Специальные налоговые режимы в России и зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – обобщение особенностей применения специальных налоговых режимов как инструмента налоговой политики государства.
Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
1. рассмотреть организационно-экономические основы применения специальных налоговых режимов;
2. охарактеризовать опыт применения специальных налоговых режимов за рубежом;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ 5
1.1. Понятие налогового режима и его правовая регламентация 5
1.2. Специальные налоговые режимы зарубежных государств 7
1.3. Место специальных налоговых режимов в составе налоговой политики РФ 12
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ В РОССИИ 15
2.1. Проблемы и перспективы совершенствования налоговых режимов для поддержки малого бизнеса 15
2.2. Проблемы и перспективы применения патентной системы налогообложения 20
2.3. Перспективы реформирования налоговой системы России в части специальных налоговых режимов 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

Специальные налоговые режимы в России и зарубежных странах.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

Условия, которые должны быть выполнены такими компаниями, и налоговые скидки, которые они могут получить, при этом не оговорены в кантональном налоговом законодательстве, но являются дополнениями к другим положениям о налоговых скидках, содержащимся в законодательстве. Благоприятный налоговый режим достигается при размещении лишь части прибыли в швейцарской компании. В зависимости от кантона уровень кантонального налогообложения может быть снижен на 10%. Прибыль, полученная в Швейцарии, как правило, облагается налогом по обычным ставкам.

Такие компании могут располагать офисом и персоналом в Швейцарии и/или за рубежом.

Стимулы для новых производств. Несколько кантонов предложили особые возможности для стимулирования новых иностранных инвестиций. В особенности кантоны Jura, Neuchatel, Berne, St. Gallen и Solothum предлагают благоприятные инвестиционные и налоговые стимулы. Они также учреждают агентства, занимающиеся исключительно предоставлением практической помощи новым инвестициям.

Новые промышленные компании могут получить дополнительные налоговые стимулы от правительства, например, скидки кантонального налога от 30% до 100% на период до 10 лет, либо другие схемы существенного снижения расходов.

Таким образом, в Швейцарии действует ряд льгот, которые содействуют становлению и развитию национального бизнеса и привлечению в страну иностранных инвестиций.

 

 

1.3. Место специальных налоговых режимов в составе налоговой политики РФ

 

Налоговая политика – часть политики государства, характеризующаяся последовательными действиями государства по выработке концепции налоговой системы, использовании налогового механизма, а так же по практическому внедрению налоговых системы и контролю ее эффективности. Налоговая политика проявляется в установлении налоговых платежей и предоставлении налоговых льгот, определяющих налоговую систему региона, режим налогообложения предпринимательской деятельности.9

Элементом налоговой системы (см. рисунок) являются специальные налоговые режимы.

Рисунок. Структура налоговой системы РФ

 

В соответствии со ст. 18 НК РФ специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК или федеральными законами.

Особые (специальные) режимы налогообложения малого бизнеса установлены во многих странах мира и являются одним из способов государственной поддержки малого предпринимательства. Тому существует ряд причин. Прежде всего, малое предпринимательство является важной сферой функционирования экономики. Малые предприятия отличаются большей гибкостью, легче приспосабливаются к изменяющейся конъюнктуре рынка, проводимым экономическим реформам и другим изменениям предпринимательской среды.

Помимо задач экономических малый бизнес помогает в решении социальных задач, так как позволяет увеличить занятость населения и таким образом улучшает социальную атмосферу в обществе. Особенно важным с этой точки зрения является развитие малого предпринимательства при структурной перестройке экономики, когда растет безработица за счет сокращения производства в целых отраслях. 

К специальным налоговым режимам относятся в России:

  • упрощенная система налогообложения;
  • -система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • патентная система налогообложения.

Занимая весьма скромное место в тексте Налогового кодекса РФ, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности играет большую роль в налоговой системе страны. Более 80% всех налогоплательщиков России (не московской регистрации) активно используют этот налоговый режим для снижения своей налоговой нагрузки.

Законодатель полагал, что ЕНВД воспользуются самые мелкие фирмы и индивидуальные предприниматели, не использующие наемного труда. Однако практика сама дала подсказку бизнесу, и этим видом налога стали пользоваться все подряд: и мини-магазин у дома (которому он и предназначался), и отделы по продажам кожи, мехов и ювелирных изделий (у которых существенная наценка, и они вполне потянули бы нормальную налоговую нагрузку).

