Специальные налоговые режимы в России и зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – обобщение особенностей применения специальных налоговых режимов как инструмента налоговой политики государства.
Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
1. рассмотреть организационно-экономические основы применения специальных налоговых режимов;
2. охарактеризовать опыт применения специальных налоговых режимов за рубежом;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ 5
1.1. Понятие налогового режима и его правовая регламентация 5
1.2. Специальные налоговые режимы зарубежных государств 7
1.3. Место специальных налоговых режимов в составе налоговой политики РФ 12
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ В РОССИИ 15
2.1. Проблемы и перспективы совершенствования налоговых режимов для поддержки малого бизнеса 15
2.2. Проблемы и перспективы применения патентной системы налогообложения 20
2.3. Перспективы реформирования налоговой системы России в части специальных налоговых режимов 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

Специальные налоговые режимы в России и зарубежных странах.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

активов единовременно в момент их ввода в эксплуатацию или принятия к бухгалтерскому учету;  упрощение налогового учета; уменьшение налогового бремени и упрощение отчетности – «один налог  вместо трех».

 

2.2. Проблемы и перспективы применения  патентной системы налогообложения

 

В Федеральном законе от 25.06.2012 № 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) рассматривается порядок применения четырех специальных налоговых режимов: УСН, ЕНВД, ЕСХН и нововведенной патентной системы налогообложения. В первом чтении законопроект предлагал отменить ЕНВД с 2014 г. и в 2012 г. ввести патентную систему налогообложения, однако в ходе обсуждения поправок было принято решение о сохранении ЕНВД до 2018 г. В итоге уплата единого налога становится добровольной, а наряду с ним создана патентная система, которую законодатель выделил из УСН.13

С 1 января 2013 г. начал действовать еще один специальный налоговый режим - патентная система налогообложения (новый пп. 5 п. 2 ст. 18 НК РФ), установленная главой 26.5, которой дополнен НК РФ.

Патентная система налогообложения (далее - ПСН) применяется на территории тех субъектов Российской Федерации, на которых приняты законы о ее введении (п. 1 ст. 346.43 НК РФ). Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона № 94-ФЗ введение патентной системы налогообложения с 2013 года на территории отдельных субъектов Российской Федерации должно быть предусмотрено местными законами, опубликовать которые местные власти обязаны были не позднее 1 декабря 2012 года. С этой задачей справились в большинстве регионов страны. Однако в четырех российских субъектах работать в рамках патента бизнесмены все же не могут. Это Калмыкия, Северная Осетия, Чечня, а также Санкт-Петербург.

Переход на патент является добровольным, и предприниматель вправе совмещать его с другими видами деятельности, а также работать сразу на нескольких патентах (п.2 ст. 346.44 НК РФ). Применять ПСН предприниматели могут наряду с иными режимами налогообложения - общей системой налогообложения или УСН (п. 1 ст. 346.43 НК РФ). При этом средняя численность наемных работников не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности. Принципиальное ограничение для применения патента - среднесписочная численность работников. Ранее этот показатель не должен был превышать 5 человек по каждому виду деятельности, осуществляемому в рамках патента. Причем в этот расчет включались даже те работники, которые были привлечены по договорам гражданско-правового характера. Теперь средняя численность наемных работников у бизнесмена не должна будет превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем, не важно патент это или нет.

Субъекты Российской Федерации вправе дифференцировать виды деятельности в соответствии с ОКВЭД, а также установить дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, которые относятся к бытовым услугам в соответствии с ОКВЭД, но не указаны в перечне (пп. 1 п. 8 ст. 346.43 НКРФ).

Что такое патент? Патент является документом, который удостоверяет право на применение патентной системы налогообложения (п. 1 ст. 346.45 НК РФ). Форму патента утвердит Федеральная налоговая служба.

Патент выдается на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого введена патентная система налогообложения, и действует на территории того субъекта Российской Федерации, который указан в патенте.

Размер тарифа страховых взносов в ПФР, установленный на 2013 г., составляет 20 %.

Пониженные ставки касаются только начисления взносов с выплат физическим лицам. Ставки взносов «за самих себя» не зависят от системы налогообложения ИП.

В отношении лиц 1966 г.р. и старше вся сумма страховых взносов направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии.

В отношении лиц 1967 г. р. и моложе на финансирование страховой части трудовой пенсии направляется 14 %, а на финансирование накопительной части - 6 % (новый пп. 14 п. 4, новая редакция п. 12 ст. 33 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ).

