Социальное обслуживание детей сирот и детей,оставшихся без попечения родителей на территории Российской Федераций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в том, что ныне действующие российские государственные институты, призванные заниматься решением социальных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работают преимущественно в пределах устаревших стандартов, ориентированных на распределительный подход. Корпоративные интересы государственной машины продолжают оставаться главенствующими. Поэтому государственные учреждения не ориентированы реально на содействие реализации прав и защиты интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а сконцентрированы на вопросах самовыживания, самооправдания своей деятельности суммой предпринимаемых усилий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I Социальная защита прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа: проблемы и пути их решений 8
1.1.Законодательство о социальной защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 8
1.2 Права детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 11
1.3. Основные направления реформирования законодательства РФ в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 19
ГЛАВА II Органы, содействующие защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения и их обязанности 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
Список используемой литературы 59

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 96.11 Кб (Скачать файл)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I Социальная защита прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа: проблемы и пути их решений 8

1.1.Законодательство  о социальной защите прав и  интересов детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей 8

1.2 Права детей  сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей 11

1.3. Основные  направления реформирования законодательства  РФ в сфере защиты прав детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей 19

ГЛАВА II Органы, содействующие защите прав и интересов  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения и их обязанности 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

Список используемой литературы 59

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы исследования заключается в том, что ныне действующие российские государственные институты, призванные заниматься решением социальных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работают преимущественно в пределах устаревших стандартов, ориентированных на распределительный подход. Корпоративные интересы государственной машины продолжают оставаться главенствующими. Поэтому государственные учреждения не ориентированы реально на содействие реализации прав и защиты интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а сконцентрированы на вопросах самовыживания, самооправдания своей деятельности суммой предпринимаемых усилий.

В качестве базовой ценности нашего общества, которое стремится  стать гражданским, признается семья, как основной институт общества, и  дети, которым предстоит жить в  России. В любом государстве и  любом обществе всегда были, есть и  будут дети-сироты и дети, которые  по разным причинам остаются без попечения  родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

Следует подчеркнуть, что  ребенок, потерявший родителей - это  особый, по-настоящему трагический  мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка. В настоящее время в  обыденной речи и в теоретических  исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и  социальный сирота (социальное сиротство).

Дети-сироты - это дети в  возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель [19]. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство[2] - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

Проблема социального  сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему  миру больницы, родильные дома, специальные  заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и  разные специалисты их называют по-разному: «отказные дети», «казенные младенцы», «рожденные, чтобы быть покинутыми», «вечные новорожденные» и др. По данным международных экспертов  ООН, отмечается заметный рост числа  брошенных детей в странах  Западной и Восточной Европы [11].

Распространение явления  социального сиротства в нашей  стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с  революцией 1917г., тремя разрушительными  войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20-х-30-х  годов, а также последствиями  перестройки конца 80-х - начала 90-х  годов.

Ежегодно в России, по сведениям, приведенным в Государственном  докладе о реализации РФ Конвенции  о правах ребенка, выявляется около 100 тыс. детей, оставшихся без попечения  родителей. 75-80% из тех, что передаются на воспитание в семьи, оказываются  взятыми под опеку и попечительство близкими родственниками [7].

Если же говорить не о  вновь выявленных социальных сиротах, а о картине, которая сложилась  в последние годы в стране в  целом, под опекой и попечительством, по данным Минобразования РФ, находятся  сейчас 49% детей, оставшихся без попечения  родителей. В этом смысле данную форму  устройства ребенка можно без  преувеличения считать самой  распространенной и наиболее демократичной.

Несмотря на принимаемые  меры по улучшению устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, число  таких детей постоянно растет. Государство отстает от инициатив граждан в разработке и принятии новых законодательных актов, регламентирующих новые формы устройства детей. Большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, и это одна из причин проблем адаптации молодых людей к самостоятельной жизни после окончания учебного заведения. Кроме этого, большинство сирот сталкиваются с проблемами трудоустройства, получения жилья, создания семьи.

В этих условиях правовая защита ребенка оставшегося без попечения  родителей является серьезной общегосударственной  проблемой, а тема курсовой работы является актуальной.

Цель исследования - исследовать основные проблемы правовой защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Исследовать правовое регулирование защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  2. Исследовать проблемы функционирования государственной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  3. Выявить особенности правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Предмет исследования: процесс правовой защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Теоретической и  методологической основой исследования являются статьи и публикации в прессе, социологические исследования, экономические исследования и статистические данные.

Теоретическая и  практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов в целях разработки мер по поддержке института правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России в целом, так и в регионах. Материал курсовой работы можно использовать также в учебной деятельности в процессе преподавания правовых дисциплин.

