Источники финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 17:04, контрольная работа

Описание работы

Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.
Источниками финансового права являются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие финансовые отношения.
В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники финансового права можно разделить на следующие группы:

Содержание работы

1. Источники финансового права.
2. Валютный контроль.
3. Задача.
4. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Финансовое право.docx

— 33.75 Кб (Скачать файл)

 

Вариант № 4

 

1. Источники финансового права.

2. Валютный контроль.

3. Задача.

4. Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Источники финансового  права

Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Источниками финансового права являются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие финансовые отношения.

В зависимости  от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники финансового  права можно разделить на следующие группы:

Законы РФ:

 а) Конституция  РФ. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

б) Акты Федерального Собрания РФ:

 

  • федеральные конституционные законы. Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию;

 

  • федеральные законы. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Затем принятые законы передаются на рассмотрение Совета Федерации. Принятый федеральный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию;

 

 

  • акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.).

 

Подзаконные федеральные акты:

  • указы, распоряжения Президента РФ;
  • постановления, распоряжения Правительства РФ;
  • нормативные акты министерств и других центральных органов;
  • приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти.

 

Акты субъектов  РФ подразделяются на Законы и подзаконные  акты субъектов РФ.

Законы субъектов  РФ:

  1. конституции, уставы субъектов федерации;
  2. законы субъектов федерации.

 

Подзаконные акты субъектов РФ:

  • указы, распоряжения Президентов (губернаторов);
  • постановления, распоряжения правительств субъектов РФ;
  • нормативные акты министерств субъектов РФ;
  • приказы, постановления иных органов субъектов РФ.

 

Акты органов  местного самоуправления - нормативные  акты местной администрации, которые  действуют только на территории края, области, города, района, сельской местности.

Виды актов  местного самоуправления:

  • распоряжения;
  • решения.

 

Главный источник финансового права - Конституция  РФ, на основе которой приняты конституции  и уставы субъектов РФ, а так  же уставы муниципальных образований (ст.66 КРФ). В Конституции РФ закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государств в целом и по отдельным ее направлениям. Аналогично содержание упомянутых актов субъектов РФ и муниципальных образований (применительно к уровню правового статуса соответствующей территории).

Какого-либо единого источника по этой отрасли  права в целом, типа кодекса, не имеется. Однако приняты и действуют кодифицированные источники по налоговому и бюджетному праву: Бюджетный кодекс РФ1 и Налоговый кодекс РФ2.

Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы других отраслей права - конституционного, административного, гражданского и т.д. К ним относятся, например, законы о Правительстве  РФ, о местном самоуправлении, о  банках, об организации страхования  и др.

Источники финансового  права РФ неодинаковы по своим  правовым свойствам. Среди них имеются  законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее  время расширяется сфера регулирования  финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения  авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число законов  РФ, относящихся к разным сферам финансовой деятельности: о налогах  различных видов, о налоговых  органах, о валютном регулировании  и т.д. Прежде эти сферы в значительной части регулировались подзаконными актами, актами органов государственного управления.

Нормы финансового  права содержатся в актах главы  государства и органов исполнительной власти: указах Президента и постановлениях Правительства РФ (например, постановлением Правительства РФ устанавливаются  ставки таможенной пошлины). Акты органов  исполнительной власти субъектов Федерации, принятые по соответствующим вопросам, также могут быть источниками  финансового права.

Большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов - Министерства финансов РФ, ЦБ РФ, Министерства РФ по налогам и сборам и др. (приказы, инструкции и иные). Некоторые нормативные  акты издаются этими органами совместно  с другими экономическими или  иными службами (государственным  таможенным комитетом и т.д.) в  зависимости от содержания регулируемых отношений. Однако в связи с повышением роли законов и расширением круга  регулируемых ими в сфере финансовых вопросов соответственно сузился предмет  регулирования этих органов, во многом их акты направлены на внутренние отношения.

Финансово-правовые нормы могут содержаться в  актах таких органов исполнительной власти, как министерства, ведомства  и др., регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли  или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых  администрацией или иными органами предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке  распределения прибыли предприятия, доходов учреждения, полученных от предпринимательской и иной деятельности).

Роль Конституционного Суда РФ принадлежит в том, что  в результате рассмотрения конкретных дел формулирует свою правовую относительно конституционности применения правовых норм. Он дает толкование их смысла, а  в случае признания данных норм неконституционными они утрачивают силу, что влечет за собой изменение законодательства.

Финансовое право — отрасль юридической науки, а также отрасль права, предметом которой являются общественные отношения, связанные с образованием и расходованием публичных финансов (финансов государства и местного самоуправления), необходимых для реализации публичных функций.