Подробно действующие в России налоговые режимы мы рассмотрим через призму проблем и перспектив их применения.

 

 

2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ В РОССИИ

2.1. Проблемы и перспективы совершенствования налоговых режимов для поддержки малого бизнеса

 

Сейчас налоговой системой России учитываются интересы в основном крупного бизнеса в силу разных причин: его представители имеют возможность напрямую общаться с руководителями государства, к ним прислушивается и Правительство РФ. У представителей малого бизнеса такая возможность отсутствует, хотя он сейчас находится в очень серьезном положении: деньги стали дорогими, длинных денег практически нет. Заботиться о крупном бизнесе надо, безусловно, но не следует забывать и о малом бизнесе. Необходимы изменения в законодательстве применительно к этой сфере.

Еще одно очень серьезное препятствие - это колоссальное количество монополий, которые действуют на локальных рынках, и бороться с которыми малым предпринимателям достаточно тяжело.

Вместе с тем и в налоговой сфере существует ряд проблем, препятствующих развитию малого бизнеса. Они касаются, прежде всего специальных налоговых режимов.

Занимая весьма скромное место в тексте Налогового кодекса РФ, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее ЕНВД) играет большую роль в налоговой системе страны. Более 80% всех налогоплательщиков России (не московской регистрации) активно используют этот налоговый режим для снижения своей налоговой нагрузки.

Законодатель полагал, что ЕНВД воспользуются самые мелкие фирмы и индивидуальные предприниматели, не использующие наемного труда. Однако практика сама дала подсказку бизнесу, и этим видом налога стали пользоваться все подряд: и мини-магазин у дома (которому он и предназначался), и отделы по продажам кожи, мехов и ювелирных изделий (у которых существенная наценка, и они вполне потянули бы нормальную налоговую нагрузку).10

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» устанавливает определения субъектов малого предпринимательства и особые критерии отнесения организаций к малому и среднему бизнесу. В то же время Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) не использует такие понятия, но устанавливает критерии, соответствие которым позволяет применять упрощенную систему налогообложения. В ряде случаев значения указанных критериев пересекаются, например, по доле участия, по количеству работников, а в других случаях отличаются (по критериям выручки). Так, для микропредприятий постановлением Правительства РФ установлен размер дохода в 60 млн р., т. е. он более чем в два раза превышает тот размер дохода, который позволяет применять упрощенную систему налогообложения.11

Рассматривая патентную систему как специальный налоговый режим в рамках упрощенной системы налогообложения, можно отметить, что 60 видов предпринимательской деятельности с 2018 г. могут быть в обязательном порядке переведены на патентный режим. Для этого должен был быть принят закон субъекта РФ, при этом данный субъект должен установить патентную систему для всех видов предпринимательской деятельности и определить размер потенциального дохода, который применим к каждому конкретному виду предпринимательской деятельности.

Для успешного развития малого бизнеса можно внести следующие предложения по развитию упрощенной системы налогообложения (УСН)12:

  1. Для того чтобы действительно дать преимущество малым предприятиям из отраслей промышленного производства, необходимо внести в перечень видов деятельности, запрещенных к применению при УСН, «...предоставление услуг по аренще коммерческой собственности» (ст. 346.12 НК РФ). Тем самым бизнес- «рантье» вынужден будет платить налоги по «полной программе» (что экономически обосновано, ибо в этой сфере рентабельность превышает 100%).
  2. Предоставить плательщикам единого налога при УСН право отказа от освобождения от НДС.

Суть проблемы заключается в следующем. Уплата единого налога при УСН предоставляет организациям и индивидуальным предпринимателям право не платить НДС и единый социальный налог (ЕСН). При этом индивидуальным предпринимателям следует иметь в виду и то преимущество, что освобождение от ЕСН касается не только выплат с собственных доходов, но и с сумм выплат работникам по трудовым договорам. Отрадно, что организации и индивидуальные предприниматели не платят налог на имущество, а это весьма существенные суммы.

Применение УСН значительно упрощает налоговый учет доходов и расходов налогоплательщиков и учет отдельных видов имущества. Главное преимущество УСН - небольшая ставка налога, при том, что налоговая база на общей системе и налоговая база на специальных налоговых режимах практически не отличаются.

