Налоговая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь, перспективы перестройки ее в ближайшие годы.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;
охарактеризовать основные элементы налоговой системы Республики Беларусь;
рассмотреть перспективы перестройки ее в ближайшие годы;
охарактеризовать основные виды налогов;
проанализировать роль налоговой системы в регулировании экономики;
проанализировать налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь;
определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение
1 Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь
1.1 Элементы налоговой системы Республики Беларусь
1.2 Перспективы перестройки налоговой системы в ближайшие годы
2 Субъекты и объекты налоговых отношений в Республике Беларусь
2.1 Права субъектов налоговых отношений
2.2 Обязанности субъектов налоговых отношений
2.3 Объекты налоговых отношений
3 Виды налогов и сборов (пошлин) действующих на территории Республики Беларусь
3.1 Налоги (сборы), включаемые в выручку от реализации товаров (работ, услуг)
3.2 Налоги (сборы), взносы и отчисления, относящиеся на себестоимость продукции, товаров (работ, услуг)
3.3 Налоги (сборы), уплачиваемые за счет прибыли (дохода), остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей
3.4 Необходимость совершенствования механизма построения налогов и сборов
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 46.77 Кб (Скачать файл)

Доходом признается экономическая  выгода в денежной или натуральной  форме, учитываемая в случае возможности  ее оценки и в той мере, в которой  такую выгоду можно оценить, и  определяемая применительно к конкретному  налогу, сбору (пошлине).

Дивидендом признается любой доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества, иной организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному  участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения.

Реализацией товаров (работ, услуг) признается отчуждение товара одним лицом другому  лицу на возмездной или безвозмездной  основе, если иное не установлено настоящей  статьей, вне зависимости от способа  приобретения прав на товары или формы  соответствующих сделок. [9]

 

3 ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ (ПОШЛИН) ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

Состав налогов налоговой системы  Республики Беларусь можно классифицировать определенным образом, объединив группы налогов по классификационным признакам: объект обложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих  налоговых сумм и др.

Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия, то есть по характеру взаимоотношений  между государством и субъектами налогов – на прямые и косвенные.

Первые устанавливаются непосредственно  на доход или имущество налогоплательщика. К числу прямых относятся: подоходный налог с физических лиц, налоги на доходы и прибыль, налоги на недвижимость и имущество, владение и пользование которыми служит основанием для обложения.

В свою очередь прямые налоги делятся  на личные и реальные.

Личные налоги уплачиваются с действительно  полученного налогоплательщиком дохода (прибыли), отражая при этом фактическую  платежеспособность плательщика налога. К ним относятся налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц и др. Реальными налогами облагаются не действительные доходы, а предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции; единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров, работ (услуг) и др.).

Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товаров (работ, услуг) или тарифа на услуги и оплачиваются потребителями. Это налог на добавленную  стоимость, акцизы, таможенная пошлина, налог с продаж и другие.

В свою очередь косвенные налоги в зависимости от объекта обложения  подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются определенные группы товаров (акцизы) и косвенные универсальные, которыми облагаются все (за исключением  тех, на которые распространяются налоговые  льготы) товары, работы, услуги (налог  на добавленную стоимость).

По субъекту уплаты выделяют следующие  виды налогов:

- налоги с физических лиц  (подоходный налог с физических  лиц и др.);

- налоги с юридических лиц  (налог на прибыль, налог на  игорный бизнес, налог на доходы  от осуществления лотерейной  деятельности и др.);

- смешанные налоги, которые уплачивают  как юридические, так и физические  лица (земельный налог, налог на  недвижимость и др.).

Возможно, более правильным было бы именовать налоги с юридических  лиц налогами с предприятий и  организаций, основываясь на том, что  многие субъекты хозяйствования выступают  плательщиками какого-либо налога, не являясь при этом юридическим  лицом, например филиалы, представительства, обособленные структурные подразделения.

По уровню бюджета, в который  зачисляются суммы налогов, различают  закрепленные и регулирующие налоги.

Закрепленные налоги полностью  поступают в конкретный бюджет. Например, суммы налога на добавленную стоимость  и акцизов на товары, ввозимые на таможенную территорию полностью поступают в республиканский бюджет; подоходный налог, земельный налог и налог на недвижимость с юридических и физических лиц, единый налог от предпринимательской деятельности и другие налоги полностью зачисляется в бюджеты районов.

