Источники финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 23:18, реферат

Описание работы

Финансовое право, как и любая иная отрасль Российского права, имеет свой предмет правового регулирования. Предметом правового регулирования финансового права являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением государством финансовой деятельности, обусловленной наличием в стране товарно-денежных отношений, необходимостью распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального дохода.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 Предмет и методы финансового права
2 система финансового права
3 источники финансового права
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

фин право источники.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ

1 Предмет  и методы финансового права

2 система  финансового права

3 источники  финансового права

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 
 

     Финансовое  право, как и любая иная отрасль  Российского права, имеет свой предмет правового регулирования. Предметом правового регулирования финансового права являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением государством финансовой деятельности, обусловленной наличием в стране товарно-денежных отношений, необходимостью распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального дохода.

     В условиях возникновения рыночных отношений  государство при управлении обществом  активно использует такие экономические  рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и т. д. Эти экономические категории определяют сущность общественных отношений, являющихся предметом финансово-правового регулирования.

     Финансовое  право имеет свой предмет правового  регулирования и обусловленный  им метод правового регулирования, поэтому финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль права.

     В настоящее время расширяется  сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число законов Российской Федерации, относящихся к разным сферам финансовой деятельности: о налогах различных видов, о государственном внутреннем долге и т.д. Прежде эти сферы большей частью регулировались подзаконными актами, актами органов государственного управления.

     Источники финансового права Российской Федерации - это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.  
 

1 Предмет и метод финансового права 
 

     Финансовое  право - это совокупность юридических  норм, регулирующих общественные отношения  в области планомерного образования, распределения и использования, денежных фондов государством, субъектами Федерации, местным самоуправлением и юридическими лицами в целях осуществления их функций.

     Основные  отличительные признаки отношений  составляющих финансовое право:

  1. данное отношение имеет имущественный характер
  2. направленно на образование, распределение и использование государственных и муниципальных финансовых ресурсов
  3. обязательным участником является государство

     Виды  общественных отношений, которые составляют предмет финансового права:

- бюджетные

- налоговые

- кредитные

- страховые

- возникновение  в процессе деятельности внебюджетных фондов

- относительное  денежное обращение и расчеты

- возникновение  в процессе валютного регулирования.

     Таким образом, с помощью финансового  права государство регулирует общественные отношения, складывающиеся в области  финансовой деятельности, которые принято называть - финансовые правоотношения.

     Финансовые  правоотношения - это общественные отношения, которые возникают в  процессе создания, распределения, использования  фондов денежных средств и регулируются нормами финансового права; их участники  связаны взаимными юридическими правами и обязанностями.

     Метод финансового права - это совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых производится правовое регулирование общественных отношений. По своей сути - это метод властных предписаний, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Такие предписания исходят в основном от финансовых, налоговых и кредитных органов, входящих в систему государственных органов и наделенных соответствующими полномочиями.

       Основной метод финансово-правового регулирования- государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойственен и другим отраслям права, например, административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды, целей использования государственных денежных фондов и т.п.

     При использовании государством для  формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные  займы, казначейские обязательства, лотереи и т.п.) в определенной части также действует метод властных предписаний. Таким образом, государство ставит условия проведения государственных внутренних займов, выпуска государственных казначейских обязательств, что не может быть изменено по соглашению сторон, и является обязательным для соблюдения лицами, вступившими в данные отношения.

     Особенности основного метода финансового права  заметно проявляются в круге  государственных органов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений. Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости. Властные предписания, касающиеся финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, направляются и со стороны их вышестоящих органов.

     Финансово-правовому  регулированию свойственны и  иные методы: рекомендации, согласования и т.п. В настоящее время такие  методы получают все более широкое  применение. Это обусловлено повышением уровня самостоятельности, субъектов Федерации, местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений.

     Таким образом, предметом финансового  права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления  государством и органами местного самоуправления финансовой деятельности, то есть деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. А метод финансового права - это совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых производится правовое регулирование этих общественных отношений. 
 

