Социальное обслуживание детей сирот и детей,оставшихся без попечения родителей на территории Российской Федераций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в том, что ныне действующие российские государственные институты, призванные заниматься решением социальных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работают преимущественно в пределах устаревших стандартов, ориентированных на распределительный подход. Корпоративные интересы государственной машины продолжают оставаться главенствующими. Поэтому государственные учреждения не ориентированы реально на содействие реализации прав и защиты интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а сконцентрированы на вопросах самовыживания, самооправдания своей деятельности суммой предпринимаемых усилий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I Социальная защита прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа: проблемы и пути их решений 8
1.1.Законодательство о социальной защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 8
1.2 Права детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 11
1.3. Основные направления реформирования законодательства РФ в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 19
ГЛАВА II Органы, содействующие защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения и их обязанности 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
Список используемой литературы 59

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 96.11 Кб (Скачать файл)

- повышать свою квалификацию (не реже одного раза в три года);

- не поддерживать проекты приказов главы районного совета, подготовленных комиссией при главе городского совета, если он не согласен с подготовленным решением.

Функции уполномоченных служб [6]

Уполномоченные службы (организации):

- организуют и осуществляют выявление и учет детей, нуждающихся в государственной защите;

- заключают договор, организуют и проводят работу по социальному патронату;

- выполняют работу по профилактике социального сиротства и жестокого обращения с детьми;

- доводят до суда свое мнение о возможности усыновления (удочерения) и соответствия этой меры интересам ребенка, об отмене усыновления (удочерения), и участвуют в судебных заседаниях, рассматривающих вопросы усыновления (удочерения) и отмены усыновления (удочерения);

- осуществляют защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- отбирают лиц, выразивших желание выполнять обязанности опекуна или патронатного воспитателя, и удовлетворяющих требованиям, необходимым для исполнения обязанностей опекуна или патронатного воспитателя, готовят материалы, необходимые для назначения опекуна, а также его освобождения или отстранения от возложенных на него обязанностей, подписывают договор о патронатном воспитании (социальном патронате) и исполняют функции опекуна в объеме, установленном планом защиты прав ребенка и в соответствии с договором;

- ведут учет лиц, по отношению к которым установлена опека, или которые были переданы на патронатное воспитание;

- в соответствии с установленной законом процедурой осуществляют защиту личных неимущественных и имущественных прав и интересов лица, находящегося на воспитании у опекуна в случае, если опекун использует опекунство в своих корыстных интересах, и когда ребенок, находящийся на воспитании у опекуна, остается без надзора и необходимой помощи;

- готовит материалы для выделения финансовых средств на содержание лица, находящегося на воспитании у опекуна, в соответствии с процедурой и в объеме, установленных Правительством РФ;

- участвует в судебных заседаниях по вопросам лиц, находящихся на воспитании у опекуна в случаях, установленных законом;

- осуществляет надзор за работой опекунов и патронатных воспитателей, и помогает им в организации медицинского наблюдения и трудоустройства лиц, находящихся на воспитании у опекуна;

- проводит анализ и готовит мнение, касающееся условий жизни и воспитания ребенка;

- осуществляет временную передачу несовершеннолетних на воспитание опекуна, а также сохранение их имущества;

- готовит документы и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, на воспитание в семью, в опекунскую семью, в приемную семью, на патронатное воспитание детей-сирот и, при отсутствии такой возможности, в учебное учреждение, в медицинское учреждение или учреждение социальной защиты населения;

- ведет учет граждан РФ, проживающих в регионе и способных выполнять обязанности приемного лица;

- в соответствии с установленным порядком готовит материалы, необходимые для усыновления (удочерения) детей, проживающих в регионе, а также ведет учет детей, которые были усыновлены (удочерены)

- отбирает лиц, способных выполнять обязанности приемных родителей, информирует об имеющихся возможностях для того, чтобы стать приемными родителями, готовит проект договора о создании приемной семьи;

- проводит обучение граждан, выразивших готовность взять ребенка на воспитание в семью;

- помогает опекунам, приемным родителям и патронатным воспитателям в организации каникул для лиц, находящихся на воспитании у опекуна;

- высказывает свое мнение относительно возможности раздельного проживания опекуна и лица, находящегося на воспитании у опекуна;

- выражает свое мнение относительно возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным;

- решает спорные вопросы между родителями относительно воспитания ребенка;

- обращается в суд и выражает свое мнение по вопросам, касающимся лишения родительских прав, ограничения родительских прав, отделения ребенка от семьи без лишения родительских прав, объявления брака недействительным и отмены усыновления (удочерения);

- выражает свое мнение и участвует в судебных заседаниях по вопросам, касающимся воспитания детей и защиты их личных неимущественных и имущественных прав;

- проводит обследование условий жизни ребенка, а также лица, претендующего на его воспитание, выражает свое мнение в суде о спорах, касающихся воспитания детей;

- участвует в исполнении судебных решений об устройстве детей и отделения их от семьи;

- осуществляет защиту интересов не родившегося наследника при разделе наследства;

- готовит документы для передачи разрешения несовершеннолетним на брак;

- привлекает общественность к работе в органах опеки и попечительства;

- анализирует предложения, заявления и жалобы граждан, касающиеся опекунства, и принимает необходимые меры.

Основными задачами учреждений являются профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся  в трудной жизненной ситуации. Сообразно с основными задачами и функциями выделены социальные технологии, которые используются в  учреждениях социальной защиты: профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; технология патронажа; технология патронатного воспитания. Учреждения социальной защиты осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными  и другими организациями. В связи с этим, можно утверждать, что институт социальной защиты функционирует во взаимодействии с другими структурными элементами системы жизнеустройства и внешней средой, и, тем самым, выполняет свое предназначение и занимает достойное место в системе жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Стремительная трансформация  общественного устройства и экономический  кризис обусловили рост таких негативных явлений, как социальное сиротство, детская безнадзорность и беспризорность.

