Социальное обслуживание детей сирот и детей,оставшихся без попечения родителей на территории Российской Федераций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в том, что ныне действующие российские государственные институты, призванные заниматься решением социальных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работают преимущественно в пределах устаревших стандартов, ориентированных на распределительный подход. Корпоративные интересы государственной машины продолжают оставаться главенствующими. Поэтому государственные учреждения не ориентированы реально на содействие реализации прав и защиты интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а сконцентрированы на вопросах самовыживания, самооправдания своей деятельности суммой предпринимаемых усилий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I Социальная защита прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа: проблемы и пути их решений 8
1.1.Законодательство о социальной защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 8
1.2 Права детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 11
1.3. Основные направления реформирования законодательства РФ в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 19
ГЛАВА II Органы, содействующие защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения и их обязанности 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
Список используемой литературы 59

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 96.11 Кб (Скачать файл)

3) То, что формы устройства, детей оставшихся без попечения  родителей, в значительной степени  не соответствуют предъявляемым  к ним сегодня требованиям  - очевидно. Однако поиск новых  форм и методов устройства, а  также новых педагогических моделей,  в значительной мере сдерживается  благодаря жесткости правовых  конструкций, установленных Семейным  кодексом РФ. Действительно, Семейным  кодексом РФ, разработанным и  принятым относительно недавно,  наряду с традиционными формами  устройства детей, оставшихся  без попечения родителей (усыновление,  передача под опеку и устройство  в воспитательное учреждение), предусматривается  такая форма устройства, как передача  в приемную семью. Однако указанные  правовые конструкции не рассчитаны  на такие формы устройства, как  передача под патронатное воспитание, установление социального патроната  и устройство в негосударственный  детский дом.

Излишним является также  указание на то, что законодательство, регулирующее оказание помощи (выплату  пособий), также было разработано  в расчете на традиционные формы  устройства и не может быть применено (или может не применяться) к новым  формам устройства. Таким образом, необходимо внести соответствующие изменения  в Семейный кодекс РФ, которые бы обеспечивали большую гибкость применительно  к формам устройства детей, оставшихся без попечения родителей, четко  закрепляли бы ведущую роль органов  опеки и попечительства в вопросе  контроля за соблюдением прав и законных интересов таких детей, а также  в соответствующие федеральные  и региональные нормативные акты, регулирующие оказание финансовой и  иной помощи лицам, осуществляющим содержание и воспитание таких детей.

4) Следует также отметить  назревшую необходимость проведения  институциональной реформы государственных  органов, в компетенцию которых  входит осуществление защиты  прав детей, оставшихся без  попечения родителей, и регулирование  деятельности различных учреждений, осуществляющих воспитание и  содержание таких детей. Как  мы уже отмечали, первостепенную  роль в деле защиты прав  детей, оставшихся без родительского  попечения, должны играть органы  опеки и попечительства (органы  местного самоуправления), они должны  принимать те или иные решения  относительно обращения в суд,  назначения опекуна, устройства  ребенка в воспитательное учреждение  или передачу в приемную семью  или под патронатное воспитание. Однако все вышесказанное ни  в коей мере не означает, что  все иные государственные органы  могут устраниться от решения  указанных задач. Принципиальное  распределение сфер регулирования  между Министерством образования,  Министерством здравоохранения  и Министерством труда и социального  развития сложилось в значительной  степени исторически и не вызывает  особых возражений. Однако в системе  государственных учреждений все  еще присутствуют элементы своеобразного  местничества, когда министерства  предпочитают не координировать  свою политику, а единолично управлять  и контролировать подведомственные  им учреждения.

Таким образом, можно считать, что имеется настоятельная необходимость системной перестройки указанных ведомств для повышения эффективности их контрольных функций с тем, чтобы они соответствовали тому высокому уровню, который общество предъявляет к ним сегодня. Неадекватность контрольных функций российских ведомств, разработанных в рамках командно-административной системы и для ее нужд, сегодня очевидна, многочисленные скандалы, связанные со злоупотреблениями (и даже преступлениями) в отношении воспитанников, наглядно это продемонстрировали.

