Специальные налоговые режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:23, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы состоит в детальном изучении специальных налоговых режимов.
Методологическая основа. При написании контрольной работы используются нормативно-правовые документы, специальная литература в области налогообложения, а также материалы интернет источников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Специальные налоговые режимы как особый порядок налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации…………………..5
2. Значение и необходимость применения специальных налоговых режимов и их состав………………………………………………………………8
3. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей……………………………………………………..........11
4. Упрощенная система налогообложения……………………………...15
5. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности……………………………………..22
6. Система налогообложения при выполнении соглашений в разделе продукции………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………......27
Список литературы……………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

Контрольная по налогам и налогообложению.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

на  тему:

«Специальные налоговые режимы»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Выполнила: Шубенкова (Вьюгина) Т. Г.                                                         

                                                      Специальность: Финансы и кредит

                                                       Специализация: Финансовый менеджмент

                                                       Курс: 5

                                                       Группа: день

                                                      Номер личного дела: 08ФФБ01526

                                                      Преподаватель: Преснякова Е. А.

 

 

 

Калуга 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3

1. Специальные налоговые режимы  как особый порядок налогообложения  малого бизнеса в Российской Федерации…………………..5

2. Значение и необходимость применения  специальных налоговых режимов  и их состав………………………………………………………………8

3. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей……………………………………………………..........11

4. Упрощенная система налогообложения……………………………...15

5. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности……………………………………..22

6. Система налогообложения при выполнении соглашений в разделе продукции………………………………………………………………………..24

Заключение……………………………………………………………......27

Список литературы……………………………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются главным  инструментом по стимулированию развития любого сектора экономики и его регулированию.  Государство при формировании налоговой системы и ее применении должно широко использовать все функции налогов,  особенно регулирующую,  хотя исторически первой функцией налогов считается фискальная,  обеспечивающая поступление средств в бюджет. По мере развития товарно-денежных отношений, производства,  эта функция обеспечивает все увеличивающиеся поступления государству денежных доходов. Однако при этом реализуется и перераспределительная функция налогов, которая состоит в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования между сферами,  отраслями,  территориями,  социальными группами населения.

Регулирующая функция  налога возникает с расширением экономической деятельности государства. Она целенаправленно воздействует на развитие национального хозяйства в соответствии с принимаемыми программами. При этом используются выбор форм налогов, изменение их ставок, способов взимания, льгот и скидок. Эти регуляторы влияют на структуру и пропорции общественного воспроизводства,  объем накопления и потребления.1

В зависимости от того,  какую цель поставить на первый план,  возможны различные подходы к построению налогового механизма. На сегодняшний день в налоговой политике государства реализуются две функции налога: фискальная  (распределительная) и регулирующая  (с ее стимулирующей и сдерживающей подфункциями).  Регулирующая функция проявляется через механизм налоговых льгот и освобождений, специальных налоговых режимов,  призванных способствовать развитию той или иной отрасли экономики. Очевидно, что одним из инструментов, с помощью которых реализуется стимулирующая подфункция регулирующей функции налога в отношении строго определенного сегмента экономики,  является применение специальных режимов налогообложения.

Цель  контрольной работы состоит в детальном изучении специальных налоговых режимов.

Методологическая  основа. При написании контрольной работы используются нормативно-правовые документы, специальная литература в области налогообложения, а также материалы интернет источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальные налоговые режимы как особый порядок налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации

Из многих проблем, с  которыми сталкивались малые предприятия  на протяжении всей современной истории  рыночных преобразований в стране, необходимо выделить несовершенство налогового законодательства. Тяжелый налоговый пресс привел к тому, что большая часть отечественного малого бизнеса находилась в теневой сфере экономики.

Федеральный закон «Об  упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ с самого начала не был тщательно проработанным нормативным актом, что создавало множество проблем на практике.

Порядок налогообложения, например, индивидуальных предпринимателей менялся столь часто, что предусмотреть налоговую нагрузку, которую придется нести бизнесу, стало практически невозможно. Несогласованность старого закона с вводимым в действие новым налоговым законодательством приводила, как правило, к ухудшению положения налогоплательщиков.

Одним из недостатков старого законодательства являлось то, что его нормы не могли охватить все многообразие операций, которые проводили хозяйствующие субъекты. В результате на практике возникало множество неразрешимых вопросов, непосредственно связанных с налоговыми обязательствами. Так как старый закон отнюдь не способствовал развитию малого бизнеса, сфера его применения была достаточно узка. К тому же закон регулировал налогообложение тех хозяйствующих субъектов, у которых цена решения налоговых вопросов относительно невысока. Эти обстоятельства создавали благоприятную основу для произвола со стороны чиновников.

Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах общества в целом и каждого гражданина в отдельности.

