Источники финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:55, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число законов РФ, относящихся к разным сферам финансовой деятельности: о налогах различных видов, о государственном внутреннем долге и т.д. Прежде эти сферы большей частью регулировались подзаконными актами, актами органов государственного управления

Файлы: 1 файл

финансовое право.docx

— 37.43 Кб (Скачать файл)

Источники финансового права.

     Финансовое  право – это совокупность юридических  норм, регулирующих общественные  отношения в области планомерного  образования, распределения и  использования денежных фондов  государством, субъектами Федерации,  местным самоуправлением и юридическими  лицами в целях осуществления  их функций.

     Предметом  финансового права являются финансовые  отношения, которые возникают  в процессе финансовой деятельности  государства (образования, распределения  и использования фондов денежных  средств).

       В настоящее  время расширяется сфера регулирования  финансовых отношений законодательными  актами, что важно для повышения  авторитетности финансово-правовых  норм. Появилось большое число  законов РФ, относящихся к разным сферам финансовой деятельности: о налогах различных видов, о государственном внутреннем долге и т.д. Прежде эти сферы большей частью регулировались подзаконными актами, актами органов государственного управления

     Итак, источники  финансового права РФ – это правовые акты  представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права. Под источниками финансового права принято понимать способ внешнего выражения правовых норм.

      1. Основным  источником финансового права  в РФ является нормативный правовой акт. Он представляет собой результат правотворчества органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

        К  нормативно-правовым актам как  источникам финансового права  относятся:

а) Конституция РФ. Многие ее нормы имеют прямую финансово-правовую направленность. Это норма ст. 57, устанавливающая обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы; норма ч. 3 ст. 75, определяющая, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются ФЗ; норма п. «з» ст. 71, закрепляющая в ведении Российской Федерации федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития; норма ч. 4 ст. 75, устанавливающая, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом ФЗ, и размещаются на добровольной основе; ч. 5 ст. 101, учреждающая Счетную палату для контроля за исполнением федерального бюджета; ч. 3 ст. 104, устанавливающая, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ; ст. 106, закрепляющая, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета, б) федеральных налогов и сборов; ч. 1 ст. 114, устанавливающая, что Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной  Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.

б) Финансово-правовые нормы  содержатся также в законодательных  актах РФ и субъектов РФ, прежде всего в некоторых федеральных конституционных законах (т.е. тех, которые приняты по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ). В их числе – ФЗ «О Счетной палате РФ» от 18 ноября 1994 г., принятый в соответствии со ст. 101 Конституции РФ и определяющий компетенцию и порядок деятельности органа государственного финансового контроля.

Наиболее важное место  в системе источников финансового  права занимают кодексы, т.е. законы, включающие систему норм, наиболее полно регулирующие определенный круг общественных отношений. В 1998 г. принят НК РФ (часть первая), регулирующий отношения по установлению, взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения по поводу налогового контроля и ответственности за совершение налогового правонарушения. Кроме того, кодифицированным источником финансового права является БК РФ, принятый 17 июля 1998 г. и регулирующий отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие в ходе бюджетного процесса.

           К законодательным актам РФ относятся и федеральные законы, содержащие финансово-правовые нормы и являющиеся поэтому источниками финансового права. Особое место среди них занимают законы, устанавливающие те или иные налоги и порядок их взимания. Например, Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость», Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и др. Все нормы, составляющие такого рода законы, являются финансово-правовыми. Вместе с тем имеются федеральные законы, которые являются источником финансового права не полностью, а лишь в определенной части. Примером может служить ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», содержащий финансово-правовые нормы, регулирующие основы построения муниципального бюджета, организацию муниципальных займов и др.

        Источником  финансового права являются и  законы субъектов РФ, содержащие финансово-правовые нормы, которые принимаются в пределах компетенции этого субъекта в области финансов. Среди них – ежегодно принимаемый закон о бюджете субъекта РФ на предстоящий финансовый год. Кроме того, почти все субъекты РФ имеют законы о бюджетном процессе в том или ином субъекте РФ, многие – законы о порядке предоставления налоговых льгот в том или ином субъекте РФ и т.д.

в) Среди нормативно-правовых актов как источников финансового  права выделяются указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ). Указы Президента РФ в сфере финансово-правового  регулирования разнообразны. В основном, указы Президента РФ в сфере финансов носят организационный характер, т.е. содержат поручения органам  государственной власти по разработке тех или иных нормативных актов, определяют порядок их разработки или  основные направления деятельности этих органов в сфере финансов. Таковы, в частности, указы «О мерах  по обеспечению государственного финансового  контроля» от 25 июля 1996 г., «О неотложных мерах по обеспечению финансовой стабилизации в стране» от 16 июля 1998 г, «О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации» от 14 мая 1998 г.

