Специальные налоговые режимы в России и зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – обобщение особенностей применения специальных налоговых режимов как инструмента налоговой политики государства.
Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
1. рассмотреть организационно-экономические основы применения специальных налоговых режимов;
2. охарактеризовать опыт применения специальных налоговых режимов за рубежом;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ 5
1.1. Понятие налогового режима и его правовая регламентация 5
1.2. Специальные налоговые режимы зарубежных государств 7
1.3. Место специальных налоговых режимов в составе налоговой политики РФ 12
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ В РОССИИ 15
2.1. Проблемы и перспективы совершенствования налоговых режимов для поддержки малого бизнеса 15
2.2. Проблемы и перспективы применения патентной системы налогообложения 20
2.3. Перспективы реформирования налоговой системы России в части специальных налоговых режимов 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

Специальные налоговые режимы в России и зарубежных странах.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

 


 


МИНОБРНАУКИ РФ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

 

КАФЕДРА ФИНАНСОВ

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ «ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЯЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)»

 

  1. Тема: Специальные налоговые режимы в России и зарубежных странах.

 

                                   

 

 

 

 

 

                                                         Выполнила:

студентка 3 курса 341 группы Лобанова Л.А.,

специальность «Финансы и кредит»

                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В предпринимательстве наиболее привлекательными выступают специальные налоговые режимы, использование которых в интересах трансформации национальной экономики к инновационному типу социально-экономического развития предопределяет необходимость выработки адекватных мер как со стороны внешней, так и внутренней бизнес-среды. 
Трансформация национальной экономики к инновационному типу социально-экономического развития настоятельно определяет необходимость совершенствования экономического механизма, составным элементом которого выступает и налогообложение.

За последние годы в России был проведен ряд налоговых реформ,  направленных на развитие предпринимательства. Рекордно короткие сроки создания налоговой системы объясняют ее перекосы и недостатки: высокие процентные ставки, особенно в начале реформы, большое количество региональных и местных налогов, зачастую двойное налогообложение.

Эти проблемы - основные причины применения специальных режимов условно-расчетного налогообложения широкого круга субъектов этого сектора экономики.

Поэтому в настоящей статье анализируются целесообразность, эффективность и перспективы использования некоторых видов специальных режимов налогообложения субъектов предпринимательства, а также даются рекомендации по их дальнейшему совершенствованию.

Цель курсовой работы – обобщение особенностей применения специальных налоговых режимов как инструмента налоговой политики государства.

Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:

1. рассмотреть организационно-экономические  основы применения специальных  налоговых режимов;

2. охарактеризовать опыт применения  специальных налоговых режимов  за рубежом;

2. охарактеризовать результаты применения специальных налоговых режимов в Российской Федерации.

Объект исследования – налоговая система России.

Предмет исследования  - специальные налоговые режимы.

Методологической основой для написания курсовой работы послужили сборники научных трудов, монографии, периодическая литература. Особое внимание проблемам применения специальных налоговых режимов уделяют такие ученые, как: Никонов А.А, Морозов А.А. , Липатова И.В. , Ишханов А.В и другие.

 

 

 

 

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ

1.1. Понятие налогового режима и его правовая регламентация

 

Фокин В.М. определяет специальный налоговый режим как особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определённого периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.1

По мнению В.Ф. Тарасовой налоговый режим - это сфера внешнего, субъективно определенного государством воздействия, оказываемого на вступающих в налоговые отношения физических и юридических лиц. Другими словами, налоговый режим оказывает влияние на налог с внешней стороны, определяя перечень взимаемых налогов, но не участвуя в формировании особенностей поэлементной структуры и содержания каждого конкретного налога.2