Особенности финансового права:

  • императивность финансово-правового воздействия на общественные отношения
  • неравенство субъектов финансового права
  • сочетание властного и согласовательного характеров
  • конформизм (субъекты вступают в финансовые правоотношения в силу властных предписаний)
  • обособленность имущества субъектов
  • восстановительный характер финансовой ответственности.

Финансовое  законодательство РФ составляют:

 Конституция  РФ;

 Указ  Президента РФ "О Министерстве  Российской Федерации по налогам  и сборам" от 23.12.98 № 1635 (в ред.  от 09.08.2000 № 1476);

 Налоговый  кодекс РФ - часть первая от 31.07.98 № 146-ФЗ (в ред. от 07.07.2003 № 104-ФЗ) и часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 08.12.2003 № 163-ФЗ);

Гражданский кодекс РФ - часть первая от 30.10.94 № 51-ФЗ (в ред. от 10.01.2003 № 15-ФЗ), часть вторая от 26.01.96 № 14-ФЗ (11.11.2003 № 138-ФЗ), часть  третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ;

 Федеральный  закон "О рынке ценных бумаг"  от 22.04.96 № 39-ФЗ (в ред. от 28.12.2002 № 135-ФЗ):

 Федеральный  закон "О защите прав и  законных интересов инвесторов  на рынке ценных бумаг" от 05.03.99 № 46-ФЗ (в ред. от 24.12.2002 №  176-ФЗ);

 Федеральный  закон "Об особенностях эмиссии  и обращения государственных  и муниципальных ценных бумаг"  от 2.9.07.98 № 136-ФЗ;

 Федеральный  закон "О Счетной палате  Российской Федерации" от 11.01.95 № 4-ФЗ (в ред. от 30.06.2003 № 86-ФЗ);

 Указ  Президента РФ "О Федеральном  казначействе" от 08.12.92 № 1556;

 Федеральный  закон "Об аудиторской деятельности" от 07.08.2001 № 119-ФЗ (в ред. от 30.12.2001 № 196-ФЗ);

 Федеральный  закон "О финансовых основах  местного самоуправления в Российской  Федерации" от 25.09.97 № 126-ФЗ (в  ред. от 30.12.2001 № 194-ФЗ);

 Закон  Российской Федерации "О дорожных  фондах в Российской Федерации"  от 18.10.91 № 1759-1 (в ред. ФЗ от 24.12.2002 № 176-ФЗ);

 Федеральный  закон "О Центральном банке  РФ (Банке России)" от 10.07.2002 № 86-ФЗ (в ред. от 10.01.2003 № 191-ФЗ);

 Закон  Российской Федерации "О валютном  регулировании и валютном контроле" от 09.10.92 № 3615-1 (в ред. ФЗ от 07.07.2003 № 116-ФЗ); Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 № 129-ФЗ (в ред. от 30.06.2003 № 86-ФЗ);

 

 

 

 

 

 

 

2. Валютный контроль.

2. Валютный контроль.

Доктринальное определение (по 4 изданию  учебника Финансового права Н. И. Химичевой от 2008 года): «Валютный  контроль — это контроль Правительства  России, органов и агентов валютного  контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций3».

Валютное законодательство РФ, а  именно федеральный закон о валютном регулировании и контроле (от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ), ставит своей целью  обеспечение единой государственной  валютной политики, принятие мер по ее реализации для достижения стабильности внутреннего валютного рынка  РФ, ее устойчивости. Валютная система  России функционирует в рамках, установленных законодательством.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного  законодательства при осуществлении  валютных операций.

В соответствии с законодательством  валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Понимание этих терминов является одним из основополагающих моментов валютного законодательства. Агенты валютного контроля отличаются от органов прежде всего своими полномочиями и правами.

Органами валютного контроля в  РФ являются Центральный банк РФ, Правительство  Российской Федерации в соответствии с законами РФ. В общем плане  органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные  акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в РФ, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Основные источники валютного  права - нормативные правовые акты и  международные договоры. В состав валютного законодательства входят нормативные правовые акты государственных органов, представляющие собой письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм - общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение. Например, не могут считаться надлежаще принятыми и не имеют никаких правовых последствий подзаконные акты, не прошедшие в установленных случаях регистрацию в Минюсте России либо не опубликованные в установленном порядке.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные  Центральному банку Российской Федерации, а также подотчетные Государственному таможенному комитету РФ таможенные органы.

Обязанности агентов, осуществляющих валютный контроль:

 

-  контроль над соблюдением резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства РФ;

- предоставление информации органам валютного контроля о валютных операциях с их участием в установленном порядке;

 

В рамках свои полномочий агенты валютного контроля могут:

  • проводить проверки соблюдения нормативно-правовых актов резидентами и нерезидентами;
  • проверять полноту и достоверность учета валютных операций и отчетности по ним у резидентов и нерезидентов;
  • запрашивать документы и информацию о проведении валютных операций.

Информация о работе Источники финансового права