Обо всем этом должно позаботиться государство путем создания механизма  государственного воздействия на предпринимательскую  деятельность.

Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий, к которым относятся наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее развития.

Наряду с обычным  порядком налогообложения налоговым законодательством ряда стран предусмотрены также и специальные меры налогового регулирования, предусматривающие собой особый порядок исчисления и уплаты налогов - "специальные налоговые режимы".

Необходимость применения специальных налоговых режимов в отношении субъектов малого бизнеса обусловлена тем, что при взимании налогов и сборов зачастую приходится учитывать различия в экономическом статусе налогоплательщиков и их деятельности. Для организаций или индивидуальных предпринимателей существует общий режим налогообложения, но, если они имеют право на изменение своего режима налогообложения, то, в зависимости от особенностей деятельности, они могут применять какой-либо специальный налоговый режим.2

В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса РФ в Российской Федерации могут быть установлены следующие специальные налоговые режимы:

1) система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения  в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения  при выполнении соглашений о разделе продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значение  и необходимость применения специальных налоговых режимов и их состав

Значимость использования  потенциала специальных налоговых режимов в настоящий момент огромна в связи с глобальным экономическим кризисом, затронувшим Российскую Федерацию.

Наличие специальных налоговых режимов в налоговой системе страны призвано снизить общую налоговую нагрузку на экономику.

Институт специальных  налоговых режимов является сравнительно новым для отечественного налогового права, получившим свое закрепление в российском законодательстве только в 2001 г. За прошедший период понятие специальных налоговых режимов несколько раз редактировалось законодателем.  В качестве существенных черт специальных налоговых режимов в ст. 18 НК РФ отмечается особый порядок определения элементов налогообложения, а также возможность освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов,  отнесенных Кодексом к общему режиму налогообложения. Специальные режимы могут применяться только определенными категориями налогоплательщиков, указанными в законе.

С момента включения  в Налоговый кодекс РФ раздела 8.1 «Специальные налоговые режимы» в 2002 г. были сделаны первые шаги к систематизации и объединению разрозненных специальных налоговых режимов. Указанный процесс завершился лишь в середине 2003 г. внесением в раздел 8.1  НК РФ гл. 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции».

Однако необходимо отметить, что в Российской Федерации с 1996 г. использовалась упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства и с 1998 г. – система налогообложения с применением единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, хотя по налоговому законодательству они не позиционировались как специальные режимы налогообложения.

Впервые понятие  «специальный налоговый режим» было определено в первоначальной редакции ст. 18 НК РФ в 1999 г. как система мер налогового регулирования,  применяемая в случае и порядке,  установленных законом. Впоследствии это определение претерпело некоторые изменения, и приобрело иной вид, а именно: специальный налоговый режим определялся как особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени,  применяемый в случае и порядке, установленных Налоговым кодексом РФ и федеральными законами.3

На сегодняшний день, в соответствии со ст. 18 НК РФ, специальный налоговый режим представляет собой режим, предусматривающий особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

В то же время предоставление отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимуществ по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, является согласно ст. 56 НК РФ налоговой льготой.

Таким образом, наиболее рациональное определение понятия  «специальный налоговый режим» должно иметь следующий вид: специальный налоговый режим –  это льгота,  предоставляемая определенным категориям налогоплательщиков в форме уплаты единого налога (или иной форме) с целью налогового регулирования отдельных отраслей экономики.

Данное определение в полном объеме отражает экономическую сущность специальных налоговых режимов,  так как основной целью введения того или иного специального режима налогообложения является достижение фискального и регулирующего эффектов налогообложения в областях, которые в силу своей специфики нуждаются в дополнительном налоговом регулировании.

В настоящий момент Налоговым  кодексом РФ предусмотрено четыре специальных налоговых режима:  единый сельскохозяйственный налог  (гл. 26.1), упрощенная система налогообложения  (гл. 26.2), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных групп налогоплательщиков  (гл. 26.3) и система налогообложения при выполнении соглашений o разделе продукции (гл. 26.4).

Специальные налоговые режимы были введены государством в целях:

  • поддержки субъектов малого предпринимательства и развития малого бизнеса;
  • поддержки сельскохозяйственного производителя и стимулирования отрасли сельского хозяйства;
  • привлечения инвестиций в разработку недр и стимулирования добывающих и связанных с ними отраслей;
  • отказ от использования схем уклонения от уплаты налогов по общей системе налогообложения с целью минимизации выплачиваемых государству средств.

Тем самым установление специальных налоговых режимов  служит в конечном итоге целям укрепления и дальнейшего развития экономики Российской Федерации и является реализацией регулирующей функции налога (ее стимулирующей подфункции).

Информация о работе Специальные налоговые режимы