Анализ и финансовое состояние предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 16:37, отчет по практике

Описание работы

Россия медленно, с трудом, но все же переходит на рыночные отноше-ния. Инфраструктура рынка немыслима без становления надежно функцио-нирующей банковской системы. В последнее время в этом направлении про-изошли значительные сдвиги. На 01.02.2010 г. зарегистрировано 1119 ком-мерческих банков, среди которых определились лидеры (см. Приложение

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЁ ОЦЕНКИ 6
2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НБ «ТРАСТ» 14
УЧАСТИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ 15
3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ БАНКА 17
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ НБ «ТРАСТ» 25
5. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ НБ «ТРАСТ» 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 59

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 70.03 Кб (Скачать файл)

 Важнейшей задачей  СВК является информирование  руководства о профиле риска  банка и потребностях банка  в капитале. В этой связи на  СВК ложится ответственность  за создание адекватной системы  мониторинга и от-четности по  фактическим и потенциальным  угрозам финансовой безопасно-сти  банка, а также оценке влияния  изменений характера риска на  требования к капиталу. Отчетность  должна быть ясной и четкой  и давать возможность совету  директоров оценивать: 

- уровень и тенденции  рисков, принимаемых на себя банком, и их влияние на капитал; 

- чувствительность и обоснованность  допущений, применяемых в сис-теме  оценки капитала;

- будущую потребность  в капитале исходя из характера  риска банка, а также производить  необходимые корректировки стратегического  плана. 

 Структура внутреннего  контроля банка имеет большое  значение для организации процесса  мониторинга за достаточностью  капитала. Поэтому специалисты СВК  должны быть готовыми к независимой  проверке их компе-тентности,  а при необходимости - к проведению  внутреннего или внешнего аудита. Поскольку совет директоров заинтересован  в объективности и эф-фективности  СВК, то проверки функционирования  СВК инициирует именно он.

 В настоящее время  в российской банковской практике  проверки СВК со стороны банков  являются единичными, если не  исключительными слу-чаями. Это  связано не столько с абсолютным  доверием со стороны совета  директоров (или наблюдательного  совета) к специалистам службы, сколько  с отношением к СВК как к  органу, который нужен банку в  силу требований со стороны  Банка России. Соответственно, если  СВК получит статус органа, в  котором высшее руководство банка  будет заинтересовано как во "внутреннем  надзирателе", то и объективность  этого "надзирателя" будет  предметом изу-чения и постоянного  контроля.

 Объективность СВК  должна вызывать интерес и  в силу того, что имен-но на  нее возложена задача проверять  способность системы риск-менеджмента  банка обеспечить целостность,  надежность и обоснованность  процесса управления рисками.  Согласно второму компоненту  Базеля II СВК организует проведение  анализа данного процесса и  непосредственно участ-вует в  нем, в том числе по таким  направлениям, как: 

- пригодность процесса  оценки капитала банка с учетом  природы, мас-штаба и сложности  его деятельности;

- выявление случаев значительной  подверженности риску и концентра-ции  риска; 

- достоверность и полнота  исходных данных, используемых банком  в процессе оценки;

- обоснованность и надежность  сценариев, используемых в процессе  оценки;

- стресс-тестирование и  анализ допущений и исходных  данных.

 Второй компонент Базеля II рекомендует органам банковского  надзора проверять и оценивать  определение банками достаточности  их внутреннего капитала и  стратегию в этой области, а  также их способность отслеживать  и обеспечивать соблюдение нормативов  капитала. При этом органы банковско-го  надзора должны будут предпринимать  необходимые надзорные действия  в том случае, если они не  удовлетворены результатом этого  процесса.

 Этот принцип означает  для банков, в частности для  СВК и подразделе-ний по риск-менеджменту,  что они должны быть готовыми  к соответствую-щим проверкам  со стороны надзорных органов  и обеспечить создание на-дежной  и адекватной системы внутреннего  процесса оценки достаточности  капитала, высокое качество управления  риском и систем внутрибанковского  контроля.

 В свете текущего  кризиса органы банковского надзора  будут требовать от банков  соблюдения требований в отношении  качества риск-менеджмента и организации  СВК, поэтому надеяться на возможные  послабления не стоит. Ввиду  существенного влияния ошибок  в методологии или в допущениях  формального анализа на конечные  требования к капиталу органы  надзора бу-дут тщательно проверять  даже систему внутреннего анализа  каждого банка. В том числе  они будут рассматривать результаты  анализов чувствительности и  стресс-тестов, проводимых банком, и  устанавливать связь этих результатов  со стратегическими планами. Во  внимание будет приниматься также  степень учета банком непредвиденных  обстоятельств при установлении  уровня капи-тала. Такой анализ  охватывает широкий диапазон  внешних условий и сцена-риев, а сложность методов и стресс-тестов  должна быть соизмерима с харак-тером  деятельности банка. 

