Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2014 в 17:58, курсовая работа
Цель исследования – изучение особенностей налогов и налоговой политики.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:
- раскрыть сущность, принципы, направления налогообложения; на основе анализа макроэкономических концепций выявить возможности налогового регулирования;
- вывести методику исчисления  налоговой нагрузки, применимую  для расчета уровня налогового  бремени в различных отраслях;
- проанализировать систему  налогообложения и провести сравнение  уровня налоговой нагрузки в  отраслях, дающих наибольший вклад  в инфляцию и социальную дифференциацию;
Введение
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Понятие, сущность, категории, роль налогов…………………………….5
Понятие, сущность, содержание, принципы, цели, задачи, направления налоговой политики………………………………………………………………8
Общие теории налогов
1.2.1. Налоговые теории XVII - XIX вв……...…………………………………14
1.2.2. Классическая школа………………...…………………………………….16
1.2.3. Научная концепция  налогообложения XX в. Кейсианство и неоклассицизм…………………………………………………………………...20
1.2.4. Частные теории налогов…….……………………………………………27
1.3. Особенности  и проблемы налоговой политики  зарубежных стран...30
2. ИССЛЕДОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Анализ величины налоговой  нагрузки в российской экономике………..35
2.2. Оценка налогообложения  и налоговой политики Российской  Федерации………………………………………………………………………..39
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ НАЛОГООЛОЖЕНИЯ
3.1. Государственная политика  в области налогообложения…………………45
3.2. Цели и задачи проекта  совершенствования государственного  регулирования налогообложения  в Российской Федерации………………….46
3.3. Перспективы развития  регулирования налогообложения………………..47
3.4. Предложения по совершенствованию  государственного регулирования  налогообложения в Российской  Федерации…………………………………...49
Заключение……………………………………………………………………...52
Список литературы………………
Таблица №3 - Налоговые доходы в странах Организации экономического сотрудничества и развития в 1965 - 2009 гг, % ВВП
Страна  | 
  Совокупная доля налогов в затратах на оплату труда  | 
  Налог на доходы физических лиц  | 
  Взносы на социальное страхование  | |
Уплачиваемые работником  | 
  Уплачиваемые работодателем  | |||
Австралия  | 
  26,7  | 
  20,7  | 
  0,0  | 
  6,0  | 
Австрия  | 
  47,9  | 
  11,4  | 
  14,0  | 
  22,6  | 
Бельгия  | 
  55,2  | 
  21,1  | 
  10,7  | 
  23,3  | 
Великобритания  | 
  32,5  | 
  14,6  | 
  8,3  | 
  9,6  | 
Венгрия  | 
  53,4  | 
  15,9  | 
  12,8  | 
  24,6  | 
Греция  | 
  41,5  | 
  7,1  | 
  12,5  | 
  21,9  | 
Дания  | 
  39,4  | 
  29,1  | 
  10,3  | 
  0,0  | 
Ирландия  | 
  28,6  | 
  12,9  | 
  6,0  | 
  9,7  | 
Исландия  | 
  28,3  | 
  22,3  | 
  0,2  | 
  5,8  | 
Испания  | 
  38,2  | 
  10,3  | 
  4,9  | 
  23,0  | 
Италия  | 
  46,5  | 
  15,0  | 
  7,2  | 
  24,3  | 
Канада  | 
  30,8  | 
  13,9  | 
  6,5  | 
  10,3  | 
Корея  | 
  19,7  | 
  3,8  | 
  6,9  | 
  8,9  | 
Люксембург  | 
  34,0  | 
  12,7  | 
  10,9  | 
  10,3  | 
Мексика  | 
  15,3  | 
  3,5  | 
  1,2  | 
  10,5  | 
Нидерланды  | 
  38,0  | 
  15,1  | 
  13,8  | 
  9,1  | 
Новая Зеландия  | 
  18,4  | 
  18,4  | 
  0,0  | 
  0,0  | 
Норвегия  | 
  37,4  | 
  19,1  | 
  6,9  | 
  11,3  | 
