Налоговая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь, перспективы перестройки ее в ближайшие годы.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;
охарактеризовать основные элементы налоговой системы Республики Беларусь;
рассмотреть перспективы перестройки ее в ближайшие годы;
охарактеризовать основные виды налогов;
проанализировать роль налоговой системы в регулировании экономики;
проанализировать налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь;
определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение
1 Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь
1.1 Элементы налоговой системы Республики Беларусь
1.2 Перспективы перестройки налоговой системы в ближайшие годы
2 Субъекты и объекты налоговых отношений в Республике Беларусь
2.1 Права субъектов налоговых отношений
2.2 Обязанности субъектов налоговых отношений
2.3 Объекты налоговых отношений
3 Виды налогов и сборов (пошлин) действующих на территории Республики Беларусь
3.1 Налоги (сборы), включаемые в выручку от реализации товаров (работ, услуг)
3.2 Налоги (сборы), взносы и отчисления, относящиеся на себестоимость продукции, товаров (работ, услуг)
3.3 Налоги (сборы), уплачиваемые за счет прибыли (дохода), остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей
3.4 Необходимость совершенствования механизма построения налогов и сборов
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 46.77 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Общая характеристика налоговой  системы Республики Беларусь

1.1 Элементы налоговой системы  Республики Беларусь

1.2 Перспективы перестройки налоговой  системы в ближайшие годы

2 Субъекты и объекты налоговых  отношений в Республике Беларусь

2.1 Права субъектов налоговых  отношений

2.2 Обязанности субъектов налоговых  отношений

2.3 Объекты налоговых отношений

3 Виды налогов и сборов (пошлин) действующих на территории Республики  Беларусь

3.1 Налоги (сборы), включаемые в выручку  от реализации товаров (работ,  услуг)

3.2 Налоги (сборы), взносы и отчисления, относящиеся на себестоимость  продукции, товаров (работ, услуг)

3.3 Налоги (сборы), уплачиваемые за  счет прибыли (дохода), остающейся  в их распоряжении после уплаты  налогов, сборов (пошлин), других  обязательных платежей

3.4 Необходимость совершенствования  механизма построения налогов  и сборов

Заключение

Список использованных источников

Приложения

 

ВВЕДЕНИЕ

В течение нескольких тысячелетий  истории человечества налогам уделяется  пристальное внимание всех слоев  населения. Любое изменение в  налоговой системе становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации. Такое внимание было и остается оправданным, поскольку налоги – это вычеты из доходов налогоплательщиков, основной источник доходов современного государства, эффективный инструмент регулирования рыночной экономики.

Сегодня комплекс вопросов, связанных  с состоянием налоговой системы  Республики Беларусь, ее возможностями  полноценной реализации своих функций  приобретает первостепенное значение как для большинства предприятий  и граждан налогоплательщиков, так  и для самого государства. Необходимость  изъятия в пользу государства  части полученных с таким большим  трудом средств всегда воспринималась очень болезненно, особенно на современном этапе. Налоговая система Республики Беларусь включает в себя достаточно большое число налогов и различных других платежей как на республиканском так и на и местном уровнях.

Применение налогов является одним  из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.

С 1 января 2004 введен в действие Налоговый  Кодекс Республики Беларусь (Общая  часть). Налоговый кодекс законодательно закрепил правовой базис, на котором  строятся налоговые отношения, а  именно принципы построения и функционирования налоговой системы; состав, права  и обязанности плательщиков налогов, сборов(пошлин) и налоговых органов; основания возникновения и порядок исполнения налогового обязательства; механизм осуществления налогового контроля.

Цель данной работы – рассмотреть  налоговую систему Республики Беларусь, перспективы перестройки ее в  ближайшие годы.

Задачи курсовой работы:

Ø  рассмотреть налоговую систему  Республики Беларусь;

Ø  охарактеризовать основные элементы налоговой системы Республики Беларусь;

Ø  рассмотреть перспективы перестройки  ее в ближайшие годы;

Ø  охарактеризовать основные виды налогов;

Ø  проанализировать роль налоговой  системы в регулировании экономики;

Ø  проанализировать налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь;

Ø  определить основные направления  совершенствования налоговой системы  в Республике Беларусь.

