Предложения по совершенствованию государственного регулирования налогообложения в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2014 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение особенностей налогов и налоговой политики.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:
- раскрыть сущность, принципы, направления налогообложения; на основе анализа макроэкономических концепций выявить возможности налогового регулирования;
- вывести методику исчисления налоговой нагрузки, применимую для расчета уровня налогового бремени в различных отраслях;
- проанализировать систему налогообложения и провести сравнение уровня налоговой нагрузки в отраслях, дающих наибольший вклад в инфляцию и социальную дифференциацию;

Содержание работы

Введение
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Понятие, сущность, категории, роль налогов…………………………….5
Понятие, сущность, содержание, принципы, цели, задачи, направления налоговой политики………………………………………………………………8
Общие теории налогов
1.2.1. Налоговые теории XVII - XIX вв……...…………………………………14
1.2.2. Классическая школа………………...…………………………………….16
1.2.3. Научная концепция налогообложения XX в. Кейсианство и неоклассицизм…………………………………………………………………...20
1.2.4. Частные теории налогов…….……………………………………………27
1.3. Особенности и проблемы налоговой политики зарубежных стран...30
2. ИССЛЕДОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Анализ величины налоговой нагрузки в российской экономике………..35
2.2. Оценка налогообложения и налоговой политики Российской Федерации………………………………………………………………………..39
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ НАЛОГООЛОЖЕНИЯ
3.1. Государственная политика в области налогообложения…………………45
3.2. Цели и задачи проекта совершенствования государственного регулирования налогообложения в Российской Федерации………………….46
3.3. Перспективы развития регулирования налогообложения………………..47
3.4. Предложения по совершенствованию государственного регулирования налогообложения в Российской Федерации…………………………………...49
Заключение……………………………………………………………………...52
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 132.23 Кб (Скачать файл)

 

Таблица № 10 - Задолженность по налоговым платежам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 декабря 2013 года

 

Недоимка по налоговым платежам на 1 декабря 2013г. составила 403,0 млрд.рублей (49,7% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2013г. она увеличилась на 16,4%, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых - на 18,0%, налогу на добавленную стоимость - на 14,2%, налогу на прибыль организаций - на 13,2%. Уменьшилась недоимка по акцизам в целом на 12,9%.

Урегулированная задолженность на 1 декабря 2013г. составила 401,7 млрд.рублей (49,5% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2013г. она увеличилась на 6,7%. Основная часть урегулированной задолженности приходится на задолженность, приостановленную к взысканию в связи с введением процедур банкротства - 221,7 млрд.рублей (55,2%) и задолженность, взыскиваемую судебными приставами - 129,3 млрд.рублей (32,2%).

Задолженность по единому социальному налогу на 1 декабря 2013г. по сравнению с 1 января 2013г. сократилась на 28,7% и составила 24,7 млрд.рублей; задолженность по уплате пеней и налоговых санкций сократилась на 22,1% и составила 16,1 млрд.рублей.

Задолженность по платежам в государственные внебюджетные фонды на 1 декабря 2013г. по сравнению с 1 января 2013г. сократилась на 34,5% и составила 5,3 млрд.рублей; задолженность по уплате пеней и налоговых санкций сократилась на 37,0% и составила 12,7 млрд.рублей [18].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Государственная  политика, цели, задачи, перспективы, предложения  в области налогообложения.

3.1. Государственная политика в области налогообложения

Главными задачами государственного управления в области налоговой политики являются:

- прогнозирование объемов налоговых поступлений на основе прогнозных расчетов роста

- совершенствование и разработка новых концепций налогообложения и налоговой системы в целом;

- разработка правовых основ налогообложения;

- обеспечение условий функционирования конкретного налогового механизма;

- составление налоговых обоснований для обеспечения протекционистской политики в области внешнеэкономической деятельности;

- создание системы учета и контроля за сбором налогов.

В настоящее время совершенствование налоговой политики - это наиболее сложная область деятельности государства. Однако именно она способна сегодня оказать самое существенное воздействие на экономическое развитие России. До сих пор преобладающей функцией налоговой системы России является фискальная функция и совершенно неразвита регулирующая функция. Сама налоговая политика осуществляется непоследовательно, сочетает высокое налоговое бремя и огромное число налоговых льгот.                                   Структура налоговых доходов совершенно не увязана с ролью того или иного сектора в современной российской экономике. Так, удельный вес рынка финансовых услуг в производстве валового национального продукта превышает 20%, а в налоговых поступлениях его доля составляет всего 5%. Косвенные налоги у нас значительно превышают прямые. Нестабильной является и сама проводимая государством налоговая политика, когда условия налогообложения могут меняться несколько раз в год. В целом действующая сегодня налоговая политика в России не способна преодолеть спад производства. Она слабо увязана также с решением социальных задач и привлечением инвестиций в экономику [17].

