

8) требовать от плательщиков (иных обязанных лиц), их представителей устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать исполнение этих требований;

9) в порядке, установленном Налоговым кодексом, осуществлять зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней и процентов по ним;

10) выдавать по заявлению плательщика (иного обязанного лица) выписку из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней;

11) направлять (вручать) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю свои решения в отношении плательщика (иного обязанного лица) заказным письмом с уведомлением о вручении (под расписку) либо иным способом, свидетельствующим о дате получения решения или о дате его направления по месту жительства физического лица или по месту нахождения организации;

12) соблюдать налоговую тайну и правила хранения сведений о плательщиках (иных обязанных лицах);

13) принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о нарушениях налогового законодательства и осуществлять в установленном порядке их проверку;

14) вести учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных плательщиками (иными обязанными лицами) сумм налогов, сборов (пошлин), пеней, составлять и представлять налоговую отчетность по форме и в порядке, установленных законодательством;

15) передавать в порядке, установленном законодательством, материалы проверок, иные материалы по фактам нарушений законодательства, за которые предусмотрена уголовная ответственность, в органы уголовного преследования в соответствии с их компетенцией;

16) отменять не соответствующие законодательству решения нижестоящих налоговых органов;

17) представлять информацию об уплате соответствующих налогов по требованию:

- нотариуса, удостоверяющего сделки об отчуждении облагаемого налогами недвижимого имущества, принадлежащего постоянно не проживающему в Республике Беларусь гражданину Республики Беларусь, иностранному гражданину, лицу без гражданства либо не имеющему места нахождения в Республике Беларусь иностранному или международному юридическому лицу (организации, не являющейся юридическим лицом);

- регистратора, осуществляющего государственную регистрацию нотариально не удостоверенных сделок об отчуждении облагаемого налогами недвижимого имущества, принадлежащего постоянно не проживающему в Республике Беларусь гражданину Республики Беларусь, иностранному гражданину, лицу без гражданства либо не имеющему места нахождения в Республике Беларусь иностранному или международному юридическому лицу (организации, не являющейся юридическим лицом);

18) представлять по заявлению плательщика (иного обязанного лица) информацию о реквизитах, необходимых для заполнения платежных инструкций в целях исполнения налогового обязательства, уплаты пеней, в течение двух рабочих дней со дня подачи заявления.[7, ст 82]

 Налоговые органы несут  также и другие обязанности, определенные законодательными актами.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на плательщика обязанностей он несет ответственность в соответствии с законодательными актами .

Осуществляя свои контрольные функции, налоговые органы сталкиваются с вопросом привлечения к ответственности виновных лиц, допустивших налоговые правонарушения. Ответственность в налоговых правоотношениях – вопрос самый сложный в налоговом праве, так как он регулируется и связан с различными отраслями права. В действующем законодательстве он регулируется Общей частью Налогового кодекса, Кодексом об административных правонарушениях, Уголовным кодексом, Декретами и указами Президента Республики Беларусь.

Правонарушения в налоговой сфере включают правонарушения как со стороны налогоплательщиков, так и налоговых органов. Это общепринятая в юридической литературе точка зрения. Как налоговые правонарушения можно квалифицировать и решения, принимаемые органами представительной и исполнительной власти, которые, например, вводят не предусмотренные законом налоги, освобождают от уплаты налогов отдельных налогоплательщиков, когда им не предоставлено такое право, и некоторые другие.[10, с 215]

Юридическая ответственность за нарушение налогового законодательства – это система принудительных мер воздействия, применяемых к нарушителям налогового законодательства.

Основанием привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства является совершение налогового правонарушения. Налоговое правонарушение представляет собой противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), повлекшее за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком норм налогового права, за которые предусмотрены меры ответственности. Признаками налогового правонарушения являются противоправность, виновность, наказуемость, антиобщественный характер.

Состав налогового правонарушения представляет собой совокупность элементов, необходимых для привлечения лица к ответственности. Отсутствие одного из признаков или элементов не позволяет рассматривать деяние как правонарушение, а следовательно, исключает возможность привлечения к ответственности.

К элементам состава налогового правонарушения относятся:

  1. объект налогового правонарушения;
  2. объективная сторона налогового правонарушения;
  3. субъект налогового правонарушения;
  4. субъективная сторона налогового правонарушения.[8, с 91-92]

В соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба в крупном размере наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок. То же деяние, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.[11, ст 243]

Состав же административных правонарушений в сфере налогообложения предусмотрен в Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь.

Так нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при наступлении сроков уплаты налогов, сборов (пошлин) и просрочке более двух рабочих дней при совершении административного правонарушения должностным лицом юридического лица, более пяти рабочих дней – иным физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере пяти десятых базовой величины за каждую полную или неполную неделю просрочки, но не более пяти базовых величин.[12, ст 13.1]

Информация о работе Принципы налоговой системы Республики Беларусь