Специальные налоговые режимы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 22:34, реферат

Описание работы

Целью работы является комплексный анализ механизма правового регулирования специальных налоговых режимов как совокупности отдельных институтов в налоговом праве, выявление их сущностных характеристик, системных взаимосвязей с иными налоговыми институтами, раскрытие имеющихся проблем в правовом обеспечении специальных налоговых режимов и определение путей их преодоления.
Для достижения указанной цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
выработать понятие и раскрыть специфические признаки специальных налоговых режимов в рамках налоговой системы Российской Федерации;
определить место и роль специальных налоговых режимов в налоговой системе Российской Федерации; исследовать отличительные черты механизма правового регулирования каждого из видов специальных налоговых режимов;
рассмотреть особенности применения специальных налоговых режимов на конкретных примерах; определить имеющиеся правовые пробелы и другие недостатки в правовом обеспечении каждого из видов специальных налоговых режимов в налоговом праве и показать пути их устранения.

Файлы: 1 файл

Налоговое право.docx

— 36.67 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Данная работа посвящена теме "Специальные налоговые режимы в России". Под специальным налоговым режимом понимается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Порядок установления специальных налоговых режимов регулируется положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации (ст.18 НК РФ). В установленных законодателем специальных налоговых режимах определяются обязательные элементы налогообложения, а также, естественно, налоговые льготы. Ведь установление специальных налоговых режимов для отдельных категорий хозяйствующих субъектов, либо субъектов отдельных сегментов национальной экономики, как правило, бывает продиктовано стимулированием и улучшениям регулирования деятельности таких хозяйствующих субъектов. Потребность в таких режимах предопределена необходимостью учета в целях налогообложения специфики отдельных групп налогоплательщиков и сфер деятельности, в которых они функционируют. В настоящее время существует потребность в адаптации правовых механизмов каждого из специальных налоговых режимов к реальным условиям налогообложения, выявлении скрытых дефектов их правового регулирования, уяснении особенностей порядка их реализации. Как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей имеется потребность в выявлении правовых характеристик специальных налоговых режимов, в том числе порядка их уплаты в целях выполнения своих налоговых обязанностей. Востребованность исследования специальных налоговых режимов обусловлена также постоянным изменением положений законодательства о налогах и сборах в отношении порядка использования таких режимов. Практически каждый год законодатель возвращается к этой теме, что подтверждает актуальность изучения данной темы. Объектом исследования является комплекс экономических отношений по взиманию налогов в форме специальных налоговых режимов в бюджеты в современных условиях. Предмет исследования представлен совокупностью правовых норм, регулирующих отношения по установлению, введению, взиманию и осуществлению контроля за правомерностью платежей в форме специальных налоговых режимов в Российской Федерации.

Целью работы является комплексный анализ механизма правового регулирования специальных налоговых режимов как совокупности отдельных институтов в налоговом праве, выявление их сущностных характеристик, системных взаимосвязей с иными налоговыми институтами, раскрытие имеющихся проблем в правовом обеспечении специальных налоговых режимов и определение путей их преодоления.

Для достижения указанной цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:

  • выработать понятие и раскрыть специфические признаки специальных налоговых режимов в рамках налоговой системы Российской Федерации;
  • определить место и роль специальных налоговых режимов в налоговой системе Российской Федерации; исследовать отличительные черты механизма правового регулирования каждого из видов специальных налоговых режимов;
  • рассмотреть особенности применения специальных налоговых режимов на конкретных примерах; определить имеющиеся правовые пробелы и другие недостатки в правовом обеспечении каждого из видов специальных налоговых режимов в налоговом праве и показать пути их устранения.

 

 

 

 

  1. Понятие и значение специальных налоговых режимов.

 

Характерной особенностью налоговой системы России является наличие специальных налоговых режимов, представляющих собой особый установленный Налоговым кодексом порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени и применяемый в оговоренных Кодексом случаях.

Налоговым кодексом предусмотрены четыре таких налоговых режима:

а) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

б) упрощенная система налогообложения;

в) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

г) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. [1]

Указанные налоговые режимы нацелены на создание более благоприятных экономических и финансовых условий функционирования организаций, относящихся к сфере малого предпринимательства, а также индивидуальных предпринимателей. К моменту завершения формирования в 2005 г. системы специальных налоговых режимов для представителей малого бизнеса (с принятием двух глав Налогового Кодекса - 262 и 263) на территории РФ было официально зарегистрировано около 850 тыс. предприятий, подпадающих под категорию малого предпринимательства. Кроме того, к этому времени в России работало более 4 млн индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Таким образом, в сферу налогообложения малого бизнеса подпадало около 5 млн налогоплательщиков.

