Анализ и финансовое состояние предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 16:37, отчет по практике

Описание работы

Россия медленно, с трудом, но все же переходит на рыночные отноше-ния. Инфраструктура рынка немыслима без становления надежно функцио-нирующей банковской системы. В последнее время в этом направлении про-изошли значительные сдвиги. На 01.02.2010 г. зарегистрировано 1119 ком-мерческих банков, среди которых определились лидеры (см. Приложение

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЁ ОЦЕНКИ 6
2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НБ «ТРАСТ» 14
УЧАСТИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ 15
3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ БАНКА 17
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ НБ «ТРАСТ» 25
5. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ НБ «ТРАСТ» 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 59

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 70.03 Кб (Скачать файл)

 Для НБ «ТРАСТ» переход  к Базелю II означает не только  серьезный пересмотр организации,  принципов и методов системы  внутреннего контро-ля, но и изменение  отношения к ней. Система внутреннего  контроля станет своеобразным  внутренним «надзорным органом»  банка - ключевым элемен-том системы  саморегулирования рисков, без которого  построение системы риск-ориентированного  управления попросту невозможно.

 В этом отношении  ориентиром для НБ «ТРАСТ»  является второй ком-понент Базеля II, который содержит все необходимые  рекомендации для по-вышения качества  банковской практики в области  риск-менеджмента, акти-визации контроля  рисков, возникающих вследствие  недостатков управления, нейтрализации  и уменьшения концентрации финансовых  рисков.

 На фоне наличия  методик и внутренних нормативных  документов, за-частую формально  соответствующих рекомендациям  и требованиям нацио-нальных надзорных  органов, НБ «ТРАСТ» демонстрировал  весьма легко-мысленное отношение  к необходимости создания системы  саморегулирова-ния рисков. Так,  например, банк значительно занижал  требования к платеже-способности  заемщиков, а в большинстве  случаев такие требования и  вовсе отсутствовали. Для НБ  «ТРАСТ» были нередки случаи, когда кредиты пре-доставлялись  заемщикам, не имеющим ни доходов,  ни работы, ни имущест-ва. При этом  система внутреннего контроля  банка никак не тормозила выда-чу  подобных ссуд или просто не  придавала им существенного значения. Дан-ное обстоятельство было обусловлено  излишней уверенностью в надежности  оценок рейтинговых агентств, на  которые фактически была перенесена  от-ветственность за определение  уровня кредитных рисков как  по отдельным заемщикам, так  и по банковским кредитным  портфелям. 

 Основной проблемой  систем риск-менеджмента НБ «ТРАСТ»  стала его зависимость от количественных  оценок рисков, в особенности  кредитного риска, в отсутствие  комплексного подхода к управлению  рисками. В послед-ние годы  количественное измерение различных  рисков, особенно кредитных, существенно  усложнилось. Например, с трудом  поддается оценке совокуп-ный  уровень риска по комплексным  структурированным кредитным продук-там,  которые сопряжены не только  с кредитными рисками, но и  с рисками ликвидности и рыночными  рисками. При этом даже самые  современные сис-темы риск-менеджмента  не обладают необходимыми инструментами  для их классификации и апеллируют  к методикам управления риском, которые по-зволяют анализировать  кредитный и рыночный риски  по отдельности. 

 В свою очередь, система  внутреннего контроля (СВК) НБ  «ТРАСТ» оказалась неспособной  адекватно оценить масштаб проблем,  связанных с не-достатками управления  рисками, что выразилось в росте  простроченной за-долженности. 

 Очевидно, что СВК НБ  «ТРАСТ» необходимо играть более  заметную роль в организации  банковского менеджмента и стать  своеобразным внут-ренним «надзорным»  органом для банка, объективно  оценивающим его фи-нансовую устойчивость  и качество управления рисками.  В этой связи должна быть  усилена аналитическая составляющая  СВК, установлено более тесное  сотрудничество с подразделением  риск-менеджмента, в особенности  в рам-ках проведения разработок  по совершенствованию системы  выявления, идентификации и оценки  рисков банковской деятельности, изменения подхо-дов к ее организации  и отношения к ней. 

