Социальное обслуживание детей сирот и детей,оставшихся без попечения родителей на территории Российской Федераций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в том, что ныне действующие российские государственные институты, призванные заниматься решением социальных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работают преимущественно в пределах устаревших стандартов, ориентированных на распределительный подход. Корпоративные интересы государственной машины продолжают оставаться главенствующими. Поэтому государственные учреждения не ориентированы реально на содействие реализации прав и защиты интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а сконцентрированы на вопросах самовыживания, самооправдания своей деятельности суммой предпринимаемых усилий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I Социальная защита прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа: проблемы и пути их решений 8
1.1.Законодательство о социальной защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 8
1.2 Права детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 11
1.3. Основные направления реформирования законодательства РФ в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 19
ГЛАВА II Органы, содействующие защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения и их обязанности 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
Список используемой литературы 59

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 96.11 Кб (Скачать файл)

1.2 Права детей  сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей

 

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно  лишен своего семейного окружения  или не может более оставаться в таком окружении, имеет право  на особую защиту и помощь, предоставляемые  государством (статья 20 Конвенции о  правах ребенка). В Российской Федерации  задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество [8].

Итак, меры государственной  поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в  возрасте до 23 лет, предусмотрены Федеральным  законом «О дополнительных гарантиях  по социальной защите детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в ред. от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ), в  соответствии с которым сиротам  предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти следующие  гарантии.

  1. При получении образования. Для реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично оплачивает расходы на их содержание в период обучения. Федеральные законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматривают прием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов.

Лица данной категории  зачисляются на полное государственное  обеспечение до окончания ими  государственного или муниципального учреждения начального, среднего и  высшего профессионального образования. Кроме того, им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов  по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся  в данном образовательном учреждении (в области в высших учебных заведениях стипендия составляет 345 рублей в месяц, в средних специальных – 138 рублей), а также выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии [18].

  1. В области труда и занятости. Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий, включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан. Значительная роль в решении данной задачи принадлежит законодательству о труде молодежи (в частности, статья 16 областного Закона «О молодежной политике в Тюменской области», Закон «О квотировании рабочих мест в Тюменской области»), содержащему дополнительные гарантии по охране труда, обеспечению занятости молодежи, в том числе и временной занятости путем привлечения молодых безработных граждан к выполнению общественных работ, имеющих социально полезную направленность (благоустройство территории, восстановление памятников архитектуры, уход за престарелыми и т.д.). 
  2. При медицинском обслуживании. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно - оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно - курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно.
  3. В жилищной сфере. Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является вопрос обеспечения жилой площадью. Защита жилищных прав осуществляется в следующих направлениях: закрепление жилья, предоставление жилья и контроль за фактическим его использованием до наступления совершеннолетия выпускников, контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащих несовершеннолетним выпускникам.

Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также  дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном  учреждении или учреждении социального  обслуживания населения, а также  в учреждениях всех видов профессионального  образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных  Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих  наказание в виде лишения свободы. А лица, не имеющие закрепленного  жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее  занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм [8].

Требование законодательства о необходимости предварительного разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок в отношении  приватизированных жилых помещений, собственниками которых являются дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения  родителей, распространяется также  на жилые помещения, в которых  несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют  на это жилое помещение равные с собственником либо нанимателем  права. 
Рассмотрение всех вопросов, связанных с отчуждением жилой площади, заключением, а также изменением всевозможных договоров, косвенно или напрямую затрагивающих законные права и интересы несовершеннолетних, проживающих в семье либо лишенных родительского попечения и помещенных в государственные учреждения любых форм собственности на полное государственное обеспечение, а также выпускников данных учреждений, следует проводить коллегиально с учетом мнения законных представителей, самих несовершеннолетних на заседаниях комиссий (советов) по охране прав детей, а также других органов, на которые органами местного самоуправления возложены функции по опеке, попечительству в отношении несовершеннолетних.

В целях более эффективной  защиты жилищных прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения, вне зависимости от формы их устройства, их законные представители (опекуны, попечители, администрация соответствующего учреждения) в случае, когда несовершеннолетние остались проживать в жилом помещении  одни, обязаны в трехмесячный срок с момента устройства ребенка  оформить договор передачи жилого помещения  в собственность ребенка (приватизировать) и в случае длительного отсутствия там несовершеннолетнего принять  меры для его использования в  интересах ребенка.

Наличие закрепленной жилой  площади у выпускников детских  государственных учреждений, тем  не менее, не всегда решает жилищный вопрос, так как возврат в ранее  сохраненные за ними жилые помещения  не способствует их нормальной дальнейшей жизни. Зачастую происходит возврат  в асоциальную обстановку, к лицам  лишенных родительских прав, страдающим алкоголизмом, наркоманией, ведущим  аморальный образ жизни, психически больным, а также в жилые помещения, не отвечающие санитарным и техническим  требованиям. Кроме того, пользуясь  тем, что выпускники детских государственных  учреждений в первые годы выпуска  не адаптированы к условиям самостоятельной  жизни, а получаемая выпускником  заработная плата не дает возможности  оплачивать полностью расходы по содержанию жилого помещения, криминальные элементы, недобропорядочные лица путем  обмана, злоупотребления доверием сирот  добиваются совершения ими сделок по обмену, приватизации и последующему отчуждению занимаемых жилых помещений  или ухудшению их жилищных условий. Все это ведет к росту числа  лиц, утрачивающих постоянное место  жительства, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством и совершением правонарушений.