В то же время, по оценке Госкомстата России, около 30% представителей этого бизнеса занимались предпринимательской деятельностью, не представляя никаких данных о своей деятельности в налоговые и статистические органы, 25-30% - представляли “нулевые” балансы и 3-5%, зарегистрировавших свою деятельность, - не вставали на учет в налоговых органах. При этом сфера малого бизнеса не играла к тому времени существенной роли в формировании доходов бюджетов всех уровней. В бюджетную систему Российской Федерации от деятельности указанных предпринимателей поступало менее 1% от общей суммы доходов консолидированного бюджета.

Учет особенностей деятельности малого бизнеса в виде отдельных законов был сформирован в Российской Федерации только спустя несколько лет после создания налоговой системы страны в двух формах.

Первая - на упрощенном порядке определения налоговой базы и ведения отчетности, вторая - на оценке потенциального дохода налогоплательщиков и установлении фиксированного размера платежей в бюджет. Первая форма налогообложения, которая была введена в действие с 1 января 1996 г. принятием Федерального закона от 29.12.1995 № 222. ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”, не получила в Российской Федерации достаточного развития: ее применяли к концу 2005 г. всего лишь около 50 тыс. организаций и чуть более 100 тыс. индивидуальных предпринимателей. Это обусловлено в первую очередь тем, что переход на упрощенную систему налогообложения был связан с достаточно жесткими ограничениями для предприятий по численности работающих (до 15 человек) и по совокупному годовому объему валовой выручки (до 10 млн руб.). Кроме того, у перешедших на упрощенную систему налогообложения организаций осложнялись финансовые отношения с покупателями их продукции, поскольку при реализации продукции через оптовую сеть покупателям-оптовикам не осуществлялось возмещение “входного" НДС. Поэтому упрощенная система налогообложения нашла применение в основном в сфере розничной торговли и оказания услуг за наличный расчет.

Вторая форма налогообложения малого бизнеса была введена в Российской Федерации в 1999 г. с принятием Федерального закона от 31.07.1998 № 148. ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности”. При ее введении преследовалась цель заставить платить налоги и вывести из “теневой” сферы сложно поддающийся учету налично-денежный оборот субъектов малого бизнеса, занимающихся такими видами деятельности, как розничная торговля, оказание бытовых, автотранспортных услуг и ряд других. Дело в том, что упрощенная система налогообложения, учета и отчетности не обеспечивала в должной мере решение задачи наиболее полного учета объектов обложения индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, поскольку особенности их деятельности (работа с наличными деньгами, без кассовых аппаратов и др.) не позволяли налоговым органам их контролировать в необходимой степени, вследствие чего не были ликвидированы условия для ухода от уплаты налогов и развития теневого бизнеса. В связи с этим и было принято решение о введении особого режима налогообложения отдельных организаций и предпринимателей путем установления вмененного дохода.

Цель введения особого режима налогообложения - увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему страны. Механизмы, заложенные в указанном Федеральном законе, направленные в первую очередь на усложнение процесса уклонения отдельных налогоплательщиков от уплаты налогов, впервые затронули налогообложением слабо контролируемый другими налогами налично-денежный оборот, в рамках которого, по различным оценкам, реализовывалось в то время от 30 до 80% отражаемых в отчетах товаров и услуг предприятий малого и среднего бизнеса. Одновременно с этим введение системы налогообложения по методу вмененного дохода преследовало и другую не менее важную цель - упрощение процедур расчета и сбора налогов. Эта система в решающей степени упрощала для субъектов малого предпринимательства процесс ведения бухгалтерского учета и отчетности, а также налогового учета.

Принципиальным отличием особого режима налогообложения с помощью налога на вмененный доход от традиционных схем налогообложения частных предприятий (в том числе от упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства) является то, что база налогообложения по каждому налогоплательщику и объекту обложения определяется не по их отчетности, а на основе определенной расчетным путем доходности различных видов бизнеса в соответствующих местных и других условиях. При этом расчет потенциального дохода привязан к исчерпывающему перечню формальных и легко проверяемых, в первую очередь физических, показателей деятельности отдельных категорий налогоплательщиков.