Данная курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения и  списка использованной литературы.

 

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

В условиях рыночных отношений налоговая  система является одним из важнейших  экономических регуляторов. Налоги – основная форма доходов государства. Налог взимается для покрытия общественно полезных потребностей всего общества, а не конкретного  налогоплательщика.

Налоговая система Беларуси формировалась  на классических принципах налогообложения, с учетом разработанных налоговой  практикой других стран принципов  налогообложения. В силу сложных  условий переходного периода  не все они легли в основу нашей  налоговой системы, другие дополнены  и уточнены положениями, вытекающими  из практической необходимости.

В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:

·  однократность обложения, то есть один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;

·  оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;

·  одинаковый подход ко всем хозяйствующим  субъектам обложения;

·  установленный порядок введения и отмены органами власти разного  уровня налогов, их ставок, налоговых  льгот;

·  четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в  основу которой положена компетенция  соответствующей власти;

·  обоснование и точное распределение  налоговых доходов между бюджетами  разных уровней;

·  стабильность ставок налога в  течение довольно длительного периода  и простота исчисления платежа.

В Республике Беларусь разработан налоговый  кодекс (НК РБ), который является единым систематизированным сводом законов  государства, регулирующим отношения  в области налогообложения, сборов и пошлин, где отражены основные принципы налогообложения Республики Беларусь (приложение А).

 

1.1 ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

В налоговом законодательстве нашли  отражение полномочия налоговых  органов, их права и обязанности, а также права и обязанности  налогоплательщиков и основные виды ответственности за нарушения налогового законодательства.

Основными элементами налоговой системы  выступают:

ü  плательщики налогов (субъекты налогообложения)

ü  объекты налогообложения

ü  налоговая база

ü  налоговый период

ü  налоговая ставка

ü  налоговые льготы

ü  порядок исчисления

ü  источник уплаты

ü  порядок и сроки уплаты

ü  санкции.

Субъект налогообложения – это  основополагающий элемент, по отношению  к которому строится вся налоговая  система в комплексе. Все последующие  функциональные элементы налога используются уже в рамках конкретного плательщика. Плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложена  обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).

Вторым элементом налогового механизма  является объект налогообложения. Объектами  налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика  Налоговый Кодекс Республики Беларусь, другие законы Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь либо решения местных Советов  депутатов (в отношении местных  налогов и сборов) связывают возникновение  налогового обязательства.

Каждый налог, сбор (пошлина) имеет  самостоятельный объект налогообложения. Один и тот же объект может облагаться определенным налогом, сбором (пошлиной) у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый  период.

Налоговая база представляет собой  стоимостную или физическую характеристику объекта налогообложения. Налоговая  база и порядок ее определения  устанавливаются применительно  к каждому налогу, сбору (пошлине).

Налоговые ставки устанавливаются при планировании и формировании бюджета на предстоящий год и которые представляют собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

В механизме построения налоговой  системы Беларуси важное место занимают налоговые льготы, которые используются государством в качестве регулирующей и стимулирующей функции. Их умелое применение способствует росту эффективности  производства, повышению благосостояния населения.

Как правило, по каждому налогу предусматриваются  специальные налоговые льготы, имеющие  строго целенаправленный характер. Все  льготы должны применяться только в  соответствии с действующим законодательством  и, как правило, не должны носить индивидуальный характер. При проведении политики налоговых льгот государство  учитывает условия развития экономики, чтобы большое количество налоговых  льгот не ограничивало доходы бюджета и одновременно было выгодно налогоплательщику.

При принятии решения по налоговым  льготам учитываются интересы трех субъектов:

Ø  государства, заинтересованного  в росте доходов бюджета;

Ø  юридических лиц, чтобы не сократилось производство;

Ø  населения, чтобы неравномерность  распределения льгот не привела  к социальной напряженности в  обществе.