В Налоговом кодексе РФ специальный налоговый режим определяется как система мер налогового регулирования. На взгляд Липатовой И.В., это емкое понятие трактуется очень узко. В такой трактовке под специальным налоговым режимом можно понимать и оффшорные зоны, и другие режимы налогового благоприятствования для отдельных территорий, и льготное налогообложение в рамках общего налогового режима.3 Однако оффшорные зоны, льготное налогообложение и специальный налоговый режим - это далеко не однозначные понятия. Специальный налоговый режим создается в рамках специальной (и необязательно льготной) системы налогообложения для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности (например, сельскохозяйственное производство), обязательно включающей в себя единый налог как центральное звено и сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов, заменить которые единым налогом либо нецелесообразно, либо просто невозможно. Хотя систему налогообложения с уплатой единого сельскохозяйственного налога по сравнению с общим режимом налогообложения можно рассматривать в качестве особого механизма налогового регулирования определенных сфер деятельности. Но это вторичный, а не первичный сущностный признак специального режима.

Кроме того, специальному налоговому режиму можно дать другое определение - это особый порядок расчетов с бюджетом, устанавливаемый для отдельных категорий налогоплательщиков и предусматривающий применение упрощенного порядка исчисления и уплаты отдельных видов налогов, а также предоставления налоговой отчетности по ним. Такой подход к содержанию специального налогового режима также не лишен своего одностороннего рассмотрения. Данный подход сводится лишь к упрощенной технике налогообложения и предоставления отчетности. Несомненно, это важный элемент специальной системы налогообложения, но не главный. Отсутствует основная цель перехода от общего к специальному режиму, поскольку его упрощение - лишь один из способов достижения более высокого фискального и регулирующего (стимулирующего) эффекта.

По мнению Липатовой И.В., специальный налоговый режим следует рассматривать с двух методологических позиций, учитывая специфику деятельности: как организационно-финансовую категорию управления объективными налоговыми отношениями, в частности между сельскохозяйственными товаропроизводителями и государством, и как особую форму или механизм налогового регулирования.4

Ишханов А.В. определяет специальный налоговый режим как особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.5

Понятие налогового режима, отражая сферу распространения установленных законом условий налогообложения, опирается на принципы классификационного деления экономической системы с установлением для каждой выделенной категории налогоплательщиков определенного перечня налогов, обязанность по уплате которых возникает, исходя из общих или специальных, обусловленных особенностями осуществляемой деятельности социально-экономических обстоятельств.

Специальные налоговые режимы широко распространены во многих зарубежных странах. Мировой опыт показывает, что наряду с общеустановленным порядком налогообложения в целях улучшения ряда экономических показателей, необходимо использовать специальные методы регулирования экономики (прежде всего, следует выделить налоговые), которые позволяют при правильном их применении (как правило, комплексном) в короткие сроки добиться положительных результатов.

 

1.2. Специальные налоговые режимы  зарубежных государств

 

Анализ литературы по вопросам налогообложения показывает, что в мировой практике используются следующие специальные налоговые режимы:

- упрощенная система налогообложения;

- система налогообложения в  виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности;

- система налогообложения для  сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

- оффшорные зоны.

Пониженные ставки для предприятий, имеющих прибыль ниже пороговой или относящихся к малому и среднему предпринимательству, применяются в таких странах, как Бельгия, Канада, Финляндия, Япония, Люксембург, Великобритания. 6

Во многих странах Европы действует система пропорционального налогообложения, однако невозможно оставить без внимания тот факт, что пропорциональная система налогообложения не отвечает одному из основных общепринятых принципов - справедливости налогообложения.

Авторы исходят из гипотезы о том, что реформа налогообложения в Венгрии не привела к положительным результатам ни с нормативной, ни с позитивной точки зрения, т.е. действующая система налогообложения нуждается в полном преобразовании.

Налоговые доходы (от НДФЛ) в процентах ВВП в странах-членах Европейского Союза составляют 9,3%. В среднем доля налоговых доходов от НДФЛ в новых странах-членах ЕС меньше, чем в старых странах-членах.7

В последние годы во вновь вступивших в ЕС странах стало популярным отменять существовавшие специальные налоговые режимы по налогу на доходы физических лиц и вводить пропорциональную систему налогообложения, тогда как в старых странах- членах ЕС по-прежнему господствует система налогообложения с несколькими налоговыми ставками.