Регулирующие налоги поступают  одновременно в бюджеты различных  уровней в пропорции, установленной  Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Примером таких налогов являются налог на добавленную стоимость (за исключением взимания налога на добавленную стоимость при перемещении  товаров через границу Республики Беларусь), налоги на доходы и прибыль, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, налог  на игорный бизнес.

В зависимости от целевой направленности введения налога выделяют общие и  целевые налоги. Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджет для финансирования общегосударственных мероприятий. Целевые налоги зачисляются в  обособленные целевые бюджетные  или внебюджетные фонды.

Наиболее важное значение для предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования Республики Беларусь имеет классификация налогов в зависимости от источника уплаты налоговых платежей и сборов.

По данному признаку налоги подразделяются на:

- налоги и отчисления, включаемые  в выручку от реализации продукции  (работ, услуг) (налог с продаж  автомобильного топлива, отчисления  в республиканский фонд поддержки  производителей сельскохозяйственной  продукции, продовольствия и аграрной  науки и отчисления средств  пользователями автомобильных дорог  и др.);

- налоги и отчисления, относимые  на себестоимость продукции (работ,  услуг) (отчисления в Фонд социальной  защиты населения, земельный налог,  экологический налог и др.);

- налоги и сборы, уплачиваемые  за счет средств, остающихся  в распоряжении субъектов хозяйствования (налог на прибыль, налог на  недвижимость, местные налоги и  сборы и др.).

Налоги можно также классифицировать и по другим основаниям: по методу налогообложения (от ставки - равные, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные), по способу налогообложения (кадастровые, декларационные, налично-денежные, безналичные) и т.д.

В зависимости от принадлежности и  уровня управления органов, взимающих  налог и в распоряжение которых  налог поступает, они классифицируются.

Налоговая система Республики Беларусь предусматривает два вида налогов, сборов (пошлин) по уровню их введения:

- республиканские налоги, сборы  (пошлины);

- местные налоги и сборы.

Республиканские налоги устанавливаются  и вводятся в действие по решению  высшего представительного органа государства в форме закона. Это  не означает, что эти налоги обязательно  поступают в республиканский  бюджет. Они могут зачисляться  в бюджеты различных уровней. По действующему законодательству к  ним относятся

Местные налоги устанавливаются местными органами власти, взимаются на подведомственной им территории и поступают в доход  местных бюджетов. Местные налоги и сборы вправе вводить на территории соответствующих административно-территориальных  единиц областные, Минский городской  Советы депутатов, Советы депутатов  базового территориального уровня в  соответствии с полномочиями, которые  предоставлены им Законом о бюджете, принимаемым на каждый финансовый год.

Классификация налогов Республики Беларуси по основным классификационным  признакам приведена в приложении В.

3.1 НАЛОГИ (СБОРЫ), ВКЛЮЧАЕМЫЕ В ВЫРУЧКУ  ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ (РАБОТ,  УСЛУГ)

К налогам (сборам), включаемым в выручку  от реализации товаров (работ, услуг) относятся:

v  налог на услуги

v   налог на добавленную  стоимость

v   сбор в республиканский  фонд поддержки производителей  сельскохозяйственной продукции,  продовольствия и аграрной науки

v   акцизы (для подакцизных  товаров)

Объектом налогообложения налогом  с продаж товаров в розничной  торговле являются операции по реализации в розничной торговой сети товаров (за исключением товаров по перечню, утверждаемому Советом Министров  Республики Беларусь).

 Налоговая база - выручка от  реализации плательщиками товаров  исходя из розничных цен без  включения в них налога с  продаж товаров в розничной  торговле.

 Ставка налога устанавливается  областными и Минским городским  Советами депутатов, Советами  депутатов базового территориального  уровня в размере, не превышающем  5 процентов налоговой базы.

Объектом налогообложения налогом  на услуги являются операции по оказанию организациями и индивидуальными  предпринимателями услуг: рынков, ярмарок, выставок-продаж; гостиниц (кемпингов, мотелей); ресторанов (баров, кафе); дискотек, бильярдных, боулинг- клубов; парикмахерских (салонов красоты), соляриев; с недвижимым имуществом; сотовой подвижной электросвязи, оказываемых абонентам; кабельного телевидения; по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств для физических лиц; туристических и косметических услуг.