г) Постановления Правительства  РФ также являются источниками финансового  права в случаях, когда содержат финансово-правовые нормы. Число постановлений  Правительства РФ по вопросам государственных  финансов очень велико. В частности, это постановления, регулирующие основные условия выпуска и обращения  государственных ценных бумаг, устанавливающие  ставки таможенных пошлин и т.п. Аналогично федеральному уровню источниками финансового  права являются акты органов исполнительной власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления.

д) Часто источником финансового права являются ведомственные нормативно-правовые акты. Основное место среди них занимают инструкции и письма Министерства по налогам и сборам РФ, Министерства финансов РФ, а также Государственного таможенного комитета РФ.

Все ведомственные финансово-правовые акты должны приниматься на основе и во исполнение законов, в соответствии с актами Президента РФ и Правительства  РФ. Ведомственные нормативно-правовые акты как источники финансового  права приобретают юридическую  силу после их государственной регистрации  в Министерстве финансов РФ, осуществленной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г., которым утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

е) Источником финансового  права являются и локальные нормативно-правовые акты, содержащие финансово-правовые нормы. В частности, таковыми являются уставы и решения ученых советов государственных  высших учебных заведений, затрагивающие  вопросы их финансовой деятельности и содержащие, соответственно, финансово-правовые нормы.

         2. Помимо нормативно-правового акта  в качестве источника финансового  права в последние годы стал  выступать нормативный договор.  В данном случае в качестве  источника финансового права  выступают международные договоры  РФ с другими странами в сфере налогообложения. К примеру. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан от 2 марта 1994 г. «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества» Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Болгария от 8 июня 1983 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество».

        Признание  международно-правового договора  в качестве источника российского  права основано на ч, 4 ст. 15 Конституции РФ, которая устанавливает, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

        Если  международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». В связи с этим, в науке международные договоры РФ рассматриваются как часть ее национальной правовой системы. Не случайно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ конкретизирована в ст. 7 НК РФ применительно к налогообложению.

       Помимо  международных договоров в качестве  нормативного договора как источника  финансового права выступают  договоры между органами государственной  власти РФ и ее субъектами, а также между самими субъектами РФ по бюджетным и налоговым вопросам. Например, договор о бюджетных отношениях между органами государственной власти Красноярского края и Таймырского автономного округа от 2 ноября 1995 г.

         3. В качестве источника российского  права в последние годы в  теории права все чаще признается  судебный прецедент. Судебный  прецедент – это правило поведения,  сформулированное судом при рассмотрении  конкретного дела в судебном  решении, имеющее общеобязательное  значение. Судебный прецедент как  источник финансового права представлен  главным образом решениями Конституционного  Суда РФ. В настоящее время  вынесено более 10 решений Конституционного  Суда РФ по вопросам, касающимся  государственных финансов.

         Общеобязательность решений Конституционного  Суда РФ выражается в том,  что в соответствии со ст. 79 Федерального конституционного  закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном  Суде Российской Федерации» акты  или отдельные положения, признанные  Конституционным Судом РФ неконституционными, утрачивают силу. Таким образом.  Конституционный Суд РФ формулирует  для всех обязательное правило  не применять эти акты.

        Кроме  того, Конституционный Суд РФ  часто в ходе рассмотрения  дела формулирует правило поведения  общего характера, которое ранее  не было зафиксировано в каком-либо  нормативном акте.

        Более  того, многие из этих правоположений затем находят свое закрепление в нормативно-правовых актах. Например, в решении Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности п. 2 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» было впервые сформулировано правоположение о том, что бесспорный порядок взыскания штрафов в случае несогласия налогоплательщика с решением органа налоговой полиции является превышением конституционно допустимого ограничения права собственности, поскольку никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Это правоположение было воспринято законодателем и закреплено в ст. 104 Налогового кодекса РФ.

 

Порядок проведения налоговых  проверок.

В соответствии со статьей 87 НК РФ «Налоговые проверки», налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

1) камеральные налоговые  проверки;

2) выездные налоговые  проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ (ст.88 НК « Камеральная налоговая проверка» и ст.89 НК «Выездная налоговая проверка»).

    - Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Если камеральной налоговой  проверкой выявлены ошибки в налоговой  декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися  в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения  относительно выявленных ошибок в налоговой  декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися  в представленных документах, вправе дополнительно представить в  налоговый орган выписки из регистров  налогового и (или) бухгалтерского учета  и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных  в налоговую декларацию (расчет).

Лицо, проводящее камеральную  налоговую проверку, обязано рассмотреть  представленные налогоплательщиком пояснения  и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика  налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные  лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст.100 НК РФ.

Информация о работе Источники финансового права