Важно подчеркнуть, что с переводом отдельных категорий организаций и индивидуальных предпринимателей на единый налог в значительный степени снижается их зависимость от субъективизма налоговых органов, чему в немалой степени способствуют процесс и условия определения вмененного дохода, не зависящие от мнения тех или иных должностных лиц.

Введение единого налога на вмененный доход позволило также более полно определять налоговые поступления при утверждении бюджетов разных уровней на очередной финансовый год. Вместе с тем для законопослушных налогоплательщиков эта форма налогообложения создает дополнительные стимулы по развитию производства и увеличению объемов реализации, поскольку размер единого налога в основном определяется не по отчету, а по косвенным натуральным показателям, характеризующим условия осуществления хозяйственной деятельности.

В отличие от упрощенной системы она с момента введения является обязательной для налогоплательщиков, занимающихся определенными видами деятельности. Единый налог на вмененный доход к моменту введения его во всех регионах России уплачивали около 150 тыс. организаций и 1,3 млн индивидуальных предпринимателей. Однако с введением и уплатой этого налога возник ряд проблем.

Во многих субъектах Федерации показатели базовой доходности, оказывающие влияние на величину налога, были установлены для организаций в заниженных размерах, что не обеспечивало компенсацию уплачиваемых ими налогов при общей системе налогообложения. В силу ряда обстоятельств, в том числе лоббирования и отдельных просчетов, устанавливаемый размер базовой доходности зачастую не был экономически обоснован. В результате показатели базовой доходности по одним и тем же видам деятельности в различных регионах существенно разнились. Это связано также с тем, что на федеральном уровне не была разработана и законодательно утверждена единая методология оценки деятельности малого бизнеса.

Сфера малого бизнеса, безусловно, нуждается в определенной поддержке государства, и до 2005 г. такая поддержка оказывалась через предоставление налоговой льготы для малых предприятий по налогу на прибыль организаций.

Этой льготой предусматривалось, что малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы), в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции, работ и услуг. В третий и четвертый год работы - соответственно 25 и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции, работ и услуг.

Практика применения указанной льготы показала, что предприятия малого бизнеса, наращивая объемы производства и, соответственно, прибыли в льготный период, после снижения размеров льгот или прекращения их действия значительно снижали объемы производства, увеличивали его издержки, что, естественно, приводило к снижению размера прибыли и уплачиваемых в бюджет налогов. По истечении действия льготы малые предприятия, как правило, свертывали свою деятельность, регистрировались как новые аналогичные предприятия, в которые переводились все активы, и созданные таким образом предприятия вновь начинали пользоваться льготой по налогу на прибыль. [2, 408-409]

Неэффективность льгот по налогу на прибыль по малым предприятиям в значительной мере была вызвана тем, что организации в соответствии с законом не обязаны были вести раздельный учет средств, высвобождающихся в результате применения указанных налоговых льгот. Также законом не было определено, на какие цели могут направляться средства, высвобождающиеся в связи с предоставлением этих льгот.

В результате указанные средства нередко расходовались на цели, не связанные с повышением эффективности производства и созданием новых рабочих мест. С принятием гл.25 части второй Налогового кодекса РФ эта льгота, как и все другие льготы по налогу на прибыль организаций, упразднена.

Это вызывает необходимость существования для малого предпринимательства особой системы налогообложения, которая учитывала бы особенности функционирования этого сектора экономики. Указанная система должна строиться (и в большинстве стран фактически строится) исходя из определенных критериев, важнейшие из которых следующие.

Во-первых, действующий для любой налоговой системы принцип определенности налогообложения в налогообложении малого бизнеса должен быть доведен до совершенства. Это означает, что данное законодательство обязано быть простым и понятным не только специалистам, но и любому предпринимателю, не имеющему специального образования и подготовки. Поэтому нельзя допускать, чтобы в законе по налогообложению малого бизнеса имели место отсылочные нормы не только к другим законам и подзаконным актам, но и к другим главам Налогового кодекса. Он не должен также предусматривать издание дополнительных нормативных документов.

Информация о работе Специальные налоговые режимы в России