Польша  | 
  34,0  | 
  5,6  | 
  15,5  | 
  12,9  | 
Португалия  | 
  37,2  | 
  9,1  | 
  8,9  | 
  19,2  | 
Словакия  | 
  37,6  | 
  6,3  | 
  10,6  | 
  20,8  | 
США  | 
  29,4  | 
  13,4  | 
  7,0  | 
  9,0  | 
Турция  | 
  37,5  | 
  10,5  | 
  12,9  | 
  14,2  | 
Финляндия  | 
  42,4  | 
  18,6  | 
  5,1  | 
  18,7  | 
Франция  | 
  49,2  | 
  9,9  | 
  9,6  | 
  29,7  | 
ФРГ  | 
  50,9  | 
  17,3  | 
  17,3  | 
  16,3  | 
Чехия  | 
  41,9  | 
  8,3  | 
  8,2  | 
  25,4  | 
Швейцария  | 
  29,3  | 
  9,4  | 
  10,0  | 
  10,0  | 
Швеция  | 
  43,2  | 
  13,9  | 
  5,3  | 
  23,9  | 
Япония  | 
  29,2  | 
  7,0  | 
  10,8  | 
  11,4  | 
Российская Федерация в 2011 году  | 
  35,1  | 
  9,7  | 
  0,0  | 
  25,4  | 
Таблица №4 - Доля налогов и обязательных платежей в совокупных затратах работодателя на оплату труда в странах ОЭСР в 2009 году
(% от совокупных затрат работодателя в размере среднего уровня оплаты труда работника, не пользующегося специальными льготами)
2.2. Оценка налогообложения и налоговой политики Российской Федерации.
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-ноябре 2013г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 10210,4 млрд.рублей, что на 3,0% больше, чем в соответствующем периоде предыдущего года [18].
Январь-ноябрь 2013г.  | 
  
   
 В % к январю-ноябрю 2012г.  | |||||
консоли-дирован-ный бюджет  | 
  в том числе  | 
  консоли-дирован-ный бюджет  | 
  в том числе  | |||
феде-ральный бюджет  | 
  консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации  | 
  феде-ральный бюджет  | 
  консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации  | |||
Всего  | 
  10210,4  | 
  4843,1  | 
  5367,3  | 
  103,0  | 
  104,1  | 
  102,1  | 
из них: налог на прибыль организаций  | 
  1899,7  | 
  325,0  | 
  1574,7  | 
  86,9  | 
  94,9  | 
  85,4  | 
налог на доходы физических лиц  | 
  2139,4  | 
  -  | 
  2139,4  | 
  110,3  | 
  -  | 
  110,3  | 
налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги)  | 
  1749,7  | 
  1749,7  | 
  -  | 
  100,2  | 
  100,2  | 
  -  | 
из него налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации  | 
  1650,8  | 
  1650,8  | 
  -  | 
  99,9  | 
  99,9  | 
  -  | 
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации  | 
  863,3  | 
  415,9  | 
  447,3  | 
  121,3  | 
  135,0  | 
  110,9  | 
налоги на имущество  | 
  869,6  | 
  -  | 
  869,6  | 
  114,6  | 
  -  | 
  114,6  | 
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами  | 
  2372,9  | 
  2333,2  | 
  39,7  | 
  104,1  | 
  104,1  | 
  104,8  | 
из них налог на добычу полезных ископаемых  | 
  2352,5  | 
  2315,2  | 
  37,3  | 
  104,3  | 
  104,2  | 
  105,5  | 
Таблица №5 - Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам (млрд.рублей)
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-ноябре 2013г. обеспечили поступления налога на добычу полезных ископаемых - 23,0%, налога на доходы физических лиц - 21,0%, налога на прибыль организаций - 18,6%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) - 17,1% [20].
В январе-ноябре 2013г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов на сумму 9015,1 млрд.рублей (88,3% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 701,5 млрд.рублей (6,9%), местных - 168,5 млрд.рублей (1,7%), налогов со специальным налоговым режимом - 321,4 млрд.рублей (3,1%).