 Соответственно, органы  надзора будут проводить проверки  качества внутрибанковских систем  отчетности, способы агрегирования  деловых рис-ков и операций, а  также рассматривать примеры  действий руководства при возникновении  или изменении характера рисков  банка. При этом будут учи-тываться  и внешние факторы деятельности  банка, например последствия фи-нансового  кризиса для банка и, соответственно, действия руководства банка, СВК  и подразделения риск-менеджмента  в этот период. Органы надзора  бу-дут оценивать также адекватность  учета особенностей рынков, на  которых банки осуществляют свою  деятельность.

 Органы банковского  надзора, в соответствии со  вторым компонентом Базеля II, будут  ожидать, что банки способны  поддержать уровень капитала  выше минимальных регулятивных  нормативов. Иными словами, банки  должны иметь "буферный" капитал,  то есть его запас на случай  форс-мажорных обстоятельств, таких,  например, как возникновение кризисных  тенденций на финансовых рынках. В этой связи не исключено,  что по вос-становлению финансовой  стабильности Банк России проведет  ревизию дос-таточности капитала  в банковской системе на предмет  того, сколько банков в России  способны выдержать угрозы со  стороны негативных проявлений  на рынке. При этом вполне  возможно, что наименее надежными  в этом отноше-нии окажутся  крупнейшие системообразующие банки,  которые, кроме под-держки государства,  ничего не могут предъявить  в ответ на вызовы внешней  среды. 

 Поддержание запаса "буферного"  капитала необходимо не только  для удовлетворения требованиям  надзорных органов, но и в  силу объективной необходимости  для банка. Во-первых, в ходе  ведения бизнеса изменяются характер  и масштаб деятельности банка,  а также характер подверженности  риску, вызывая колебания в  уровне достаточности капитала. Во-вторых, мо-билизация дополнительного  капитала может оказаться затратной  для банков, особенно при необходимости  ее проведения в короткие сроки  или при небла-гоприятной рыночной  конъюнктуре. В-третьих, не все  риски могут учиты-ваться в  рамках расчета показателя достаточности  капитала, и банкам следу-ет быть  готовыми к их реализации.

 В случае если у  органов банковского надзора  появится сомнение в ка-честве  систем риск-менеджмента или СВК,  а также в возможности банка  со-ответствовать стандартам достаточности  капитала, они, согласно Базелю II, могут применить к банку ряд  мер, вплоть до превентивного  вмешательства в его управление.

 Эти меры могут включать  в себя усиление надзора за  банком, ограни-чение выплаты дивидендов  его акционерам, требование к  банку подготовить и осуществить  план адекватного восстановления  уровня капитала, а также требование  незамедлительно мобилизовать дополнительный  капитал. Органы банковского надзора  получат полномочия использовать  меры, наиболее со-ответствующие  состоянию банка и его операционной  среды. 

 Вполне резонно, что  осуществление таких мер, как  проведение оздо-ровления и совершенствования  систем и механизмов контроля, может потре-бовать времени, не  говоря уже о проявлении воли  руководства банка. Поэто-му для  стимулирования и ускорения процессов  повышения качества систем риск-менеджмента  и СВК органы банковского надзора  могут применять тре-бования по  увеличению размера капитала  в качестве временной меры. Вслед  за признанием эффективности  СВК банка со стороны органов  надзора требо-вание о временном  увеличении размера капитала  может быть снято. 

 Второй компонент Базеля II предусматривает проведение тесного  и по-стоянного диалога между  банковским сообществом и надзорными  органами. Кстати, такой диалог установлен  Банком России, и коммерческие  банки мо-гут принять в нем  участие путем публичных обсуждений  актуальных вопро-сов по состоянию  банковского сектора, развития  надзорной практики, а так-же проектов  некоторых законодательных актов,  по которым банки могут на-правлять  свои замечания и предложения.  В организации диалога с банками  немаловажную роль играют международные  и всероссийские конференции,  конгрессы, форумы, круглые столы,  в которых Банк России принимал  и при-нимает непосредственное  участие. Диалог, в свою очередь,  дал толчок к по-ложительным  изменениям в характере взаимоотношений  органа банковского надзора с  кредитными организациями, которые  отмечаются самими банками. 