Здесь следует обратить внимание на то, что тариф страховых взносов в ПФР в размере 20 % смогут применять не все предприниматели, перешедшие на ПСН.14

Исключением являются индивидуальные предприниматели, которые:

сдают в аренду собственные жилые и нежилые помещения, дачи, земельные участки; осуществляют розничную торговлю; оказывают услуги общественного питания.

На выплаты наемным работникам эти предприниматели должны начислять страховые взносы по общему тарифу в размере 30 %.

При этом важно заметить: что в главе о патентной системе, в отличие от действующего порядка, не предусмотрена возможность уменьшения стоимости патента на страховые взносы на обязательное страхование.

Это ухудшает положение предпринимателей, которые перейдут на патентную систему в 2013 г., по сравнению с предпринимателями, применяющими в настоящее время УСН на основе патента.

Главная идея патентной системы - замена единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) от отдельных видов деятельности, который перестанет действовать с 2018 года.

 

2.3. Перспективы реформирования  налоговой системы России в  части специальных налоговых режимов

 

В условиях бюджетного дефицита сохраняется приоритетное направление налоговой политики по обеспечению финансовой устойчивости в средне- и долгосрочном периоде, сочетанию преодоления последствий кризиса с созданием оптимальных условий для ускорения темпов экономического развития. Развитие современной экономики невозможно без активизации инновационной деятельности, в том числе и в сфере малого бизнеса. Соответственно налоговая политика должна обеспечивать баланс доходов и расходов бюджета и стимулировать инновационную деятельность. Дальнейшее эффективное развитие российской экономики возможно только при реализации налоговой политики поддерживающей инновации во всех сферах экономики. В налоговом законодательстве содержатся инструменты поддержки инноваций, научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Современная налоговая политика направлена на поддержку спроса на инновации и поддержку предложения инноваций, т.е. на развитие рынка интеллектуальной собственности. С этой целью в сфере социального страхования государственный бюджет до 2015-2020 гг. оплачивает часть страховых сумм за предприятия, осуществляющие инновационную деятельность.

Таким образом, дальнейшее реформирование налоговой системы развиваться в следующих направлениях:

  1. продолжение работы по совершенствованию порядка применения специальных режимов налогообложения для малого бизнеса:
  • рассмотрение вопросов о снижении ставки УСНО до 5% (при объекте обложения - «доходы»), и до 13% (при объекте обложения - «доходы, уменьшенные на расходы»);
  • рассмотрение возможности повышения ограничения на применение УСНО по предельному объему годового оборота для некоторых категорий налогоплательщиков (например, для инновационных предприятий - до 200 млн. руб.);
  • включение в перечень расходов, уменьшающих полученные доходы, при применении УСНО, расходов, направленные на создание и внедрение новых технологий и оборудования;
  • установление единого порядка учета сумм страховых взносов налогоплательщиками, применяющими УСНО, как при объекте обложения - «доходы», так и при объекте обложения - «доходы, уменьшенные на расходы»;
  • увеличение числа привлекаемых работников по патентной системе до 15 человек, что также соответствует понятию «микро предприятия»;
  • применение ускоренной амортизацию для инвестиций в инновации, природоохранные и энергосберегающие технологии;
  1. совершенствование налоговой политики в сельском хозяйстве в целях стимулирования инвестиций и эффективного использования ресурсов:
  • введение налоговых льгот для предприятий иных отраслей, инвестирующих в сельское хозяйство;
  • увеличение числа сельхозтоваропроизводителей, применяющих повышающие коэффициенты амортизации;
  • применение инвестиционных налоговых льготы для плательщиков ЕСХН;
  • уменьшение налогооблагаемой базы на размер средств, инвестированных в природоохранные и энергосберегающие мероприятия;
  1. решение «проблемы НДС»:
  • предоставление плательщикам ЕСХН права выбора статуса плательщика/неплательщика НДС;
  • понижение ставок НДС (16% и 8%, вместо 18% и 10%);
  • обложение сельскохозяйственной продукции по ставке НДС - 0%;
  • предоставление организациям, применяющим общий режим налогообложения, возможности учитывать «входящий» НДС при реализации товаров (работ, услуг), приобретенных у налогоплательщиков применяющих ЕСХН и УСНО;
  1. распространение на всех налогоплательщиков применяющих специальные режимы налогообложения для малого бизнеса льготных размеров страховых взносов на переходный период (по аналогии с плательщиками ЕСХН);
  1. продолжение упрощения администрирования и уплаты налогов и сборов (взносов) для субъектов малого предпринимательства, использующих специальные налоговые режимы:
  • ограничение объема документов, которые вправе истребовать налоговые органы у предпринимателей;
  • упрощение системы бухгалтерского и налогового учета;
  • переход от ежеквартальной отчетности к ежегодной;
  • законодательный ввод принципа «одного окна» для налоговой отчетности;
  • сокращение форм налоговой отчетности;
  • активизация перехода на электронный документооборот;
  1. предоставление возможности органам власти субъектов РФ предоставлять инвестиционный налоговый кредит в отношении специальных налоговых режимов, уплачиваемых малыми предприятиями;
  1. обеспечение открытости информации о размере административных затрат на введение новых и реализацию существующих налоговых механизмов с целью повышения эффективности функционирования налоговой системы; необходима оценка не только административных затрат налоговых органов, но и экономических затрат налогоплательщиков;
  2. налоговое стимулирование малых предприятий к инновационной деятельности с осуществлением научных исследований и выпуском инновационной продукции:
  • снижение ставки налога на прибыль организаций для научно-технических и инновационных предприятий в два раза, а также освобождение их от уплаты налога на прибыль в течение первых 1-3 лет работы и уплату 50% суммы налога на прибыль в последующие 1-2 года; снижение на 5% ставки налога на прибыль для банков и иных кредитных организаций, осуществляющих в объемах порядка 50%, где не менее 35% - доля малых предприятий, кредитование научно-технических и инновационных предприятий по сниженным кредитным ставкам;
  • освобождение от налога на имущество организаций, в части основных средств, используемых научно-техническими и инновационными предприятиями в целях осуществления экспериментальной, научно-исследовательской, инновационной деятельности;
  • предоставление льгот по земельному налогу научно-техническим и инновационным предприятиям в отношении земельных участков, используемых в целях экспериментальной, научноисследовательской, инновационной деятельности;
  • разработку специального режима налогообложения, учитывающего специфику деятельности научно-технических и инновационных предприятий - системы налогообложения научно-технических и инновационных организаций, приемствующей основные черты упрощенной системы налогообложения (дополнить освобождением от обязанности по уплате земельного налога, предусмотреть уменьшенные вдвое ставки по налогу);
  • увеличение не облагаемой налогом на прибыль организаций доли отчислений в специализированные отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР с 1,5 % до 4-6% доходов (валовой выручки) налогоплательщика-инвестора; признание расходов по прямой безвозмездной передаче российским научно-техническим и инновационным предприятиям денежных средств и имущества в качестве целевых средств на их развитие в пределах 4-6% доходов (валовой выручки) налогоплательщика в качестве внереализационных расходов; возможность в общеустановленном порядке начислять амортизацию на основные средства, переданные в безвозмездное пользование зарегистрированным на территории Российской Федерации научно-техническим и инновационным предприятиям;
  • включение налога на добавленную стоимость и налога на имущество организаций в состав налогов, по которым предусматривается возможность предоставления инвестиционного налогового кредита;
  • применение повышающего коэффициента к основной норме амортизации в отношении собственных основных средств;
  • отнесение средств, полученных на осуществление научно-технической и инновационной деятельности, к средствам целевого финансирования, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль;
  • вознаграждения и премии, полученные авторами секретов производства (ноу-хау) и пр. изобретений связанных с осуществлением научно-технической и инновационной деятельности, включить в состав доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, и отнести к расходам на оплату труда, учитываемым при исчислении налога на прибыль организаций;
  • для стимулирования обновления производственно-технологической базы предприятиями- потребителями научно-технической и инновационной продукции - введение механизма специальной ускоренной амортизации для организаций, приобретающих высокотехнологичное оборудование и определенные новые виды техники российского производства и включение такого рода имущества в состав имущества, не признаваемого объектом обложения налогом на имущество организаций;
  • при определении объекта по налогу на прибыль организаций и по упрощенной системе налогообложения расширить перечень расходов, уменьшающих полученные доходы, включив в их состав расходов, связанных с созданием и внедрением новых технологий и оборудования и приобретением прав на объекты интеллектуальной собственности, включая правовое оформление и защиту прав на результаты интеллектуальной деятельности;

Информация о работе Специальные налоговые режимы в России и зарубежных странах