Январь-ноябрь 2013г.  | 
  Справочно январь-ноябрь 2012г.  | |||||||
консолидированный бюджет  | 
  В том числе  | 
  консолидированный бюджет  | 
  В том числе  | |||||
млрд. рублей  | 
  в % к итогу  | 
  феде-ральный бюджет  | 
  консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации  | 
  млрд. рублей  | 
  в % к итогу  | 
  феде-ральный бюджет  | 
  консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации  | |
Всего  | 
  1899,7  | 
  100  | 
  325,0  | 
  1574,7  | 
  2186,5  | 
  100  | 
  342,6  | 
  1843,9  | 
из него: зачисляемый в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам  | 
  1743,1  | 
  91,8  | 
  185,4  | 
  1557,6  | 
  2049,0  | 
  93,7  | 
  208,0  | 
  1841,0  | 
с доходов, полученных в виде дивидендов  | 
  103,4  | 
  5,4  | 
  103,4  | 
  -  | 
  105,1  | 
  4,8  | 
  105,1  | 
  -  | 
с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам  | 
  23,3  | 
  1,2  | 
  23,3  | 
  -  | 
  23,2  | 
  1,1  | 
  23,2  | 
  -  | 
Таблица № 6 - Поступление налога на прибыль организаций (млрд.рублей)
Январь-ноябрь 2013г.  | 
  Справочно январь-ноябрь 2012г.  | |||
млрд. рублей  | 
  в % к итогу  | 
  млрд. рублей  | 
  
   
 в % к итогу  | |
Всего  | 
  2139,4  | 
  100  | 
  1939,3  | 
  100  | 
из них: с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации  | 
  2067,5  | 
  96,6  | 
  1864,1  | 
  96,1  | 
с доходов, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации  | 
  13,0  | 
  0,6  | 
  12,8  | 
  0,7  | 
с доходов, полученных физическими лицами, являющимися иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании патента в соответствии со статьей 227.1 Налогового кодекса Российской Федерации  | 
  7,6  | 
  0,4  | 
  6,2  | 
  0,3  | 
Таблица № 7 - Поступление налога на доходы физических лиц
Январь-ноябрь 2013г.  | 
  Справочно январь-ноябрь 2012г.  | |||||||
консолидированный бюджет  | 
  в том числе  | 
  консолидированный бюджет  | 
  в том числе  | |||||
млрд. рублей  | 
  в % к итогу  | 
  федераль-ный бюджет  | 
  консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации  | 
  млрд. рублей  | 
  в % к итогу  | 
  федераль-ный бюджет  | 
  консолиди- рованные бюджеты субъектов Российской Федерации  | |
| 
   
 Всего  | 
  863,3  | 
  100  | 
  415,9  | 
  447,3  | 
  711,5  | 
  100  | 
  308,1  | 
  403,4  | 
из них на: табачную продукцию  | 
  227,7  | 
  26,4  | 
  227,7  | 
  -  | 
  165,2  | 
  23,2  | 
  165,2  | 
  -  | 
| 
   
 автомобильный бензин  | 
  206,3  | 
  23,9  | 
  57,8  | 
  148,6  | 
  200,6  | 
  28,2  | 
  46,1  | 
  154,5  | 
легковые автомобили и мотоциклы  | 
  13,7  | 
  1,6  | 
  13,7  | 
  -  | 
  11,4  | 
  1,6  | 
  11,4  | 
  -  | 
дизельное топливо  | 
  159,3  | 
  18,5  | 
  44,6  | 
  114,7  | 
  117,0  | 
  16,4  | 
  26,9  | 
  90,1  | 
моторное масло для дизельных и/или карбюраторных (инжекторных) двигателей  | 
  2,8  | 
  0,3  | 
  0,8  | 
  2,0  | 
  2,5  | 
  0,4  | 
  0,6  | 
  1,9  | 
пиво  | 
  115,1  | 
  13,3  | 
  -  | 
  115,1  | 
  101,9  | 
  14,3  | 
  -  | 
  101,9  | 
алкогольную продукцию (за исключением пива)  | 
  125,4  | 
  14,5  | 
  68,4  | 
