Налоговая система Республики Беларусь: основные этапы формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение налоговой системы Республики Беларусь,
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
– дать определение налоговой системы Республики Беларусь;
– изучить закономерностей её функционирования и развития;
– рассмотреть этапы формирования налоговой системы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Налоговая система Республики Беларусь.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

Ставки налога за использование природных ресурсов, за исключением платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти, устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов, налог взимается по ставке, в 15 раз превышающей базовую ставку налога.

За превышение установленных лимитов использования (изъятия, добычи) природных ресурсов или использование (изъятие, добычу) природных ресурсов без установленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь лимитов налог взимается по ставке, в 10 раз превышающей базовую ставку налога.

За размещение отходов производства сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов, налог взимается по ставке в 15 раз превышающей базовую ставку налога.

Льготы по налогу за использование природных ресурсов устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

Налог с продаж товаров в розничной торговле

Плательщиками налога с продаж товаров в розничной торговле являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю товарами через торговые и иные объекты согласно законодательству на территории соответствующих административно-террито-риальных единиц.

По налогу с продаж товаров в розничной торговле:

  • объектом налогообложения являются операции по реализации в розничной торговой сети товаров (за исключением товаров по перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь);
  • налоговая база определяется как выручка от реализации плательщиками товаров исходя из розничных цен без включения в них налога с продаж товаров в розничной торговле;
  • налоговая ставка устанавливается в размере, не превышающем 5 процентов налоговой базы.

Сумма налога с продаж товаров в розничной торговле устанавливается как надбавка к цене реализуемых товаров с учетом налога на добавленную стоимость и исключается из выручки при исчислении налогов, сборов и иных платежей, уплачиваемых в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды;

Целевые сборы (транспортный сбор и сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района))

Плательщиками целевых сборов являются организации и индивидуальные предприниматели (за исключением индивидуальных предпринимателей - плательщиков единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, и организаций, уплачивающих единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции).

Курортный сбор

Плательщиками курортного сбора являются физические лица, находящиеся в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях (за исключением лиц, направляемых на оздоровление и санаторно-курортное лечение бесплатно в соответствии с законодательными актами).

По курортному сбору:

    • объектом налогообложения является нахождение физического лица в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных единиц;
    • налоговая база определяется исходя из стоимости путевки в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;
    • налоговые ставки устанавливаются в зависимости от вида санаторно-курортного и оздоровительного учреждения и не могут превышать 3 процентов налоговой базы.

1.4 Субъект и объект налога

Субъект налога (плательщик) - юридическое или физическое лицо, которое в соответствии с законодательством обязано платить налог.

Плательщиками налогов, сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим законодательством Республики Беларусь возложена обязанность уплачивать налоги.

В данном случае под организациями понимаются:  

  • юридические лица Республики Беларусь; 
  • иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами; 
  • простые товарищества; 
  • хозяйственные группы.

По Налоговому кодексу под физическими лицами понимаются: 

  • граждане Республики Беларусь; 
  • граждане либо подданные иностранного государства;  
  • лица без гражданства (подданства).

Также существуют некоторые отличия в уплате налогов между белорусской организацией и иностранной.

Во-первых, белорусской организацией признается организация, местом нахождения которой является Республика Беларусь, а иностранной организацией признается организация, местом нахождения которой не является Республика Беларусь.

Во-вторых, белорусские организации имеют статус налоговых резидентов Республики Беларусь и несут полную налоговую обязанность по доходам от источников в Республике Беларусь, по доходам от источников за пределами Республики Беларусь, а также по имуществу, расположенному как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами, что касается иностранных организаций, то они не являются налоговыми резидентами Республики Беларусь и несут налоговую обязанность только по деятельности, осуществляемой в Республике Беларусь, или по доходам от источников в Республике Беларусь и по имуществу, расположенному на территории Республики Беларусь.

Физические лица также могут признаваться резидентами либо нерезидентами Республики Беларусь. Четкое разъяснение данному вопросу дается в Налоговом кодексе РБ, там сказано, что: «налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, которые фактически находились на территории Республики Беларусь в календарном году более 183 дней. Физические лица, которые фактически находились за пределами территории Республики Беларусь 183 дня и более в календарном году, не признаются налоговыми резидентами Республики Беларусь».

Также налогоплательщиками являются индивидуальные предприниматели, ими признаются лишь те, которые прошли государственную регистрацию. К индивидуальным предпринимателям в целях налогообложения приравниваются и частные нотариусы.

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований законодательных актов, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом и другими актами налогового законодательства, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Объект налога – это предмет, действие или явление (доход, имущество, товар, добавленная стоимость и так далее), которые, в соответствии с законом, подлежат обложению налогом.

Объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика возникает налоговое обязательство.

Каждый налог, сбор имеет самостоятельный объект налогообложения. Также важным замечанием является то, что один и тот же объект может облагаться определенным налогом, сбором у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период.

В соответствии с Налоговым кодексом РБ объектами налогообложения признаются:

  • товары - товаром признается имущество (за исключением имущественных прав), реализуемое либо предназначенное для реализации;
  • работы и услуги – работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности;

  • реализация товаров (работ, услуг), имущественных прав - реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу), передача имущественных прав одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или формы соответствующих сделок.

Исключением являются:

  1. отчуждение имущества в результате реквизиции, национализации или конфискации;
  2. переход права собственности на имущество в результате наследования;
  3. обращение в собственность государства бесхозяйного имущества, находок или кладов, безнадзорных животных;
  4. передача имущества в качестве взносов (вкладов) в уставные фонды организаций, которые производятся учредителями (участниками) данных организаций;
  5. первичное размещение ценных бумаг, осуществляемое в соответствии с законодательством.

Безвозмездной передачей товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются передача товаров (работ, услуг), имущественных прав без оплаты и освобождение от обязанности их оплаты.

  • доходы и источники их получения - доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая применительно к конкретному налогу. Доходы могут делиться на полученные от источников в РБ или полученные от источников за пределами РБ;
  • дивиденды и проценты - дивидендом признается любой доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества, иной организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения. Также к дивидендам приравниваются доходы, получаемые по соглашениям (долговым обязательствам), предусматривающим участие в прибылях.

Процентами признается любой доход, начисленный по облигациям любого вида, векселям, депозитным и сберегательным сертификатам, денежным вкладам, депозитам и иным аналогичным долговым обязательствам (за исключением предусматривающих участие в прибылях), независимо от способа его оформления.

 

1.5 Предмет налогообложения

Предметом налогообложения признается экономическая и неэкономическая деятельность. Под экономической деятельностью понимается всякая деятельность по производству и реализации продукции (работ, услуг), а также любая иная деятельность, которая влечет или может повлечь получение доходов (прибыли). Исходя из такого определения, в составе экономической деятельности можно определить основные виды:

– производственная деятельность;

– коммерческая деятельность;

– финансовая деятельность.

Производственная деятельность связана с производством продукции, товаров, услуг, работ, подлежащих последующей реализации потребителям (покупателям). В основе коммерческой деятельности лежат товарно-денежные и торгово-обменные операции.

Финансовая деятельность связана с получением доходов от оказания всевозможных финансовых услуг.

Разновидностью производственной, коммерческой и финансовой деятельности является предпринимательская деятельность, которая представляет собой самостоятельную, инициативную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода и осуществляемую от своего имени, на свой страх и риск, под свою имущественную ответственность.

Существует две основные концепции налогообложения:

  1. налогоплательщики должны увеличивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают;
  2. налоги должны зависеть от размера получаемого дохода: у кого они больше, тот и уплачивает большую сумму налога.

Наряду с принципами налоговая система включает способы и методы взимания налогов. В налогообложении существует три способа взимания налогов: кадастровый, декларационный, административный.

1) кадастровый  способ предполагает использование  кадастра (реестра, описи), содержащего  перечень типичных сведений об  оценке и средней доходности  объекта обложения, которые применяются  при исчислении соответствующего  налога. Так, земельный налог Беларуси рассчитывается на основе земельного кадастра, в котором представлен систематизированный перечень данных о земле как средстве производства, о земельных угодьях и т.д.

2) декларационный  способ предусматривает подачу  налогоплательщиком в налоговые органы декларации о величине объекта обложения, в которую включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления суммы дохода. Примером могут служить таможенные пошлины.

3) административный способ предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который уплачивает налог. Таким путём взимается подоходный налог с физических лиц, налог с доходов по ценным бумагам.

Как и любая система, налогообложение должно соответствовать определенным принципам. В Республики Беларусь эти принципы описаны в Налоговом кодексе и звучат следующим образом:

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь: основные этапы формирования