Налоговая база - выручка от реализации плательщиками услуг без включения  в них налога на услуги устанавливается  областными и Минским городским  Советами депутатов, Советами депутатов  базового территориального уровня в  размере, не превышающем 5 процентов  налоговой базы.

 Объектом налогообложения налогом  на добавленную стоимость являются  обороты по реализации товаров  (работ, услуг), имущественных прав  на территории Республики Беларусь  и товары, ввозимые на таможенную  территорию Республики Беларусь.

 Налоговая база определяется  плательщиком в зависимости от  особенностей реализации произведенных  или приобретенных им товаров  (работ, услуг), имущественных прав.

 Основная ставка - 20 процентов.  В специальных случаях: 24;15,25; 10; 9,09; 0,5; 0 процентов.

Объектом налогообложения сбором в республиканский фонд поддержки  производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки является выручка, полученная от реализации продукции, товаров (работ, услуг); для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, за исключением  Национального банка Республики Беларусь,- доход за вычетом расходов по уплате процентов, комиссионных и  прочих банковских расходов; для организаций  независимо от организационно-правовой формы, осуществляющих торговую, заготовительную  деятельность и деятельность по предоставлению услуг общественного питания, - валовой  доход; для страховых организаций  – прибыль.

Ставка налога составляет 1 процент.

Объект обложения акцизами товаров, в отношении которых установлены  твердые (специфические) ставки акцизов, определяется: по произведенным товарам - как объем произведенных подакцизных товаров в натуральном выражении; по товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь, - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении; при реализации ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь без уплаты акцизов подакцизных товаров - как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении. При исчислении акцизов (кроме акцизов, взимаемых при ввозе подакцизных товаров) в облагаемый оборот включаются фактически отгруженные (переданные, использованные на собственные нужды) в отчетном периоде подакцизные товары .

Ставки установлены Президентом  Республики Беларусь твердые (специфические) ставки акцизов по видам подакцизных  товаров: спирт гидролизный технический; спиртосодержащие растворы; алкогольная  продукция; пиво; табачная продукция; автомобильные  бензины, дизельное топливо, иное топливо, используемое в качестве автомобильного, масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей; микроавтобусы и автомобили легковые.

3.2 НАЛОГИ (СБОРЫ), ВЗНОСЫ И ОТЧИСЛЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ  ПРОДУКЦИИ, ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ)

К налогам (сборам) включаемым в себестоимость  продукции относят:

v  Платежи за землю

v  Платежи за древесину, отпускаемую  на корню

v  Налог за пользование природными  ресурсами и загрязнение окружающей  среды в пределах установленных  лимитов (экологический налог)

v  Сбор с заготовителей

v  Сбор за проезд автотранспортных  средств по автодорогам общего  пользования

v  Таможенные пошлины и сборы

v  Государственная пошлина

v  Местные налоги и сборы

К отчислениям включаемым в себестоимость продукции относят:

v  Отчисления на государственное  страхование в фонд социальной  защиты населения

v  На обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

v  В инновационный фонд министерства архитектуры и строительства РБ

v  В инновационный фонд промышленных предприятий и др.

Объектом налогообложения сбором с заготовителей является осуществление  промысловой заготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного  происхождения, сельскохозяйственной продукции в целях их промышленной переработки или реализации.

Налоговая база - стоимость объема заготовки (закупки) продукции, исчисленная  исходя из заготовительных(закупочных) цен

Ставки устанавливаются областными и Минским городским Советами депутатов, Советами депутатов базового территориального уровня в зависимости  от вида заготовленной (закупленной) продукции  и не могут превышать 5 процентов  налоговой базы.

Объект налогообложения земельным  налогом – земельный участок, который находится во владении, пользовании  или собственности. Земельным налогом  облагаются земли: сельскохозяйственного  назначения; населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих  товариществ и дачного строительства; промышленности, транспорта, связи, обороны  и иного назначения; лесного фонда; водного фонда.

Ставки земельного налога установлены  в зависимости от кадастровой  оценки, качества, местоположения земельного участка. В 2009 году ставки земельного налога индексируются на 87 процентов.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь