Налоговая система Республики Беларусь: основные этапы формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение налоговой системы Республики Беларусь,
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
– дать определение налоговой системы Республики Беларусь;
– изучить закономерностей её функционирования и развития;
– рассмотреть этапы формирования налоговой системы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Налоговая система Республики Беларусь.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

На Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь возлагаются следующие функции:

  • контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет всех обязательных платежей;
  • подготовка предложений по совершенствованию налогового законодательства;
  • участие совместно с Министерством финансов в разработке налоговой политики и налогового законодательства государства;
  • постоянный мониторинг процесса издания различными ведомствами нормативных документов о налогообложении;
  • разработка форм налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов.

Налоговые инспекции на местах имеют право:

• проводить плановые и контрольные проверки на предприятиях, в учреждениях, организациях;

• проверять все документы (денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации), связанные с исчислением и уплатой налогов;

• получать от налогоплательщика необходимые объяснения, правки, сведения по вопросам проверок;

• бесплатно получать необходимую информацию от государственных органов, предприятий, физических лиц;

• при проведении проверок у налогоплательщиков изымать у них акты, документы, свидетельствующие о сокрытии прибыли или других объектов обложения, если есть основания предполагать, что эти документы будут уничтожены или заменены;

• вызывать в налоговые органы налогоплательщиков в связи с проведением проверок;

• обследовать с соблюдением соответствующих правил складские, торговые и иные помещения юридических лиц;

• приостанавливать операции предприятий, организаций и граждан по счетам в банках в случае непредставления их должностными лицами налоговым органам документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, а также в случае невыполнения требований налоговых органов по устранению выявленных нарушений;

• требовать от налогоплательщиков исправления выявленных налоговых нарушений и контролировать выполнение указанных требований;

• проводить в бесспорном порядке взимание недоимок, также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных налоговым законодательством;

• применять к налогоплательщикам финансовые санкции за нарушения налогового законодательства;

• возбуждать в установленном порядке ходатайство о запрещении занятия предпринимательской деятельностью;

• предъявлять в хозяйственный суд иски о лишении предприятий лицензий.

Налоговые инспекции обязаны:

• действовать в строгом соответствии с законодательством (налоговым и бюджетным);

• осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет, бюджетные и внебюджетные фонды;

• вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;

• предъявлять требования по уплате налогов, а в случае их неисполнения применять в установленном порядке меры по обеспечению исполнения этих требований;

• проводить проверки налогоплательщиков;

• ежемесячно представлять финансовым органам и органам государственного казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;

• осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пени;

• сохранять коммерческую тайну и тайну сведений о вкладах, выполнять другие обязанности по закону.

Налоговые органы и их должностные лица несут ответственность за неправильные решения, действия или бездействие. Ущерб, причиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего исполнения налоговыми органами и их сотрудниками возложенных на них обязанностей, подлежит возмещению в установленном порядке. Кроме того, должностные лица и работники налоговых служб несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность за вред, причиненный налогоплательщику.

В целом объем работы налоговых служб огромен и продолжает увеличиваться. Это объясняется расширением налогообложения, интенсивным ростом количества налогоплательщиков.

За соблюдение налогового законодательства несет ответственность и Комитет государственного контроля Республики Беларусь. Его задача — предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений, оперативно-розыскная деятельность и контроль за исполнением налогового законодательства, а также обеспечение безопасной деятельности налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

Специалисты из службы Комитета государственного контроля вправе в установленном порядке налагать административный арест на имущество лиц, уклоняющихся от уплаты налогов и сборов, и при необходимости осуществлять в полном объеме проверки, оформляя их актами. Таким образом, они выполняют функции правоохранительных и налоговых органов одновременно. При выявлении сокрытия доходов от налогообложения они привлекают нарушителей к уголовной или административной ответственности - в зависимости от размеров сокрытия.

 

Кроме указанных финансовых и налоговых органов вопросами налогового управления занимаются банки и другие кредитные учреждения. Банки при открытии расчетного (текущего) счета предприятию или физическому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, прежде всего проверяют документ, подтверждающий постановку на учет в налоговом органе, а при открытии иных счетов (валютных, ссудных, депозитных) — дополнительно справки, удостоверяющие уведомление налогового органа о намерении налогоплательщика открыть соответствующий счет. В пятидневный срок после открытия счета налоговый орган должен быть оповещен об этом. Если банк нарушает данное требование, то его руководитель привлекается к административной ответственности. При обнаружении фактов повторного невыполнения банком установленного порядка открытия налогоплательщику счетов налоговые органы уведомляют об этом Национальный банк. Указанные факты являются основанием для принятия решения о ликвидации банка и взимании полученных им доходов в пользу государства.

Получив от налогоплательщика платежное поручение на перечисление налоговых платежей в бюджет, банки обязаны исполнить его в первоочередном порядке. В случае неисполнения (задержки исполнения) банками платежных поручений по перечислению налогов в бюджет и во внебюджетные фонды с учреждений банков взимается пеня с неуплаченной суммы за каждый день просрочки платежа. Если на расчетном или иных счетах налогоплательщика отсутствуют денежные средства в рублях или их недостаточно, но они имеются на текущем счете иностранной валюты, то банки обязаны принимать меры к исполнению в бесспорном порядке поручения налоговых и таможенных органов по взиманию платежа в иностранной валюте, эквивалентного сумме, указанной в рублях.

Важным звеном налоговой системы является также налоговое законодательство, которой устанавливает механизм уплаты налогов, сроки и суммы выплат, определяет виды налогов, субъектов, объекты налогообложения, налоговые льготы. Важнейшим законодательным актом в области налогообложения в Республике Беларусь является Налоговый Кодекс. Разработка и утверждение законодательных актов в Беларуси возложено на Правительство Республики Беларусь, Президента, Парламент.

 

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

Налоговая система  Республики Беларусь была сформирована в 1992 году. Основу ее составил Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также специальные акты налогового законодательства, определяющие по каждому виду налога конкретные объекты налогообложения, порядок уплаты, ставки и льготы. Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов и 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды. Принятый перечень налогов и некоторые методики исчисления имели формальные признаки налогообложения рыночного типа. Однако ее логику и внутреннее содержание определяли потребности сложившегося соотношения доходов и расходов государственного бюджета. В дальнейшем налоговая система постоянно корректировалась: изменялись состав налогов и сборов, порядок расчета.

Необходимо  отметить, что в 1992 году налоговая  система формировалась в условиях нарастающего экономического кризиса, который обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, и потому налоговая политика того периода приобрела исключительно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков и в недостаточно эффективных способах его осуществления. С 1992 года проводились многочисленные корректировки налогового законодательства, которые несколько уменьшали уровень налоговых изъятий, но принципиально не улучшали саму налоговую систему. Уровень налоговой нагрузки на экономику снизился по сравнению с 1992 годом, но все равно остается достаточно высоким.

Отчасти такой  уровень налоговой нагрузки на экономику  объясняется тем, что налоговые  поступления являются основным источником доходов бюджета Республики Беларусь.

Одной из наиболее приоритетных задач, которая стоит  перед налоговыми органами – является совершенствование налогового законодательства. Работа в этом направлении налоговыми органами  ведется постоянно, путем систематизации налогового законодательства, сокращения перечня налогов и величины налоговых ставок.      

Наиболее наглядно очертить контуры реформирования налоговой системы нашей страны  и показать наиболее прогрессивные направления ее совершенствования представляется возможным сквозь призму истории, так как  именно в ее контексте можно четче увидеть все то, что уже сделано, и понять то, что еще необходимо сделать.

2.1 первый этап 1996-2001 г.