Например, в Дании налоговые доходы (от НДФЛ) в процентах ВВП составляют 24,5%, тогда как в Словакии этот показатель имеет наименьшую величину, всего 2,5%.8

Доля ВВП на душу населения в новых членах ЕС ниже среднего показателя по ЕС. Кроме того, среди этих стран в Венгрии намного выше налоговые доходы в процентах от ВВП, чем это могло бы быть оправдано показателем ВВП на душу населения.

Особый интерес представляет опыт предоставления специальных налоговых режимов в Швейарии.

Для холдинговых компаний и для компаний, занимающихся предоставлением услуг, на федеральном уровне не существует специальных скидок, за исключением случаев участия в акционерных капиталах дочерних предприятий. Вместе с тем, многие кантоны предоставляют специальные налоговые льготы для некоторых типов компаний при выполнении ряда определенных условий.

Почти все кантоны предоставляют полное освобождение от налогов резидентным корпорациям, занимающимся исключительно или главным образом инвестициями в акции других корпораций. Один из кантонов все же облагает налогом холдинговые компании, но по сниженным налоговым ставкам.

В соответствии с законами некоторых кантонов освобождение от налогообложения распространяется также и на некоторые нехолдинговые доходы, такие как проценты по банковским счетам и займам, а также на доходы от прироста капитала. Однако на федеральном уровне нехолдинговые доходы и доходы от прироста капитала подлежат налогообложению.

Компании-нерезиденты. При федеральном налогообложении компании-нерезиденты не получают особого налогового статуса. Однако большинство кантонов предлагают этим компаниям полное освобождение от подоходного налога.

Для получения благоприятного статуса необходимо соблюдение следующих требований:

  1. управление компанией должно осуществляться из-за рубежа;
  2. за некоторыми исключениями, компания не должна заниматься деятельностью на территории Швейцарии. Однако деятельность, которую может вести такая компания за пределами Швейцарии, не ограничена;
  3. за некоторыми исключениями, компания не имеет права располагать офисом и персоналом на территории Швейцарии. Однако никаких ограничений на наличие офиса и персонала за рубежом не существует;
  4. согласно кантональным законам компания-нерезидент не может владеть недвижимым имуществом на территории Швейцарии.

Единственным кантональным налогом, который должна платить компания-нерезидент является налог на собственный капитал по сниженной ставке.

Компании по оказанию услуг. Компании, содержащие в Швейцарии офисы и персонал с единственной целью предоставления услуг филиалам иностранных предприятий, могут получить специальную налоговую ставку как при федеральном, так и при кантональном налогообложении. Такие услуги могут предоставляться в сфере управления, маркетинга, паблисити, технического обслуживания и финансов. Как правило, такие компании не получают прибыли от ведения бизнеса.

Особое управление финансами позволяет компаниям по оказанию услуг исчислять подлежащие уплате налоги по схеме «издержки - плюс», когда часть расходов компании рассматриваются в качестве налогооблагаемой базы. Налогооблагаемая база должна составлять как минимум 10-15% общих затрат. В дополнение к этому отсутствует налог с капитала.

Компании смешанного типа. Освобождение от налогов или снижение налоговых ставок на кантональном уровне может также предоставляться компаниям, владельцами которых являются иностранные лица, основная деятельность которых ведется за пределами Швейцарии, даже если они не рассматриваются в качестве холдинговых компаний или компаний-нерезидентов. Например, некоторые кантоны предоставляют скидки компаниям, владельцами которых являются иностранные лица, занимающиеся торговыми операциями по всему миру, использующие Швейцарию только в целях централизации руководства международной деятельностью и ведущие торговые операции в небольшом количестве или вообще не ведущие их на территории Швейцарии.

Информация о работе Специальные налоговые режимы в России и зарубежных странах