 При этом не все  российские банки понимают, что  они могут более про-дуктивно  использовать возможность общения  с надзорным органом, в том  числе по поводу выстраивания  эффективных систем внутреннего  контроля и риск-менеджмента,  разработки методик оценки нефинансовых  рисков.

 Введение второго компонента  Базеля II предполагает расширение  трансграничных связей и сотрудничества  в области надзора, особенно  в це-лях контроля за международными  банковскими группами. Для национальных  финансовых организаций это означает, что банковский надзор в стране  будет адаптироваться к нововведениям,  предлагаемым международными организа-циями,  такими как Базельский комитет  по банковскому надзору или  Между-народный валютный фонд. В  этой связи национальным банкам  необходимо быть готовыми к  этим нововведениям и предпринимать  шаги по безболез-ненному переходу  к ним. 

 Что же касается  российского банковского сектора,  то очевидным оста-ется тот  факт, что Банк России и дальше  будет следовать намеченному  курсу по введению в российскую  банковскую систему международных  стандартов оценки рисков и  банковского надзора, придерживаясь  определенных приори-тетов. К  ним относятся: 

1) переход к риск-ориентированному  или содержательному надзору,  что предполагает развитие практики  оценок уровней рисков, базирующихся  на мотивированном (профессиональном) суждении надзорного органа о  ка-честве активов, состоянии  обязательств и собственных средств  кредитных организаций, их системах  управления;

2) обеспечение проактивности  надзора, то есть проведение  профилак-тики рисков, купирование  угрозы финансовой дестабилизации  рынка на ран-них стадиях ее  возникновения; 

3) достижение транспарентности  банковской деятельности, то есть  рас-крытие банками информации  о своей деятельности, в том  числе о собствен-никах, стратегиях  развития, банковских операциях. 

 Именно эти приоритеты  предопределяют настоящие и все  последую-щие действия российского  надзорного органа.

 Внутренний контроль  может стать прекрасным инструментом  для ру-ководства НБ «ТРАСТ»,  используемым им в целях выстраивания  качествен-ной системы риск-менеджмента  и эффективного управления бизнес-процессами. Такой внутренний «надзорный  орган», служащий на благо бан-ка, может стать весомым фактором, способствующим сохранению финансо-вой  устойчивости и конкурентоспособности  банка, особенно в условиях  фи-нансового кризиса, а также  после него.

 

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 Для устойчивого функционирования  банковской системы, защиты ин-тересов  вкладчиков и кредиторов необходимо  проводить анализ финансового  состояния кредитных организаций. 

 Проведенный анализ  баланса НБ «ТРАСТ» позволил  сделать следую-щие выводы. За  анализируемый период на 2,76% увеличилась  валюта балан-са банка. 

 Величина пассивов  банка на 01.01.2010 года составляет 99522773 тыс. руб., при этом привлеченные  средства занимают 74,23%.

 В целом структура  пассива банка в течение анализируемого  года не претерпела существенные  изменения. В общей сумме ресурсов  коммерческо-го банка на долю  собственных средств на начало 2009 года приходилось 27,3%, а на  начало 2010 года – 25,77%. Соответственно  доля привлеченных средств возросла  с 72,70% до 74,23%.

 Собственные средства  банка представлены в основном  нераспределен-ной прибылью прошлых  лет и отчетного периода, а  также средствами акцио-неров  (участников).

 Одним из основных  источников привлеченных ресурсов  являются средства на счетах  предприятий и физических лиц  – на 01.01.2010 года 41474307 тыс. руб.  или 56,14% всех привлеченных средств  (41,67% в валюте баланса). Объем их  увеличился как в процентном (с  55,36%), так и абсолют-ном выражении  (с 38977350 тыс. руб.), в общем рост  за год составил 6,41%. Значительный  удельный вес в них занимают  средства населения – 28,46%.

 Сумма привлеченных  средств за год увеличилась  на 3465786 тыс. руб-лей. Объем кредитов, депозитов и прочих средства  ЦБ РФ за 2009 год не из-менился,  по итогам 2009 года на его долю  приходится 12,35% в валюте ба-ланса  и 16,63% в привлеченных средствах  банка. За год увеличилась доля  межбанковских кредитов (с 0,03% на  начало периода до 0,44% на конец)  – самого дорогого источника  ресурсов.

Информация о работе Анализ и финансовое состояние предприятия