Специальные налоговые режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучить понятие и виды специальных налоговых режимов.
Задачи курсовой работы:
1. рассмотреть понятие и сущность налоговых режимов РФ;
2. выявить основные действующие виды специальных налоговых режимов, дать их характеристику;
3. обозначить объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период и ставку, порядок исчисления и сроки уплаты для каждого режима;
3. изучить изменения в налоговом законодательстве относительно специальных налоговых режимов, в ступившие в силу с 1 января 2013 года.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Понятие и сущность специальных налоговых режимов
4
Глава 2. Специальные налоговые режимы: характеристика
8
2.1. Единый сельскохозяйственный налог
9
2.2.Упрощенная система налогообложения
10
2.3. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
13
2.4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
15
Глава 3. Изменения, вступившие в силу с 1 января 2013 года
19
Заключение
22
Список литературы
24

Файлы: 1 файл

Специальные налоговые режимы. Курсовая работа.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени  М.В. Ломоносова»

Заочный финансово-экономический институт

Кафедра финансов и кредита


 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Налоги и налогообложение»

на тему: «Специальные налоговые режимы»

Вариант №17

 

Студента

 

Специальность/направление

 

Курс

 

Группа

 

Форма обучения

 

Преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архангельск 2013

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение

3

Глава 1. Понятие и сущность специальных налоговых режимов

4

Глава 2. Специальные налоговые  режимы: характеристика

8

2.1. Единый сельскохозяйственный  налог

9

2.2.Упрощенная система  налогообложения

10

2.3. Единый налог на  вмененный доход для отдельных  видов деятельности

13

2.4. Система налогообложения  при выполнении соглашений о  разделе продукции

15

Глава 3. Изменения, вступившие в силу с 1 января 2013 года

19

Заключение

22

Список литературы

24


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налоги являются главным  инструментом по стимулированию развития любого сектора экономики и его  регулированию. Государство при  формировании налоговой системы и ее применении должно широко использовать все функции налогов, особенно регулирующую, хотя исторически первой функцией налогов считается фискальная, обеспечивающая поступление средств в бюджет. По мере развития товарно-денежных отношений, производства, эта функция обеспечивает все увеличивающиеся поступления государству денежных доходов. Однако при этом реализуется и перераспределительная функция налогов, которая состоит в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования между сферами, отраслями, территориями, социальными группами населения [9].

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что в настоящий момент специальные налоговые режимы предоставляют существенные налоговые преимущества большинству налогоплательщиков в сфере малого предпринимательства, которые могут ими воспользоваться и улучшить свое финансовое положение за счет снижения налоговой нагрузки.

Цель курсовой работы изучить понятие и виды специальных  налоговых режимов.

Задачи курсовой работы:

1. рассмотреть понятие и сущность налоговых режимов РФ;

2. выявить основные действующие виды специальных налоговых режимов, дать их характеристику;

3. обозначить объект  налогообложения, налоговую базу, налоговый период и ставку, порядок исчисления и сроки уплаты для каждого режима;

3. изучить изменения  в налоговом законодательстве  относительно специальных налоговых режимов, в ступившие в силу с 1 января 2013 года.

Глава 1. Понятие и сущность  специальных налоговых режимов

В связи с антикризисными мерами, направленными на снижение общей налоговой нагрузки на экономику повышается значимость использования потенциала специальных налоговых режимов в качестве инструментов налогового регулирования. В соответствии с Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов введение специальных налоговых режимов в процессе становления налоговой системы России было призвано компенсировать отмену ряда льгот для субъектов малого бизнеса и субъектов сельскохозяйственных товаропроизводителей. В этом же документе отмечается, что совершенствование упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей за шесть лет привело к снижению налоговой нагрузки на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей. Это повлекло за собой развитие производства, расширение инвестиционной деятельности, увеличение занятости населения, а упрощение налогообложения не только снизило издержки налогоплательщиков на ведение налогового и бухгалтерского учета, но и повысило качество налогового администрирования [6].

Однако практика применения специальных налоговых режимов  продолжает выявлять негативные стороны их применения, что свидетельствует о необходимости их дальнейшего совершенствования.

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, применяемый в случаях и порядке, установленных Налоговым Кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) и иными нормативными актами законодательства о налогах и сборах. Установление специальных налоговых режимов не относится к случаям введения новых налогов и сборов, поэтому их установление и введение производится в ином порядке. Понятие специального налогового режима, содержащееся в ст. 18 НК РФ, исходит из того, что такие режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, взимание которых предусмотрено на территории России [8].

Специальный налоговый  режим создается в рамках специальной  системы налогообложения, для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающей в себя единый налог как центральное звено, и сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов, заменить которые единым налогом либо нецелесообразно, либо просто невозможно. Хотя, как упрощенная система, специальный налоговый режим, по сравнению с общим режимом налогообложения, можно рассматривать в качестве особого механизма налогового регулирования определенных сфер деятельности. Но это вторичный, а не первичный сущностный признак специального режима.

Регулирующие способности  специального налогового режима во многом зависят от объекта и базы обложения единым налогом. Объект обложения единым налогом и его налоговая база, по возможности, не должны "наказывать" предприятия и предпринимателей за улучшение показателей производственной, экономической и финансовой деятельности. Например, это могут быть такие объекты налогообложения, как земельный участок, производственная площадь, месторождение полезного ископаемого и т.п. Однако на практике такой регулирующий подход не всегда применим в связи со спецификой той или иной деятельности, попадающей под специальный режим, к примеру, некоторые виды предпринимательской деятельности. Поэтому на практике приходится принимать в качестве налоговой базы доход малого предприятия или натуральный объем произведенного продукта другого налогоплательщика. В таком случае ставка единого налога должна устанавливаться в виде фиксированной суммы по отношению к какому-либо натуральному показателю и не увеличиваться при росте производительности труда.