     2 Система финансового права 

     Система финансового права - это его определенная внутренняя структура (строение организации) которая складывается объективно как  отражение реально существующих и реально развивающихся общественных отношений в финансовой сфере.

     Элементы  системы финансового права:

     Нормы финансового права - это общее правило поведения, предназначенное для определенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение.

     Структура нормы финансового права:

  1. гипотеза- это условие для правил
  2. диспозиция – это само правило
  3. санкция – это последствие нарушения правила

     Субинститут финансового прав - это совокупность норм регулирующие отдельные виды объединений  по одному предметному или тематическому признаку общественных отношений либо отдельные стороны таких отношений.

     Институт  финансового права - это взаимосвязанные  и взаимообусловленная совокупность субинститутов и норм обеспечивающий цельное самостоятельное регулирование  определенной группы общественных отношений или осуществляющих особой задачи, функции в этом регулировании.

     Подотрасль  финансового прав – это совокупность институтов, субинститутов и норм представляющих целостное правовое образование в которой регламентируется специфический вид общественных отношений в пределах сферы регулирования отрасли финансового права.

     Части финансового права – это наиболее крупные подразделения отрасли, обусловленные наличием в финансовом праве:

     - норм закрепляющей общее для  всей отрасли принципы, идеи и положения

     - норм институтов регулирующий  отдельные виды или группы  отношений составляющих предмет  финансового права.

     В Особенную часть финансового  права входят разделы, в которых  сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

     а) бюджетной системы;

     б) внебюджетных государственных и  муниципальных денежных фондов;

     в) финансов государственных и муниципальных  предприятий;

     г) государственных и муниципальных  доходов;

     д) государственного и муниципального кредита;

     е) организации имущественного и личного  страхования;

     ж) государственных и муниципальных  расходов;

     з) банковского кредитования;

     и) денежного обращения и расчетов;

     к) валютного регулирования.

     Таким образом, в системе финансового  права находит отражение финансовая система РФ как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев.

     Научная обоснованность системы права построением  на основе объективно существующих отношений даёт возможность наиболее правильного применения финансово-правовых норм и, следовательно, содействует укреплению законности и выполнению финансовым правом своей активной роли. 
 

     3 Источники финансового  права 

     Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источниках. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, субъектов Федерации, местные и др.).

     В настоящее время расширяется  сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось  большое число законов Российской Федерации, относящихся к разным сферам финансовой деятельности: о налогах различных видов, о государственном внутреннем долге и т.д. Прежде эти сферы большей частью регулировались подзаконными актами, актами органов государственного управления.

     Итак, источники финансового права  Российской Федерации - это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых  содержатся нормы финансового права. Под источниками финансового  права принято понимать способ внешнего выражения правовых норм.

     1. Основным источником финансового  права в Российской Федерации  является нормативный правовой  акт. Он представляет собой  результат правотворчества органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

     К нормативно-правовым актам как источникам финансового права относятся:

     а) Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием (референдум) 12.12.1993(с измен внесенными указами президента РФ от 09.01.1996 №20, от 10.02.1996 №173, от 09.06.2001 №679,от 25.07.2003 №841, федеральным конституционным законом от 25.03.2004 №1-фкз, от 14.10.2005 №6-фкз, от 12.07.2006 №2-фкз, от 30.12.2006 №6-фкз, от 21.07.2007 № 5 фкз от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ.

     Многие  ее нормы имеют прямую финансово-правовую направленность. Это норма ст. 57, устанавливающая обязанность каждого  платить законно установленные  налоги и сборы; норма ч. 3 ст. 75, определяющая, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом; норма п. «з» ст. 71, закрепляющая в ведении Российской Федерации федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития; норма ч. 4 ст. 75, устанавливающая, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе; ч. 5 ст. 101, учреждающая Счетную палату для контроля за исполнением федерального бюджета; ч. 3 ст. 104, устанавливающая, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ; ст. 106, закрепляющая, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета, б) федеральных налогов и сборов; ч. 1 ст. 114, устанавливающая, что Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.

Информация о работе Источники финансового права