 Поскольку и рыночная  дисциплина, и государственный надзор  оказа-лись недостаточными для  надлежащей оценки и ограничения  роста систем-ных рисков, улучшение  финансового регулирования и  надзора, а также соз-дание  эффективной системы саморегулирования  в рамках финансовых орга-низаций  являются ключевыми элементами  предотвращения будущих кризи-сов.  Понятно, что в силу сложившейся  практики банки неохотно будут  при-нимать какие-либо меры по  созданию системы риск-ориентированного  управления без стимулов со  стороны регулятора. Однако смена  отношения банков к организации  внутрибанковского управления и  контроля в силу оче-видности  того, что общесистемная стабильность  является общественным благом, необходима.

 Что касается реформ  регулирования, то НБ «ТРАСТ»  как и другим фи-нансовым организациям  следует ожидать изменений по  пяти основным на-правлениям:

 • расширение периметра  регулирования для охвата системно  зна-чимых организаций и видов  деятельности;

 • усиление контроля  за долей заемных средств и  ее снижением; 

 • фокусирование внимания  надзорных органов на рыночной  дис-циплине и ликвидации информационных  разрывов;

 • принятие мер по  совершенствованию управления системной  лик-видностью; 

 • усиление трансграничного  и многофункционального регулирова-ния. 

 В рамках первого  направления произойдет ужесточение  пруденциаль-ного регулирования  и надзора и расширение спектра  системно значимых ор-ганизаций. 

 Как продемонстрировал  текущий кризис, концентрация внимания  ре-гулятора только на ключевых  крупных банках не является  фактором, сдер-живающим системные  риски. Для системной значимости  важен не только размер организации  - имеет значение также ее связь  с другими организация-ми и  уязвимость ее моделей ведения  деятельности по отношению к  чрезмер-ной доле заемных средств  или структуре финансирования, характеризую-щейся  повышенным риском.

 В этой связи регулирование  распространится на более широкий  спектр банков и рынков, а пруденциальный  надзор будет охватывать некоторые  ор-ганизации, которые ранее рассматривались  как не входящие в число  систем-но значимых (например, инвестиционные  банки). Кроме того, органы регу-лирования  начнут контролировать определенные  виды деятельности (такие как производные кредитные инструменты и страхование), независимо от ор-ганизационно-правовой формы, к которой они относятся.

 Усиление контроля  за долей заемных средств и  стимулирование ее со-кращения  остается сложной задачей. Регулирование  будет стремиться к тому, чтобы  процесс принятия банками решений  основывался на оценке риска.  Для этого многими странами  мира планируется ускорить переход  к Базелю II и обеспечить введение  иных стимулирующих мер по  поддержанию финансо-вой стабильности  и одновременному уменьшению  ситуаций «регулятивного арбитража».

 В нормативы достаточности  капитала и стандарты бухгалтерского  уче-та будут внесены корректировки,  обеспечивающие возможность для  накоп-ления дополнительных резервов  капитала во время экономических  подъемов, когда риски имеют тенденцию  к увеличению и, как правило,  недооценивают-ся. Накопленный капитал  и резервы могут быть использованы  для покрытия возможных убытков  во времена спадов, которые неизбежны.  Теоретически, такие контрциклические  нормативы достаточности капитала  не должны но-сить дискреционный  характер: они действуют как автоматические  стабилиза-торы и должны быть  встроены в нормы регулирования.  Верхний предел доли заемных  средств мог бы послужить в  качестве дополнительного ограничи-тельного  показателя, наряду с расчетами  достаточности капитала.

 Правила учета и  методы стоимостной оценки активов  и пассивов будут скорректированы  на ряд дополнительных показателей,  учитывающих более широкий диапазон  информации об изменении рисков  в течение экономиче-ского цикла. 

 В целях снижения  фактора процикличности риска  ликвидности будут приняты меры  по увеличению буферных запасов  ликвидности и по финанси-рованию  управления риском. Во времена  экономических подъемов внимание  будет сфокусировано на срочной  структуре источников финансирования  и оценке их надежности - данные  показатели во времена спадов  становятся на-стоящей проблемой,  то есть усугубляют и без  того сложное положение орга-низации. 

 Кризис обнаружил еще  одну весьма существенную проблему - инфор-мационные разрывы, работа  над устранением которых станет  одним из на-правлений реформирования  регуляторной практики в ближайшем  будущем. Как оказалось, информация, необходимая для выявления системных  рисков, либо не собирается, либо  не анализируется. Особенно это  касается данных, необходимых для  изучения системных связей, например  информации о вза-имных открытых  позициях организаций. Сбор данных  подобного рода на се-годняшний  момент является проблематичным, поскольку, кроме некоторых технических  трудностей, связанных с процессом  их сбора и формальной оценкой,  существуют и юридические преграды.