  57,0  | 
  101,9  | 
  14,3  | 
  55,3  | 
  46,6  | 
Таблица № 8 - Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации
Январь-ноябрь 2013г.  | 
  Справочно январь-ноябрь 2012г.  | |||||
консолиди- рованный бюджет  | 
  в том числе  | 
  консолиди- рованный бюджет  | 
  в том числе  | |||
федеральный бюджет  | 
  консолиди- рованные бюджеты субъектов Российской Федерации  | 
  федеральный бюджет  | 
  консолиди- рованные бюджеты субъектов Российской Федерации  | |||
Всего  | 
  2352,5  | 
  2315,2  | 
  37,3  | 
  2256,5  | 
  2221,2  | 
  35,4  | 
из него: нефть  | 
  2001,8  | 
  2001,8  | 
  -  | 
  1961,4  | 
  1961,4  | 
  -  | 
газ горючий природный  | 
  282,5  | 
  282,5  | 
  -  | 
  232,0  | 
  232,0  | 
  -  | 
газовый конденсат  | 
  11,8  | 
  11,8  | 
  -  | 
  8,9  | 
  8,9  | 
  -  | 
Таблица № 9 - Поступление налога на добычу полезных ископаемых (млрд.рублей)
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 декабря 2013г. составила 811,1 млрд.рублей. По сравнению с 1 января 2013г. она увеличилась на 11,4%, в том числе по акцизам в целом - на 58,3%, налогу на добавленную стоимость - на 7,4%, налогу на добычу полезных ископаемых - на 3,2%, налогу на прибыль организаций - на 0,9%.
Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 декабря 2013г. составила 338,6 млрд.рублей и увеличилась по сравнению с 1 января 2013г. на 6,0% [18].
Задолженность  | 
  Из нее  | |||||
млрд. рублей  | 
  в % к итогу  | 
  недоимка  | 
  урегулированная задолженность  | |||
млрд. рублей  | 
  в % к итогу  | 
  млрд. рублей  | 
  в % к итогу  | |||
Всего  | 
  811,1  | 
  100  | 
  403,0  | 
  100  | 
  401,7  | 
  100  | 
в том числе: по федеральным налогам и сборам  | 
  642,3  | 
  79,2  | 
  273,0  | 
  67,7  | 
  364,4  | 
  90,7  | 
в том числе: налог на прибыль организаций  | 
  176,5  | 
  21,8  | 
  69,3  | 
  17,2  | 
  106,5  | 
  26,5  | 
налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги)  | 
  343,4  | 
  42,3  | 
  163,0  | 
  40,4  | 
  178,2  | 
  44,4  | 
из него налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации  | 
  342,5  | 
  42,2  | 
  162,4  | 
  40,3  | 
  177,9  | 
  44,3  | 
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами  | 
  4,9  | 
  0,6  | 
  2,4  | 
  0,6  | 
  2,5  | 
  0,6  | 
из них налог на добычу полезных ископаемых  | 
  3,9  | 
  0,5  | 
  2,0  | 
  0,5  | 
  1,9  | 
  0,5  | 
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации  | 
  70,8  | 
  8,7  | 
  13,0  | 
  3,2  | 
  56,2  | 
  14,0  | 
из них на алкогольную продукцию (за исключением пива)  | 
  68,8  | 
  8,5  | 
  12,1  | 
  3,0  | 
  55,2  | 
  13,7  | 
остальные федеральные налоги и сборы  | 
  46,8  | 
  5,8  | 
  25,4  | 
  6,3  | 
  21,0  | 
  5,2  | 
по региональным налогам и сборам  | 
  101,3  | 
  12,5  | 
  80,1  | 
  19,9  | 
  20,2  | 
  5,0  | 
по местным налогам и сборам  | 
  43,8  | 
  5,4  | 
  34,6  | 
  8,6  | 
  8,8  | 
  2,2  | 
по налогам со специальным налоговым режимом  | 
  23,8  | 
  2,9  | 
  15,3  | 
  3,8  | 
  8,4  | 
  2,1  | 
Без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций  | ||||||