Налоговые льготы по республиканским  налогам устанавливаются только республиканскими органами власти. Местные  органы власти имеют право вводить  льготы только в пределах сумм налогов, зачисляемых в местные бюджеты.

Государство не только вводит налоговые  льготы, поощряя налогоплательщиков, но и применяет санкции к тем, кто нарушил налоговое законодательство. При несоблюдении законов о налогах  юридические и физические лица несут  ответственность, виды и размер которой  регулируются законодательством. Налогоплательщик, преступивший закон, несет имущественную  ответственность в трех видах:

Ø  взыскание всей суммы сокрытого  или заниженного дохода или суммы  налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения;

Ø  уплата штрафа за отсутствие учета  объекта налогообложения или  ведение учета объекта налогообложения  с нарушением установленного порядка, а также непредставление или  несвоевременное представление  в налоговые органы документов для  исчисления налогов;

Ø  уплата пени за каждый день задержки перечисления налогов в бюджет.

Источники уплаты налогов определяются налоговым законодательством Республики Беларусь. Это может быть себестоимость, выручка, прибыль, либо доходы физических лиц.

Порядок и сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) устанавливаются налоговым  или таможенным законодательством  Республики Беларусь применительно  к каждому налогу, сбору (пошлине). Уплата налогов может производиться  в наличном или безналичном порядке  в белорусских рублях:

- разовой уплатой всей причитающейся  суммы

- в ином порядке, предусмотренном  законодательством

Таким образом, под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства  в соответствии с налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, форм и методов, определяющих правомочие и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

 

1.2 ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕСТРОЙКИ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ В БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ

 

В 2010 году планируется продолжить работу по упрощению налоговой системы  и снижению налогового бремени на экономику.

Предусматривается отменить сбор в  республиканский фонд поддержки  производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, а также отменить местные  целевые сборы из прибыли, взимаемые  по ставке 3%.

Согласно Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2015 годы основной целью бюджетно-налоговой политики является обеспечение финансовой и социальной стабильности.

Налоговая политика в 2006 - 2015 годах  будет формироваться, исходя из необходимости  существенного упрощения налоговой  системы, поэтапного снижения налоговой  нагрузки, качественного улучшения  налогового администрирования, повышения рациональности, прозрачности, справедливости и стабильности налоговой системы.

Справедливость и нейтральность  налоговой системы обеспечивается в основном за счет прекращения практики налогового льготирования и предоставления преференциальных режимов налогообложения, отмены имеющих негативное влияние  на экономический рост и неэффективных  налоговых платежей.

Формирование прозрачного и  стабильного механизма налогообложения  будет обеспечено за счет законодательного закрепления по каждому налоговому платежу всех обязательных элементов  налогообложения: состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой  базы, налоговых ставок, налоговых  льгот, а также порядка исчисления налогов, сборов (пошлин) и сроков их уплаты.

Реализация бюджетной политики в 2006 - 2015 годах будет осуществляться путем оптимизации государственных  обязательств, повышения эффективности  и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и  процедур их финансирования, снижения рисков, связанных с условными  обязательствами бюджетов.

Предусматривается обеспечить устойчивость бюджетной системы, а также прозрачность процедур планирования, исполнения и  оценки результатов бюджетных расходов.

Повышение эффективности использования  бюджетных средств будет осуществляться за счет перехода к программно-целевому методу бюджетного планирования, обеспечивающему  прямую взаимосвязь выделяемых бюджетных  ресурсов с достижением конкретных результатов деятельности государственных  органов и бюджетных организаций.

Предусматривается обеспечить переход  к среднесрочному бюджетному планированию с ежегодным формированием по скользящему принципу среднесрочной  финансовой программы Республики Беларусь, что станет основой для разработки бюджетов республиканскими и местными органами государственного управления, достижения прозрачности и ясности  при планировании бюджетных расходов в пределах имеющихся ресурсов.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь