Источники финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 18:41, реферат

Описание работы

Можно заметить, что финансовое право представляет собой весьма обширную учебную дисциплину, тесно взаимосвязанную со многими другими отраслями права и регулирующую широкий круг общественных финансовых отношений.

Содержание работы

1.СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСОВОГО ПРАВА 3
2. ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ФИНАНСОВОГО ПРАВА 5
3. НОРМАТИВНЫЙ ДОГОВОР КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСОВОГО ПРАВА 13
4. СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСОВОГО ПРАВА 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17

Файлы: 1 файл

финансовое право.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1.СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

Можно заметить, что финансовое право представляет собой весьма обширную учебную дисциплину, тесно взаимосвязанную со многими другими отраслями права и регулирующую широкий круг общественных финансовых отношений. Тем не менее, финансовое право является самостоятельной отраслью права, что определяется в первую очередь предметом регулирования, особенностями метода регулирования и наличием системы финансового права.

Нормы финансового  права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных  правовых нормативных актов, или  источниках. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, субъектов Федерации, местные и др.). Под источниками финансового права принято понимать способ внешнего выражения правовых норм.

Итак, источники  финансового права Российской Федерации — это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти (федеральных и субъектов Федерации) и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Согласно разделению компетенции по правовому регулированию области финансов, состав источников финансового права имеет трёхуровневую структуру:

1)нормативные  акты федерального уровня; 2) нормативные акты субъектов Федераций; 3) нормативные акты органов местного самоуправления1.

Несмотря на обширную сферу регулирования финансового права, как такового специального источника (будь то, например, кодекс), в котором бы мы смогли найти свод правил по финансовому праву – нет. Отсутствие такого источника в финансовом праве обусловило необходимость принятия кодифицированных нормативных актов по отдельным основным подотраслям финансового права – бюджетному и налоговому (Бюджетный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ).

В настоящее  время расширяется сфера регулирования  финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число законов Российской Федерации, относящихся к разным сферам финансовой деятельности: о налогах различных видов, о государственном внутреннем долге и т.д. Прежде эти сферы большей частью регулировались подзаконными актами, актами органов государственного управления.

 

2. ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК  ФИНАНСОВОГО ПРАВА

Основным источником финансового права в Российской Федерации является нормативный  правовой акт. Он представляет собой  результат правотворчества органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

К нормативно-правовым актам как источникам финансового  права относятся:

1) Конституция  Российской Федерации.

Главный источник финансового права — Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и уставы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований. В Конституции РФ закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по отдельным ее направлениям2.

Многие ее нормы  имеют прямую финансово-правовую направленность:

- ч.1 ст.8 гласит  о гарантии единства экономического  пространства, свободном перемещении  товаров, услуг и финансовых  средств, поддержке конкуренции  и экономической деятельности;

- норма ст. 57, устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы;

- норма п.  «з» ст. 71, закрепляет в ведении  Российской Федерации федеральный  бюджет, федеральные налоги и  сборы, федеральные фонды регионального  развития;

- норма ч. 3 ст. 75, определяет, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом;

- норма ч. 4 ст. 75, устанавливающая, что государственные  займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе;

- ч. 5 ст. 101, учреждающая Счетную палату для контроля за исполнением федерального бюджета;

- ч. 3 ст. 104, устанавливающая, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ;

- ст. 106, закрепляющая, что обязательному рассмотрению  в Совете Федерации подлежат  принятые Государственной Думой  федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета, б) федеральных налогов и сборов;

- ч. 1 ст. 114, устанавливающая,  что Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.

2) Финансово-правовые  нормы содержатся также в законодательных  актах Российской Федерации и субъектов РФ, прежде всего в некоторых федеральных конституционных законах (т.е. тех, которые приняты по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ)3.

В числу таких  источников относятся:

- ФЗ «О Счетной  палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г., принятый в соответствии со ст. 101 Конституции РФ и определяющий компетенцию и порядок деятельности органа государственного финансового контроля;

- ФЗ «Об общих  принципах организации местного  самоуправления в Российской  Федерации» от 6 октября 2003 г.;

- ФЗ «О банках  и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г.;

- Федеральный  закон "О рынке ценных бумаг"  от 22.04.1996 г.;

- Закон «О  налоговых органах Российской  Федерации» от 21 марта 1991 г.;

- ФЗ «О страховании  вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23 декабря 2003 г.;

- ФКЗ «О Правительстве  Российской Федерации» от 17 декабря  1997 г.;

- ФЗ «О центральном  банке Российской Федерации (Банке России) от 10 июля 2002 г., определяющий статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка ;

- ФЗ «О кредитной  кооперации» от 18 июля 2009 г., определяющий правовые, экономические и организационные основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов;

- Закон РФ  «О налогах на имущество физических  лиц» от 9 декабря 1991 г.;

- ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008г.;

- ФЗ «Об обязательном  пенсионном страховании в Российской  Федерации» от 15 декабря 2001г.;

- ФЗ «О валютном  регулировании и валютном контроле»  от 10 декабря 2003 г.;

Особое место среди  них занимают законы, устанавливающие  те или иные налоги и порядок их взимания. Например, Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость», Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и др. Все нормы, составляющие такого рода законы, являются финансово-правовыми. Вместе с тем имеются федеральные законы, которые являются источником финансового права не полностью, а лишь в определенной части. Примером может служить ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», содержащий финансово-правовые нормы, регулирующие основы построения муниципального бюджета, организацию муниципальных займов и др. Источником финансового права являются и законы субъектов Российской Федерации, содержащие финансово-правовые нормы, которые принимаются в пределах компетенции этого субъекта в области финансов. Среди них – ежегодно принимаемый закон о бюджете субъекта РФ на предстоящий финансовый год. Кроме того, почти все субъекты РФ имеют законы о бюджетном процессе в том или ином субъекте РФ, многие – законы о порядке предоставления налоговых льгот в том или ином субъекте РФ и т.д.

Отсюда видно, что перечень законов, являющихся источниками финансового права, многообразен как и сфера его регулирования. Этот список законов далеко не исчерпывающий.

3) Наиболее важное место  в системе источников финансового  права занимают кодексы, т.е.  законы, включающие систему норм, наиболее полно регулирующие определенный круг общественных отношений.

Одним из основных источников является Налоговый кодекс РФ (часть  первая от 31 июля 1998 г. И часть вторая от 5 августа 2000г.), регулирующий отношения по установлению, взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения по поводу налогового контроля и ответственности за совершение налогового правонарушения.

Кроме того, кодифицированным источником финансового права является Бюджетный кодекс РФ, принятый 31 июля 1998 г. и регулирующий отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие в ходе бюджетного процесса. Как отмечается в преамбуле, Бюджетный кодекс Российской Федерации служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Следует отметить, что принятие Бюджетного кодекса Российской Федерации, кодифицировавшего нормы бюджетного права, способствовало совершенствованию бюджетной системы государства, упорядочило бюджетный процесс, укрепило законность в данной сфере.

Источником финансового права является также Гражданский кодекс РФ

- часть первая от 30.11.1994 г., содержащая понятие сделок, основные понятия о юридических лицах;

- часть вторая от 26.01.1996 г., содержащая общие положения об аренде, страховании, займе и кредите, банковском вкладе, банковском счёте, расчётах и т.д.;

- часть третья от 26.11.2001г.

В связи с  тем, что и в сфере финансовой деятельности совершаются преступления, Кодекс об административных правонарушениях  РФ также можно рассматривать  как источник финансового права.

В этой же связи источником финансового права можно считать Уголовный кодекс РФ. Глава 22 УК РФ целиком посвящена преступлениям в сфере экономической деятельности.

4) Среди нормативно-правовых  актов как источников финансового  права выделяются указы Президента  РФ (ст. 90 Конституции РФ). Указы Президента  РФ в сфере финансово-правового регулирования разнообразны. В основном, указы Президента РФ в сфере финансов носят организационный характер, т.е. содержат поручения органам государственной власти по разработке тех или иных нормативных актов, определяют порядок их разработки или основные направления деятельности этих органов в сфере финансов. Таковы, в частности, указы:

- «О мерах  по обеспечению государственного  финансового контроля» от 25 июля 1996 г.;

- «О системе  и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г;

- «О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации» от 14 мая 1998 г.

- «О федеральном  казначействе» от 8 декабря 1992 г.;

- «О предоставлении  гарантий или поручительств по  займам и кредитам» от 23 июля 1997 г.;

5) Постановления  Правительства РФ также являются  источниками финансового права  в случаях, когда содержат финансово-правовые  нормы. Число постановлений Правительства  РФ по вопросам государственных  финансов очень велико. В частности,  это постановления, регулирующие основные условия выпуска и обращения государственных ценных бумаг, устанавливающие ставки таможенных пошлин и т.п.

Примером могут  служить постановления Правительства:

- «Об утверждении положения о постановке на учёт в федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» от 18 января 2003 г.

Аналогично  федеральному уровню источниками финансового  права являются акты органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

6) Часто источником  финансового права являются ведомственные  нормативно-правовые акты. Основное  место среди них занимают инструкции и письма Министерства по налогам и сборам РФ, Министерства финансов РФ, а также Государственного таможенного комитета РФ.

Все ведомственные  финансово-правовые акты должны приниматься  на основе и во исполнение законов, в соответствии с актами Президента РФ и Правительства РФ. Ведомственные нормативно-правовые акты как источники финансового права приобретают юридическую силу после их государственной регистрации в Министерстве финансов РФ, осуществленной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г., которым утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации4.

Примером ведомственных  финансово-правовых актов могут  служить:

- приказ Министерства  финансов «Об утверждении порядка  осуществления Федеральной службой России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению прав кредитора по выделяемым из Федерального бюджета на возвратной основе бюджетным ссудам и иным средствам при решении вопросов о несостоятельности (банкротства) организаций» от 22 июня 1998 г.

- приказ Министерства  финансов РФ «Об упорядочении  работы по формированию и обслуживанию  государственного внутреннего долга  Российской Федерации» от 19 января 1996 г.

Информация о работе Источники финансового права