Одной из наиболее приоритетных задач, которая стоит  перед налоговыми органами – является совершенствование налогового законодательства. Работа в этом направлении налоговыми органами  ведется постоянно, путем систематизации налогового законодательства, сокращения

Первый этап реформирования созданной в 1992 – 1994 годах налоговой системы начался  с принятия Указа Президента Республики Беларусь от 14 ноября 1996 г. № 464, которым  были утверждены Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 – 2000 годы, предусматривающие конкретные меры по преобразованию налоговой системы страны. Главными ориентирами служили классические принципы построения налоговых систем, но с учетом особенностей развития национальной экономики на текущем этапе. В частности, указанным документом были определены следующие основные задачи:

  • совершенствование структуры и сокращение количества применяемых налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений в различного рода целевые бюджетные и внебюджетные фонды;
  • введение общепринятых правовых норм и принципов налогообложения;
  • существенная модернизация методов расчета, механизмов и принципов взимания таких основных налогов, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и доходы предприятий, подоходный налог с граждан;
  • пересмотр и сокращение налоговых льгот по всем применяемым налогам и сборам для расширения их налоговой базы с целью обеспечения возможности снижения ставок и дальнейшего количества налогов и сборов;
  • поиск и выбор оптимального соотношения республиканских и местных налогов и сборов, а также эффективного взаимодействия республиканского и местных бюджетов.

Кроме этого  при рассмотрении этих проблем требовалось найти такое решение, которое бы смогло обеспечить рациональное сочетание общегосударственных и местных интересов.

Решение поставленных задач осуществлялось поэтапно. В  качестве основной формы решения  была избрана подготовка проекта  Налогового кодекса Республики Беларусь, унифицированного по основным принципам и положениям с аналогичным документом, уже действующим в Российской Федерации. С введением кодекса планировалось реально повысить эффективность налоговой системы: с одной стороны, добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет, а с другой – снизить налоговое давление на экономику и ограничить негативное воздействие налогов на рост производства, инвестиций и экспорта.

В течение 1997 – 2001 годов были осуществлены следующие  крупные преобразования налоговой системы:

  • с 1997 года отменен  сбор на содержание государственной  пожарной службы и налоги на валютную выручку, отчисления в фонд содействия конверсии военного производства;
  • Декретом Президента Республики Беларусь от 10 марта 1997 г. № 6 «Об упорядочении предоставления льгот юридическим и физическим лицам Республики Беларусь по налогам и таможенным платежам» установлен единый унифицированный порядок предоставления индивидуальных налоговых и таможенных льгот, направленный на ограничение их применения;
  • в течение 1998 – 2001 годов практически все внебюджетные фонды (за исключением Фонда социальной защиты населения) были преобразованы  в целевые бюджетные фонды, ставка чрезвычайного налога снижена до 4 %;
  • с начала 1998 года введена в действие новая редакция Закона Республики Беларусь «Об акцизах», предусматривающая введение ставок по ряду подакцизных товаров и применение общепринятых механизмов взимания акцизных сборов;
  • с 1999 года введен налог с продаж автомобильного топлива, зачисляемый в дорожные фонды, с одновременной отменой отчислений от доходов по эксплуатации автомобильного транспорта;
  • с начала 1999 года введена в действие новая редакция Закона Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц», в соответствии с которой осуществлен переход к исчислению этого налога исходя из совокупного годового дохода и введено всеобщее декларирование доходов, существенно либерализована шкала ставок этого налога (максимальная предельная ставка снижена до 30 %);
  • с 1 января 2000 года новой редакцией Закона Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость» введена общепринятая в мировой практике зачетная система взимания налога на добавленную стоимость;
  • одновременно  с введением новой системы  взимания налога на добавленную стоимость  Декретом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1999 г. № 43 изменен порядок налогообложения банков, страховых и других финансовых организаций, а также доходов юридических лиц от операций с ценными бумагами. Вместо налога на прибыль и налога на добавленную стоимость для них был введен специальный налог на доходы, уплачиваемый банками, страховыми и другими финансовыми организациями в размере      30 % с налоговой базы, включающей помимо прибыли расходы на оплату труда, амортизацию и износ нематериальных активов. Ставка налога на доходы юридических лиц по операциям с ценными бумагами установлена в размере 40 %.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь: основные этапы формирования