Необходимо разработать  и согласовать межведомственную систему контроля, когда-то или иное учреждение в процессе своей деятельности находится под согласованным  контролем нескольких ведомств, независимо от своей ведомственной принадлежности. Причем необходимо, чтобы контроль за функционированием таких учреждений не был чересчур обременяющим и в  то же время обеспечивал эффективное  предотвращение злоупотреблений (особенно, что касается целевого использования  бюджетных средств).

5) Несмотря на значительные  успехи в сфере реформирования  экономики, российскому обществу  предстоит пройти еще долгий  путь для построения гражданского  общества. Одной из «лакмусовых  бумажек», которая четко выявляет  отношение российской бюрократии  к идее построения гражданского  общества, является нежелание в  той или иной форме привлекать  к сотрудничеству общественные  организации и иные негосударственные  образования. Такое нежелание  конечно можно объяснить естественным  недоверием, которое сформировалось  у чиновников в первые годы  приватизации, когда псевдо-общественные  организации использовались для  весьма сомнительных операций, связанных  с передачей им государственной  собственности, предоставления налоговых  и иных льгот. Также, по мнению  чиновников, негосударственную организацию  очень сложно привлечь к ответственности  за нарушение ею взятых на себя обязательств. Среди прочих мотивов, которыми руководствуется государственный аппарат, крайне неохотно идущий на сотрудничество с негосударственными структурами в деле охраны общественных интересов, является нежелание чиновников (особенно некомпетентных) ни в малейшей мере ставить свою деятельность под контроль общества и неспособность организовать равноправное сотрудничество с негосударственным сектором (в отношениях, к которым неприменимы директивные методы управления).

Особенно четко указанная  тенденция прослеживается применительно  к попыткам интеграции негосударственных  воспитательных учреждений в общую  систему учреждений, осуществляющих содержание и воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, или  детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации.

Так, несмотря на то, что Федеральным  законом «Об основах социального  обслуживания населения в РФ»  прямо предусмотрено создание «социальных  служб иных (кроме государственной  и муниципальной) форм собственности», Министерство труда и социального  развития РФ воздерживается от разработки и принятия подзаконных актов, которыми бы устанавливался порядок получения  лицензий на осуществление соответствующей  деятельности (учреждения государственного сектора освобождены от обязательного  лицензирования).

Министерство образования, которому в силу исторически сложившихся  условий принадлежала ведущая роль в регулировании деятельности детских  домов (которые, как правило, одновременно выступали и как образовательные  учреждения), приняло «Положение о  порядке лицензирования образовательных  учреждений», которым предусматривается  возможность предоставления лицензии для осуществления «образовательной деятельности» негосударственным  учреждениям. Однако все нормативные  акты этого ведомства разрабатываются  в расчете на учреждение, в первую очередь предоставляющее услуги по образованию, и не учитывают специфику  немногочисленных негосударственных  детских домов, для которых реализация образовательных программ зачастую является непозволительной роскошью. Что делает положение негосударственных  учреждений очень непрочным, они  в любой момент могут быть лишены лицензии на осуществление соответствующей  деятельности.

Следует также указать  на то, что непрочность правового  положения негосударственных воспитательных учреждений приводит к тому, что  очень часто они становятся жертвами чиновничьего произвола, который в  основном выражается в той или  иной форме нарушения имущественных  прав таких учреждений (например, заключение государственным органом договора об аренде объекта недвижимости с  условием проведения ремонта этого  объекта за счет арендатора с последующим  расторжением договора аренды по завершении ремонта).