По данным анализа, проведенного в курсовой работе, сегодня в России — свыше 700 тыс. детей, оставшихся без  попечения родителей, причем только 5 процентов из них — настоящие  сироты, остальные — это так  называемые «социальные сироты», то есть дети, ставшие сиротами при  живых родителях. Ежегодно выявляется свыше 100 тыс. детей, оставшихся без  попечения родителей. В интернатных  учреждениях находится лишь одна четвертая часть всех зарегистрированных российских детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Во всех случаях, когда  ребенок по тем или иным причинам остался без попечения своих  родителей (в случае их смерти, болезни, длительного отсутствия, лишения  родителей родительских прав или  ограничения их в таких правах, уклонения родителей от его воспитания и т.п.), заботу о нем принимает  на себя государство.

Защиту прав и интересов  таких детей осуществляют специально уполномоченные государством органы опеки  и попечительства. Органами опеки  и попечительства являются органы местного самоуправления (местная территориальная  администрация).

Эти органы ведут учет детей, оставшихся без попечения родителей; исходя из конкретных обстоятельств  утраты попечения родителей избирают формы их устройства; осуществляют последующий контроль за условиями  их содержания, воспитания и образования (ст. 121 СК РФ).

Для своевременного выявления  таких детей закон возлагает  на должностных лиц учреждений, которые  непосредственно соприкасаются  с детьми (детских садов, школ, детских  поликлиник и т.д.), а также на граждан, располагающих сведениями об утрате детьми попечения родителей, обязанность сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей (ст. 122 СК РФ).

При получении таких сведений или самостоятельном выявлении  детей, оставшихся без попечения, органы опеки и попечительства принимают  меры для защиты их прав и интересов (разыскивают родственников, обеспечивают ребенку временное прибежище  и т.п.) и решают вопрос о форме  устройства и дальнейшем воспитании ребенка.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в различных правовых формах. Детей  в первую очередь стремятся передать на воспитание в семью: на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. При отсутствии такой возможности помещают детей  на воспитание в различные государственные  учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов  и т.д. (ст. 123 СК РФ). Тип учреждения определяется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка.

Нахождение ребенка в  любом государственном детском  учреждении не исключает в дальнейшем устройства его в семью. В этих целях в России ведется централизованный учет (на местном, региональном и федеральном  уровнях) всех детей, которые могут  быть переданы на воспитание в семью, и любой гражданин, желающий принять  ребенка в свою семью, может воспользоваться  этой информацией.

В Российской Федерации существует много проблем в сфере обеспечения  полноценной жизнедеятельности  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые  могут быть решены на областном уровне: это организация отдыха, оздоровления и занятости детей, поддержка, одаренных  детей, детей-инвалидов и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной  ситуации.

Проблема социального  сиротства является одной из наиболее острых проблем детства. Проблема социализации детей, оставшихся без попечения  родителей в детских домах  и школах-интернатах не дает возможности  полноценно подготовить этих детей к самостоятельной жизни после выхода из детского дома. В связи с этим на первый план выступает проблема воспитания детей в приемной семье на основе опеки, попечительства, усыновления, патроната.

Органами опеки и попечительства в соответствии с этими законами являются органы местного самоуправления.

В федеральных, региональных законах и программах, посвященных  социальной поддержке населения  постоянно предпринимаются попытки  решения вопросов социальной защиты семей, имеющих детей под опекой, однако приходится констатировать, что  в условиях постоянного недофинансирования местных бюджетов эти вопросы  решаются слабо. В частности, это  касается материальной поддержки детей  находящихся под опекой.

Завершая работу, хотелось бы отметить, что в виду неоднозначного подхода в рассмотрении ряда вопросов относительно защиты прав и интересов  детей-сирот, и детей, оставшихся без  попечения родителей данная тема будет оставаться актуальной и предметом  исследования научных работ в  будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

Нормативно-правовые акты:

Конституция Российской Федерации // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. N 237

Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г.,25 ноября 2013 г.), СЗ РФ. 1996г. N 1 ст. 16.

Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и  третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта 2002 г. 14 ноября 2013 г.). СЗРФ от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301, 29 января 1996 г. N 5 ст. 410, 3 декабря 2001 г. N 49 ст. 4552.

Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» СЗ РФ. 1997 г., N 47, ст. 5340., 2001. N 44, ст. 4149

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях  прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 2 июля 2013 г.). СЗ РФ, 1998 г., N 31, ст. 3802.

Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения  родителей». // СЗ РФ. 2001. N 17. Ст.1643.

Закон РФ «О приватизации жилищного  фонда в Российской Федерации» (в  ред. от 25 февраля 2013 г. № 16-ФЗ) СЗ РФ. 1998 г., N 13, ст. 1472.

Основные направления  социальной политики по улучшению положения  детей в РФ до 2000 г. Утверждены Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. N 942. // СЗ РФ. 1995. N 38. Ст.3664

Бюллетень Верховного Суда РФ, 1995 г., N 5.

Бюллетень Верховного Суда РФ, 2001 г., N 10.

Определение СК Верховного Суда РФ от 28 апреля 2000г. БВС. N 1. 2001 г., БВС. N 1.

Всеобщая декларация прав ребенка, Сборник документов по правам человека, 1998.

Документы ООН о детях, женщинах и образовании. - М.: Народное образование, 1995, 112С. (библиотечка журнала  Народное образование, №2, 1995г.

Информация о работе Социальное обслуживание детей сирот и детей,оставшихся без попечения родителей на территории Российской Федераций