Поэтому перед органами государственной власти стоят сегодня сложные задачи по пересмотру основ налогообложения. Необходимо создать такую налоговую систему, которая бы в наибольшей степени стимулировала инвестиции и экономический рост, способствовала структурно-технологическому совершенствованию производства, сбалансированию экономических интересов.

3.2. Цели и задачи  проекта совершенствования государственного  регулирования налогообложения  в РФ

Четкая нацеленность на сохранение профицита в краткосрочной перспективе заставляет государственные органы проводить долгосрочные налоговые преобразования с учетом отслеживания краткосрочных последствий. В результате практически все последние изменения в налоговой сфере имели в первую очередь не стимулирующую, а фискальную роль.

Любое изменение действующего порядка налогообложения сопровождалось утверждением дополнительных мер, которые были призваны полностью компенсировать возможные потери бюджета от вводимых реформ. Утверждение плоской шкалы подоходного налога фактически стало причиной роста минимальной ставки, и реально эффективная база этого налога и по сей день составляет менее половины фактических доходов. Снижение налога на прибыль сопровождалось отменой инвестиционных льгот, позволявших заметно сокращать эффективную ставку налога. В результате налоговых преобразований, которые были ориентированы в первую очередь на краткосрочный результат, вопреки многочисленным заявлениям официальных лиц, стало не снижение налоговой нагрузки, а, наоборот, ее рост (в особенности для предприятий производственной сферы).

От налоговой реформы менее всего получили выгоду муниципальные бюджеты. Сокращение налоговой нагрузки на уровне федерального бюджета было компенсировано увеличением налоговых поступлений от увеличения налоговой базы. На местах же это увеличение было не столь заметно. К тому же борьба с оборотными налогами ударила в большей мере именно по нижнему бюджетному «этажу».

Из всего вышесказанного можно вывести цель проекта - решение основных проблем налогообложения путем внесения изменений в Налоговый кодекс РФ, корректировке правовой базы специальных налоговых режимов и процедуры взимания налогов [21].

Задачами проекта совершенствования государственного регулирования налогообложения в РФ является:

- изменение Налогового кодекса РФ по основным видам налогов

- корректировка правовой базы специальных налоговых режимов

- предложение изменения процедуры взимания налогов

3.3. Перспективы  развития регулирования налогообложения

Основные направления дальнейшего развития налоговой политики и налогообложения Российской Федерации в 2014г. утверждались Правительством РФ и в перспективе приоритеты в области налоговой политики России остаются неизменными - создание эффективной сбалансированной, бюджетной и налоговой системы, отказ от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени.

Речь идет о следующих стратегических целях:

- сохранение стабильного и неизменного уровня номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы.

- унификация налоговых ставок, повышение нейтральности и эффективности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, оптимизации используемых налоговых льгот и интеграции, освобождений российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

Ввод в действие к настоящему времени основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налогообложения. Вместе с тем эффективность функционирования российской налоговой далека от желаемой. Однако проблемы с внедрением в Российской Федерации инструментов налоговой политики, успешно функционирующих во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики [17].

Частично подобные проблемы могут быть решены при помощи адаптации широко применяемых инструментов налоговой политики к современным условиям российской экономики. Примером этого является успешное применение в России плоской ставки налога на доходы физических лиц. Вместе с тем, во многих ситуациях неэффективность регулирования налогообложения связана с неполной эффективностью системы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах, органов государственной власти, судебной системы и управления в целом. В среднесрочной перспективе предполагается принимать поступательные шаги по исправлению указанных недостатков налоговой системы. Но главным условием результативности данных мер будет их тесная координация с социально-экономическими преобразованиями в других областях.

- равномерное распределение налоговой нагрузки по отраслям. Нужно для минимизации искажающего влияния налогов на соотношение развития различных секторов экономики, для сохранения максимально экономически обоснованного поведения граждан и предприятий.