6) Отдельного упоминания  заслуживает существующий в законодательстве (Семейном кодексе) пробел относительно  правовых оснований передачи  органами опеки и попечительства  детей в негосударственное воспитательное  учреждение. Сформировавшаяся за  предыдущий период система предполагала  устройство органом опеки и  попечительства ребенка, оставшегося  без попечения родителей, в  государственное воспитательное  учреждение, руководителю которого  передавались также все права  и обязанности, связанные с  защитой его прав (соответственно, и ответственность). Как уже было указано, сложившаяся ситуация требует:

а) предоставления органам  опеки и попечительства дополнительных полномочий, связанных с защитой  прав и интересов ребенка, осуществления  контроля за его содержанием и  воспитанием и т.п.;

б) осуществления контроля за соблюдением прав и законных интересов  ребенка на мониторинговой (постоянной) основе;

в) законодательного урегулирования проблем, связанных с созданием  правовой основы «делегирования» отдельных  прав и полномочий, связанных с  защитой прав и интересов ребенка, воспитательному учреждению (как  государственному, так и негосударственному) либо физическому лицу, осуществляющему  функции патронатного воспитателя (приемного родителя или иного  лица, в зависимости от формы устройства).

7) К сожалению, успешно  справившись с задачей искоренения  всех и всяческих необоснованных  налоговых льгот, законодатель  в ряде случаев отказался от налогового стимулирования тех или иных видов общественно-полезной деятельности, а в иных случаях из-за недостатков юридической техники крайне неудачно сформулировал свою позицию в указанном плане. Также поиск новых форм и моделей устройства детей и связанные с ним вопросы финансового обеспечения воспитанников, выплаты пособий и оплаты труда воспитателей ставят на повестку дня новые вопросы концептуального плана относительно налогообложения указанных выплат, определения их адресатов, обеспечения необходимых стимулов. К сожалению, налоговое законодательство РФ пока не в состоянии соответствовать достаточно высоким требованиям, которые предъявляются к нему в процессе поиска оптимальных моделей содержания и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II Органы, содействующие защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения и их обязанности

 

Комиссии по делам  несовершеннолетних и защите их прав

1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые органами местного самоуправления, в пределах своей компетенции обеспечивают:

1) осуществление мер по  защите и восстановлению прав  и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин  и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и  антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) организацию контроля  за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а  также за обращением с несовершеннолетними  в учреждениях системы профилактики  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних;

3) осуществление мер, предусмотренных  законодательством Российской Федерации  и законодательством субъектов  Российской Федерации, по координации  деятельности органов и учреждений  системы профилактики безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних;

5) рассмотрение представлений  органа управления образовательного  учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего  образования, из образовательного  учреждения и по другим вопросам  их обучения в случаях, предусмотренных  Законом Российской Федерации  «Об образовании»;

6) оказание помощи в  трудовом и бытовом устройстве  несовершеннолетних, освобожденных  из учреждений уголовно-исполнительной  системы либо вернувшихся из  специальных учебно-воспитательных  учреждений, содействие в определении  форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства,  а также осуществление иных  функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации [6].

Органы управления социальной защитой населения и  учреждения социального обслуживания

1. Органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции:

1) осуществляют меры по  профилактике безнадзорности несовершеннолетних  и организуют индивидуальную  профилактическую работу в отношении  безнадзорных и беспризорных  несовершеннолетних, их родителей  или законных представителей, не  исполняющих своих обязанностей  по воспитанию, содержанию несовершеннолетних  и (или) отрицательно влияющих  на их поведение либо жестоко  обращающихся с ними;

2) контролируют деятельность  специализированных учреждений  для несовершеннолетних, нуждающихся  в социальной реабилитации, иных  учреждений и служб, предоставляющих  социальные услуги несовершеннолетним  и их семьям, а также осуществляют  меры по развитию сети указанных  учреждений;

3) внедряют в деятельность  учреждений и служб, предоставляющих  социальные услуги несовершеннолетним  и их семьям, современные методики  и технологии социальной реабилитации.

2. Учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

Информация о работе Социальное обслуживание детей сирот и детей,оставшихся без попечения родителей на территории Российской Федераций