Методологическая  база: В.С. Мухина, А. М. Нечаева, Е. Чефранова, Ю.А. Королев, Н. П. Иванова, О.В. Заводилкина, В. Брутман, Ю. Ф. Беспалов, Е.Г. Азарова и многие другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I Социальная защита прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа: проблемы и пути их решений

 

1.1.Законодательство о социальной защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

Закрепление прав детей во всех сферах их жизнедеятельности в  соответствии с требованиями Конвенции  ООН о правах ребенка, Конституции  Российской Федерации является основной целью в области правовой защиты детства. Правовая защита охватывает все  сферы жизнедеятельности ребенка: воспитание, образование, медицинское  обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение и др.

По различным причинам многие дети становятся сиротами и  лишаются родительского попечения.

Федеральный закон от 24.07.1998 (с изменениями на 2 декабря 2013 года) № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» выделил детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в особую категорию нуждающихся в усиленной защите со стороны государственных органов, - детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Из специальных нормативных  правовых актов, предусматривающих  социальную защиту детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, необходимо выделить Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей».

Положения федерального законодательства предоставляют право органам  государственной власти субъектов  Российской Федерации регулировать сферу социальной поддержки детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, в рамках своей компетенции  со строгим соблюдением требований Конституции Российской Федерации по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пользуясь предоставленными правами, последние принимают законы и иные нормативные правовые акты по различным аспектам регулирования  социальной поддержки детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей.

За субъектами Российской Федерации закреплено право определять вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения  родителей (пункт 2 статьи 121 Семейного  кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации  вправе устанавливать новые формы  устройства детей. Так, например, введена  патронатная форма воспитания детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей.

С целью усиления социальной поддержки приемных семей в регионах принимаются нормативные правовые акты, устанавливающие размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье.

В целях реализации права  ребенка жить и воспитываться  в семье, перекрытия потока детей, направляемых в государственные учреждения органами опеки и попечительства, возможности  помещения в семью детей и  подростков, не имеющих статус оставшихся без попечения родителей, но фактически являющихся таковыми, депутатами областной  Думы приняты в первом чтении проекты  законов Волгоградской области  «О патронатном воспитании в Волгоградской  области» и «Об оплате труда приемных родителей и предоставляемых  им мерах социальной поддержки» [20].

Во многих субъектах Российской Федерации реализуются дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, такие, например, как: предоставление бесплатного проезда в общественном транспорте, обучения на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального  образования, выплата повышенной стипендии и пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей и другие.

В большинстве субъектах  РФ приняты нормативные правовые акты, направленные на обеспечение  жильем детей-сирот и социальных сирот.

Органами государственной  власти отдельных субъектов Федерации  приняты и реализуются целевые  программы, направленные на предупреждение социального сиротства, социализацию и интеграцию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с современным обществом, на лечение  и оздоровление данной категории  детей.

Кроме того, ряд нормативных  правовых актов субъектов Российской Федерации принят по вопросам организации  социальных учреждений, порядка предоставления социальных услуг, создания комиссий по защите детей, профилактики безнадзорности, предоставления медицинской помощи и медицинского освидетельствования [20].

В рамках реализации своих  полномочий региональные органы власти принимают нормативные правовые акты и по иным вопросам, имеющим  значение для поддержки детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей.

В последние годы в мировой  практике выработался дополнительный механизм, позволяющий обеспечить целенаправленную защиту прав ребенка. Таким механизмом является институт уполномоченного  по правам ребенка.

Опыт работы уполномоченных по правам ребенка на территории субъектов  Российской Федерации показал, что  проблема нарушения прав детей стоит  достаточно остро. Таким образом, решение  органов государственной власти субъектов Российской Федерации  об учреждении на своей территории должности Уполномоченного по правам ребенка, как создание качественно  новой формы правовой защиты детей, является целесообразным и актуальным.

В связи с этим, в целях  обеспечения гарантий государственной  защиты прав, свобод и законных интересов  детей, признания и соблюдения этих прав, свобод и законных интересов  органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями, законодателями учреждены должности уполномоченных по правам ребенка.

Указанные примеры позволяют  сделать вывод об активности правотворческого процесса органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  в сфере установления социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [20].

Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция  роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По статистическим данным их общее  количество составляет сейчас более 700 тысяч человек. Причем лишь небольшое  число этих детей остались без  попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся  к явлению так называемого  «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и  число их растет катастрофически. Основными  причинами увеличения числа детей-сирот  при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает  в Российской Федерации крайне важное значение [18].

Информация о работе Социальное обслуживание детей сирот и детей,оставшихся без попечения родителей на территории Российской Федераций