- налоги регионов и местные налоги должны быть такого характера, чтобы налогообложение было отчетливо привязано к соответствующей территорией. Свобода установления ставок по этим налогам разрешит создать конкуренцию между территориями и будет положительно влиять на минимизацию ставок.

- минимизация неоправданного вмешательства налоговых органов в их деятельность и накладных расходов субъектов хозяйственной деятельности на уплату налогов. В настоящее время сбор налогов наносит значительный ущерб хозяйственной деятельности не только за счет изымания самих налогов, но и тем, что делает для предприятий колоссальные дополнительные издержки на создание сложной отчетности и ведение ориентированного на сбор налогов сложного бухгалтерского учета. Особо тяжелой, в действительности невыносимой это делает позицию для мелкого предпринимателя, как в силу увеличения финансовой нагрузки, так и в силу недостаточной его бухгалтерской и юридической квалификации. Предприятия с двумя - тремя сотрудниками в настоящее время могут существовать практически только на нелегальном положении. Но и крупнейшие организации несут не равнозначные расходы.

- обеспечение равномерной и высокой собираемости налогов и минимизация затрат на их сбор.

- создание условий, которые препятствуют росту налоговой нагрузки в будущем.

3.4. Предложения  совершенствования государственного  регулирования налогообложения  в РФ

Можно выделить следующие основные предложения по совершенствованию налоговой системы РФ:

Облегчение налогового бремени для добросовестного налогоплательщика без ущерба для бюджета в целом может быть достигнуто за счет отмены целого ряда льгот (эта тенденция уже прослеживается в Налоговом кодексе РФ). Количество льгот по различным видам налогов в действующем российском законодательстве велико. Часто льготы получаются в результате лоббирования интересов отдельных хозяйственных группировок и нередко отмечается фиктивное применение льгот.

Сокращение налоговой нагрузки на уровне федерального бюджета было компенсировано ростом налоговых поступлений от увеличения налоговой базы. На местном уровне это увеличение было не столь заметно

-упрощение налоговой  системы

Установления исчерпывающего перечня налогов и сборов при сокращении их общего числа и максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов.

- совершенствование работы налоговых органов.

- необходимо осуществлять постоянный контроль качества работы соответствующих органов, а также осуществлять проверку компетентности их работников.

- введение прогрессивной шкалы подоходного налога.

Во всем мире лица с более высокими доходами платят в бюджет более весомые налоги, а малообеспеченные слои населения от них освобождаются. С отменой прогрессивной шкалы подоходного налога оказался нарушен один из важнейших принципов налогообложения - его справедливость.

Повышены социальные взносы от фонда оплаты труда. Велика опасность, что эта мера нанесет удар по планам развития несырьевой экономики и ничего не даст бюджету. Если отменить данную льготу, то только в виде социальных взносов бюджет получит дополнительно более двух миллиардов рублей.

- работа по снижению задолженности по налогам и сборам.

В РФ серьезной проблемой стало уклонение от уплаты налогов, распространение различных схем обхода налоговых законов. Основной задачей остается эффективный выбор объектов налогового аудита и повышение качества проводимых документальных проверок, просветительская работа по повышению налоговой дисциплины и ответственности налогоплательщиков. Поэтому перед налоговыми органами стоит задача не просто выявлять факты сокрытия доходов и ухода от налогообложения, но и совершенствовать нормативно-правовую базу, оперативное перекрытие возможных каналов возникновения налоговых нарушений.

- повысить налогообложения дивидендов акционеров крупных компаний.

- упростить методику расчета для российских предприятий, не имеющих льгот по НДС.

При расчете НДС за налоговую базу следует принимать не реализацию продукции, как это предписано сегодня Налоговым кодексом, а входящую в нее добавленную стоимость, которая включает в себя фонд оплаты труда, прибыль, амортизацию и налоги и легко может быть определена по данным бухгалтерского учета: 1) необходимо снизить или отменить налоги на производителей товаров широкого потребления и на малые обрабатывающие и инновационные предприятия, которые сегодня неконкурентоспособны на рынке труда внутри страны 2) необходимо упростить налоговую отчетность.

Сегодня общий объем деклараций, сдаваемых в налоговую инспекцию, составляет от 50 до 80 страниц. На каждой из этих страниц возможны ошибки с последствиями вплоть до уголовных.

- развитие международного сотрудничества по вопросам налоговой политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений.

Информация о работе Предложения по совершенствованию государственного регулирования налогообложения в Российской Федерации