 Очевидно, что потребуется  усиление качественной составляющей  ин-формации о внебалансовых рисках, сложных структурированных продуктах,  производных инструментах, реальной  доле заемных средств, а также  транс-граничных рисках и рисках  невыполнения обязательств контрагентами,  что существенным образом дополнит  существующий набор показателей,  исполь-зуемых в системах раннего  предупреждения угроз системного  риска боль-шинства стран. Необходимо  будет усовершенствовать практику  раскрытия информации по системно  значимым финансовым организациям, включая ме-тодологии стоимостной  оценки и методы регулирования  риска, пересмотреть набор показателей  финансовой устойчивости и разработать  более эффектив-ные оценки системного  риска. Представляется, что систематизация  и расши-рение доступа к информации  подобного рода будут полезны  не только регу-ляторам, но  и инвесторам в целях проведения надлежащей оценки клиентов, недостатки которой были в числе основных причин текущего кризиса.

 Кризис преподал урок  и в отношении управления системной  ликвидно-стью: органы надзора и  регулирования получили возможность  проверить на практике гибкость  соответствующей нормативной базы, достаточность ин-фраструктуры, лежащей  в основе большинства денежных  рынков, и качество действующих  механизмов для предоставления  трансграничной ликвидности. 

 Как оказалось, в  условиях сжатия ликвидности  для ограничения сис-темных связей  между контрагентами остро встает  потребность в наличии и эффективном  функционировании клиринговых механизмов, уменьшающих риск невыполнения  обязательств при помощи взаимозачета  трейдинговых операций, причем по  каждой из них. Однако разрешение  множественных клиринговых механизмов  должно сопровождаться строгим  надзором, по-скольку в противном  случае данная мера может привести  к ослаблению сис-тем управления  риском, особенно при проведении  клиринга и расчетов меж-ду  контрагентами в различных странах  и в разных валютах. 

 В ближайшее время  перед регуляторами многих стран  мира будет по-ставлена задача  по улучшению институциональных  и правовых условий трансграничного  и многофункционального регулирования.  Необходимы про-гресс в устранении  существенных различий в регулировании  между различ-ными странами мира, нейтрализации препятствий для  надзора за организа-циями, имеющими  глобальное и региональное значение, установление опти-мального баланса  между ранними коррективными  мерами, правовыми осно-вами санации  банков и практическими методами  надзора за трансграничны-ми фирмами. 

 Многие из вышеизложенных  направлений реформирования банковско-го  регулирования и надзора уже  взяты за основу в различных  странах мира, а их внедрение  началось задолго до кризиса.  Речь идет о Базеле II, который  предусматривает переход к риск-ориентированному  управлению и надзору, что предполагает  сочетание передовых способов  оценки рисков (кредитного, рыночного  и операционного) с формированием  соответствующего капитала, содержательного  надзора и рыночной дисциплины.

 Базель II был довольно  быстро воспринят органами банковского  регу-лирования в качестве международного  стандарта. Его строгие требования  к управлению рисками и капиталом  призваны содействовать финансовой  ста-бильности за счет обеспечения  того, что для банков будут  созданы стимулы к эффективной  оценке своих рисков и управлению  ими. 

 В связи с текущим  финансовым кризисом многие теоретики  и практики банковского бизнеса  задаются вопросом, почему этот  важный и целесообраз-ный документ, который может уменьшить воздействие  негативных рыноч-ных и операционных  событий на банки, оказался  неспособным нейтрализо-вать или  хотя бы смягчить последствия  потрясений на рынке. Ответ  - нерав-номерное и неполное внедрение  Базеля II в разных странах. 

 Дело в том, что  современный кризис зародился  в период действия Ба-зеля I. По  различным причинам, в том числе  из-за задержек и усилий по  соз-данию необходимой законодательной  базы, подготовке персонала в  банках и надзорных органах,  сроки внедрения Базеля II во многих  странах были пере-несены на  более поздний период. Государства  - члены Европейского союза начали  внедрение стандартизованного подхода  в 2007 г. и только в 2008 г.  стали применять более совершенные  подходы. В США готовность к  перехо-ду банковской системы  к таким подходам была определена не раньше сере-дины 2009 г. Сегодня большинство банковских систем, начавших внедрение Базеля II, все еще переживают переходный период (см. Таблицу 5.1).

Информация о работе Анализ и финансовое состояние предприятия