В решении данной проблемы хотелось бы обратить внимание на законодательство, которое принимает решения, борющиеся  с данной проблемой. Так, постановлением Правительства Москвы от 31 августа 1999 года № 797 было утверждено положение о порядке предоставления жилых помещений и дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В данном положении, во-первых, перечислены обстоятельства, наличие которых делает невозможным возвращение детей в сохраненное за ними жилое помещение и, следовательно, является основанием для предоставления им другого равноценного жилья, а именно, это следующие обстоятельства: предоставление жилого помещения иным лицам; проживание по любым основаниям в жилом помещении лиц, лишенных родительских прав, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями; несоответствие общей площади жилого помещения на одного проживающего социальной норме предоставления жилых помещений; ухудшение жилищных условий в помещениях и иные обстоятельства, препятствующие созданию нормальных стартовых жилищных условий или социальной адаптации в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при вступлении их в самостоятельную жизнь.

Во-вторых, предоставление жилых  помещений выпускникам детских [18] государственных учреждений оформляется первоначально договором безвозмездного пользования жилыми помещениями сроком на 5 лет, и только по истечении 5 лет он переоформляется в установленном порядке на договор социального найма. Таким образом, данный порядок предотвращает возможность утраты выпускником жилого помещения в течение первых пяти лет самостоятельной жизни.

Наряду с Федеральным  законом, устанавливающим дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, а также лиц из их числа, Указом Президента Российской Федерации  от 18 августа 1994 года № 1696 в рамках программы «Дети России» утверждена Федеральная целевая программа «Дети-сироты» (на 2006-2007 годы программа утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2005 года № 625), основными целями и задачами которой является предупреждение сиротства, своевременное выявление детей групп «социального риска», государственная поддержка и организация работы с проблемной семьей, создание условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечение условий и гарантий их адекватной интеграции в обществе, социальной и личностной самореализации.

Необходимо отметить, что  Федеральный закон предусматривает  разработку и реализацию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И в  большинстве регионов Российской Федерации  такие программы существуют.

Постановлением администрации  области от 4 декабря 1996 года № 86 была утверждена областная целевая программа «Защита детства» и ее подпрограмма «Дети-сироты». Осуществляя контроль за ее реализацией, областная Дума, отмечала в 1998, в 1999 годах невыполнение программы «Защита детства» в целом, прежде всего в части финансирования. В 2001 году программа «Дети-сироты» была профинансирована на 100% в размере 2 млн. руб. В текущем году на «Детей-сирот» в бюджете предусмотрено 5 млн. 100 тыс. руб. (2 млн. 200 тыс. – по разделу «Промышленность, энергетика и строительство», 2 млн. 900 тыс. – по разделу «Образование»).

Кроме того, в области  в настоящее время действует  программа строительства жилья  для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц  из их числа до 23 лет по югу Тюменской  области на 2001-2005 годы, утвержденная постановлением администрации области  от 28 декабря 2000 года № 318, в соответствии с которой за указанные периоды предполагалось построить и ввести в эксплуатацию 1263 квартиры. В задании по капитальному строительству на 2013 год на жилье детям-сиротам предусмотрено 24 млн. 633 тыс. руб.

Необходимо отметить, что  распоряжением Губернатора области  от 24 августа 2004 года № 592-р предусмотрена разработка областной целевой программы на 2010-2013 годы «Дети-сироты» для обеспечения комплексной защиты прав лиц данной категории. Программа должна предусматривать мероприятия: по предупреждению социального сиротства; создание условий для оказания комплексной (социальной, правовой, медицинской, психолого-педагогической) помощи и поддержки малоимущим семьям, например, в виде создания центров помощи семье; внедрение и развитие различных форм семейного устройства и воспитания детей-сирот (приемная, патронатная семья, семейно-воспитательная группа и др.); развитие системы государственных учреждений для детей-сирот, направленной на разукрупнение данных учреждений с целью создания воспитанникам условий проживания, приближенных к семейным; развитие системы социальных приютов, центров временного пребывания детей, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, а также центров постинтернатной адаптации и служб поддержки выпускников учреждений для детей-сирот; ведение регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также учет семей потенциальных усыновителей, воспитателей; создание условий для повышения квалификации психолого-педагогических кадров, социальных работников и другие мероприятия.

Кроме того, очень важным направлением работы, на мой взгляд, является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как  социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах  массовой информации, что отмечали и участники «круглого стола» о демографической ситуации в  области, который проводился 19 апреля 2002 года.

Информация о работе Социальное обслуживание детей сирот и детей,оставшихся без попечения родителей на территории Российской Федераций