Говоря о специфических  особенностях специальных налоговых  режимов как мер налогового регулирования, нужно отметить позитивные и негативные последствия их применения (см. таблицу 1).

Таблица 1. Последствия применения специальных налоговых режимов

Позитивное влияние

Негативное влияние

снижение налоговой нагрузки на приоритетные сферы (причем возможно регулирование круга налогоплательщиков);

разукрупнение организаций;

повышение собираемости налогов в  сферах применения специальных налоговых  режимов;

создание новых схем уклонения  от уплаты налогов с использованием специальных налоговых режимов;

сокращение теневого оборота, упрощение  процедур налогового администрирования для налогоплательщиков, повышение инвестиционной активности населения и малого бизнеса и т.д.

снижение поступлений ЕСН и  налога на прибыль в бюджеты;

 

подмена видов деятельности более выгодными видами для предпринимателей;

 

затруднение для налоговых органов  процедур проведения налоговых проверок и т.д.


 

Основным вопросом совершенствования  специальных налоговых режимов является определение круга налогоплательщиков, который будет охватывать специальные налоговые режимы. Специальные организационные принципы, на основе которых должны формироваться специальные налоговые режимы, сформулированы в таблице 2.

Следование и неукоснительное  соблюдение названных организационных принципов является настолько важным, что отклонение или отступление от них лишает специальный налоговый режим своей целесообразности.

Для снижения влияния  негативных факторов воздействия специальных  налоговых режимов необходимо при внесении изменений в законодательство учитывать принципы справедливости и нейтральности налогообложения по отношению ко всем налогоплательщикам [8,9].

 

 

 

Таблица 2. Организационные принципы формирования специальных налоговых  режимов.

Принцип

Характеристика

Принцип упрощения системы налогообложения.

достигается сокращением общего количества налогов и может быть обеспечен путем упрощения механизма исчисления и уплаты единого налога

Принцип упрощения учета и налоговой  отчетности

субъекты могут освобождаться  от применения плана бухгалтерских счетов и использования способа двойной записи. Кроме того, может упрощаться налоговая отчетность, но при сохранении общепринятого порядка ведения кассовых и некоторых других операций

Принцип обязательности

то есть неприемлемости добровольного  перехода на специальный налоговый режим. Его несоблюдение (добровольность) может привести к ослаблению налогового контроля и отступлению от таких принципов налогообложения, как всеобщность, единство, обязательность. Налоги и налоговые системы, даже специальные, не могут строиться на условиях добровольности, так как это противоречит государственно-правовой законодательной форме налоговых платежей

Принцип налогового благоприятствования

то есть специальный налоговый  режим должен быть для основной массы налогоплательщиков более мягким (преференциальным), по сравнению с общим режимом, с позиций своей упрощенности и оптимальности налогового бремени. Несоблюдение этого принципа лишает экономического смысла введение специального налогового режима

Принцип приоритетности и избирательности

круг лиц (субъектов), которые переводятся  на специальный налоговый режим, ограничен определенными видами деятельности, отраслями и категориями налогоплательщиков. В противном случае, это будет не специальный, а общий налоговый режим

Принцип замещения единым налогом в совокупности других общережимных платежей

количество заменяемых единым налогом  платежей в бюджет и внебюджетные фонды может корректироваться в зависимости от вида специального налогового режима

Принцип сосуществования единого и части других общеустановленных налогов и сборов

конкретный перечень сопутствующих  налоговых платежей зависит от особенностей специального налогового режима

Принцип максимально возможного учета особенностей условий хозяйствования

максимальный учет особенностей условий хозяйствования плательщиков единого налога путем использования различного рода корректирующих коэффициентов и установления конкретного перечня других налогов


 

 

 

 

Глава 2. Специальные налоговые режимы: характеристика

Налоги и сборы - это обязательные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Налоги являются безвозмездными платежами. Сборы, в отличие от налогов, подразумевают возмездное совершение государственными или муниципальными органами юридически значимых действий, таких как предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Налоговым Кодексом Российской Федерации определены виды федеральных, региональных и местных налогов и сборов, образующие общий налоговый режим, а также специальные налоговые режимы. Все налоги и сборы устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и могут быть им отменены.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать федеральные налоги, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

К специальным  налоговым режимам в Российской Федерации относят:

- Единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН;

- Единый налог на вмененный доход - ЕНВД (или «вмененка»);

- Упрощенная система налогообложения - УСН (или «упрощенка»);

- Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции [10].

Общий и специальные  режимы налогообложения могут применяться как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями.

Исключение составляет упрощенная система налогообложения на основе патента, применяемая только индивидуальными предпринимателями.

Выбор любого из налоговых режимов (кроме обязательного к применению единого налога на вмененный доход) является добровольным.

Для перехода на специальный режим  налогообложения необходимо в установленные  Налоговым кодексом сроки подать в территориальный налоговый орган соответствующее заявление [11].

 

2.1. Единый сельскохозяйственный налог

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) представляет собой систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, которая устанавливается НК РФ и применяется наряду с общим режимом налогообложения.

Переход на уплату ЕСХН или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно и предусматривает:

1) для организаций — замену уплаты налога на прибыль организаций, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой ЕСХН;

Информация о работе Специальные налоговые режимы