Казалось бы, опираясь на приведенные доводы, можно сделать вывод, что переход на УСН выгоден всем налогоплательщикам. Однако даже в бочке меда может оказаться ложка дегтя. В данном случае речь идет об освобождении от НДС.

Этот налог организации, перешедшие на УСН, не платят. Но, как ни парадоксально, именно это положительное обстоятельство зачастую является аргументом против выбора данной системы налогообложения. У организации, перешедшей на УСН, существует реальная возможность потери части клиентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяющих НДС. Причина - в разрыве цепочки НДС. Если ваш покупатель работает с «НДС», то ему невыгодно работать с вами. Ведь если у иных поставщиков цена, близкая к вашей, но предъявлен «входной НДС», то есть возможность сразу же эту сумму предъявить к зачету из бюджета. Главным образом это относится к ситуации покупателя-посредника либо переработчика.

Получается, что законодатель специально предусмотрел ограничение в интенсивном развитии «упрощенцев» (и не только лимитом в 20 млн р.). Они ограничены зоной сбыта своего продукта. Фактически для них предназначен сегмент экономики, в котором покупатели также освобождены от НДС (по двум основаниям - УСН или по ст. 145 НК РФ) или когда закупленные товары реализуются напрямую населению и налогообложение производится по системе ЕНВД.

Большой  экономический потенциал малого бизнеса нуждается в государственной поддержке: снижение  административных барьеров, предоставление налоговых льгот и льготных кредитов, упрощение  налогообложения. Также одним из методов поддержки малого бизнеса является введение специальных  налоговых режимов, носящих щадящий характер налогообложения, таких как упрощенная система  налогообложения (УСНО), упрощенная система налогообложения индивидуальных предпринимателей на  основе патента, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН).

Налогообложение должно рассматриваться не только как доминирующий источник формирования  централизованных финансовых ресурсов государства, но и как один из инструментов государственного  регулирования экономики с целью стимулирования и поддержки отдельных отраслей и видов деятельности.

За последние двадцать лет отечественная система налогообложения сельскохозяйственных

товаропроизводителей пережила путь трансформации от унифицированного подхода для всех отраслей до  создания специальных условий для сельского хозяйства, введения специального налогового режима  (ЕСХН). Реальный уровень налоговой нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей  значительно превышает официальный, при этом налоговая «выносливость» сельского хозяйства  существенно ниже, чем в других отраслях. В структуре налогов и сборов, уплачиваемых  налогоплательщиками, занятыми в сельском хозяйстве, по сравнению с другими отраслями экономики

доминируют социальные платежи, что не способствует эффективной реализации  стимулирующей функции  налогообложения. Эффективность введения ЕСХН не отвечает первоначальным целям его введения, а  улучшение основных показателей экономического развития сельского хозяйства в большей степени  объясняется иными экономическими факторами и напрямую не связанными с введением ЕСХН.

Неблагоприятное финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей в большей степени  объясняется факторами, находящимися вне плоскости налогообложения.

Основным недостатком перехода на уплату ЕСХН является рост себестоимости продукции в связи с  включением НДС в стоимость приобретаемых материальных ресурсов, что провоцирует рост диспаритета  цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию примерно на 18 процентов, ухудшая тем самым  финансовое положение организаций-плательщиков ЕСХН. Налогоплательщикам, у которых значительна  доля материальных ценностей, приобретаемых с НДС, применять ЕСХН экономически нецелесообразно.

Применение общей системы налогообложения позволило бы им существенно увеличить собственные  источники финансирования расширенного воспроизводства основных средств и материального  стимулирования работников, а также увеличить налоговые доходы бюджетов на всех уровнях за счет  уплаты налога на имущество организаций. Применение ЕСХН экономически целесообразно для мелких сельскохозяйственных предприятий и фермеров со средним уровнем рентабельности, потребителями продукции которых, является население и плательщики иных специальных налоговых режимов.

УСНО привлекательна для налогоплательщика тем, что предусматривает: ведение бухгалтерского учета в упрощенной форме и отсутствие необходимости ее предоставления в ИФНС; необходимость подачи  налоговой декларации один раз в год вместо двенадцати (ежегодная декларация Единого налога вместо ежеквартальных деклараций по НДС, налогу на прибыль и налогу на имущество); возможность выбрать  объект налогообложения; уменьшение налоговой базы на стоимость основных средств и нематериальных

Информация о работе Специальные налоговые режимы в России и зарубежных странах