Предложения по совершенствованию государственного регулирования налогообложения в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2014 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение особенностей налогов и налоговой политики.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:
- раскрыть сущность, принципы, направления налогообложения; на основе анализа макроэкономических концепций выявить возможности налогового регулирования;
- вывести методику исчисления налоговой нагрузки, применимую для расчета уровня налогового бремени в различных отраслях;
- проанализировать систему налогообложения и провести сравнение уровня налоговой нагрузки в отраслях, дающих наибольший вклад в инфляцию и социальную дифференциацию;

Содержание работы

Введение
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Понятие, сущность, категории, роль налогов…………………………….5
Понятие, сущность, содержание, принципы, цели, задачи, направления налоговой политики………………………………………………………………8
Общие теории налогов
1.2.1. Налоговые теории XVII - XIX вв……...…………………………………14
1.2.2. Классическая школа………………...…………………………………….16
1.2.3. Научная концепция налогообложения XX в. Кейсианство и неоклассицизм…………………………………………………………………...20
1.2.4. Частные теории налогов…….……………………………………………27
1.3. Особенности и проблемы налоговой политики зарубежных стран...30
2. ИССЛЕДОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Анализ величины налоговой нагрузки в российской экономике………..35
2.2. Оценка налогообложения и налоговой политики Российской Федерации………………………………………………………………………..39
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ НАЛОГООЛОЖЕНИЯ
3.1. Государственная политика в области налогообложения…………………45
3.2. Цели и задачи проекта совершенствования государственного регулирования налогообложения в Российской Федерации………………….46
3.3. Перспективы развития регулирования налогообложения………………..47
3.4. Предложения по совершенствованию государственного регулирования налогообложения в Российской Федерации…………………………………...49
Заключение……………………………………………………………………...52
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 132.23 Кб (Скачать файл)

[14;с.83]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

  1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
    1. Понятие, сущность, категории, роль налогов…………………………….5
      1. Понятие, сущность, содержание, принципы, цели, задачи, направления налоговой политики………………………………………………………………8
    2. Общие теории налогов

1.2.1. Налоговые теории XVII - XIX вв……...…………………………………14

1.2.2. Классическая школа………………...…………………………………….16

1.2.3. Научная концепция  налогообложения XX в. Кейсианство и неоклассицизм…………………………………………………………………...20

1.2.4. Частные теории налогов…….……………………………………………27

1.3. Особенности  и проблемы налоговой политики  зарубежных стран...30

2. ИССЛЕДОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Анализ величины налоговой  нагрузки в российской экономике………..35

2.2. Оценка налогообложения  и налоговой политики Российской  Федерации………………………………………………………………………..39

3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ НАЛОГООЛОЖЕНИЯ

3.1. Государственная политика  в области налогообложения…………………45

3.2. Цели и задачи проекта  совершенствования государственного  регулирования налогообложения  в Российской Федерации………………….46

3.3. Перспективы развития  регулирования налогообложения………………..47

3.4. Предложения по совершенствованию  государственного регулирования  налогообложения в Российской  Федерации…………………………………...49

Заключение……………………………………………………………………...52

Список литературы…………………………………………………………….53

Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что проблемам налогов и современной налоговой политики Российской Федерации сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как от того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Налоговая политика представляет собой систему налоговых мероприятий, осуществляемых государством при формировании доходов государства и регулировании экономики. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему. Задачи налоговой политики сводятся к: обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Объектом исследования являются налоги и налоговая политика.

Предметом исследования стала величина налогообложения, оценка налоговой политики, перспективы развития.

Цель исследования – изучение особенностей налогов и налоговой политики.

Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:

- раскрыть сущность, принципы, направления налогообложения; на основе анализа макроэкономических концепций выявить возможности налогового регулирования;

- вывести методику исчисления  налоговой нагрузки, применимую  для расчета уровня налогового  бремени в различных отраслях;

- проанализировать систему  налогообложения и провести сравнение  уровня налоговой нагрузки в  отраслях, дающих наибольший вклад  в инфляцию и социальную дифференциацию;

- выработать практические  рекомендации по изменению налоговой  системы России с целью снижения  инфляции и социальной дифференциации.

Задачи исследования:

- изучить теоритические  основы налогов и налоговой  политики, общие теории налогов, особенности и проблемы налоговой  политики зарубежных стран;

- исследовать налогообложение  и налоговую политику РФ;

- подробно рассмотреть  государственную политику в области  налогообложения и налоговой  политики, перспективы развития  по регулированию налогообложения  и внести предложения по совершенствованию  государственного регулирования  налогообложения РФ.

Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области управления экономикой и налогов, налогового контроля и администрирования. В работе использовались также материалы исследований молодых ученых. Теоретические и практические аспекты основывались на Законах Российской федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Налоговом кодексе Российской Федерации, методических рекомендациях министерств и ведомств, материалах специализированных СМИ и других материалов по проблемам налогового контроля.

В исследовании также использовались аналитические материалы Правительства Российской Федерации, Минфина России, ФНС России, Росстата, УФНС России, справочно-поисковые системы «Консультант Плюс» и «Гарант» и т.д.

Методологической основой курсовой работы послужили такие общенаучные методы изучения и решения проблем, как научная абстракция, системный подход, анализ и синтез, моделирование, метод экспертных оценок.

Курсовая работа состоит из 53 страниц, 3 глав, 12 параграфов.

 

  1. Теоритические основы налогов и налоговой политики
    1. . Понятие, сущность, категории, роль налогов

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Обязанность граждан платить законно установленные налоги закреплена в ст. 57 Конституции РФ.

В соответствии с новым Налоговым Кодексом РФ (ст. 8) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства. От налога следует отличать сбор, представляющий собой обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков юридически значимых действий государственными органами, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налог – это платеж, связанный с переходом права собственности от частного субъекта к публичному. Плательщик налога расстается со своим имуществом и лишается права собственности на него. Неуплата налогов, как и любое правонарушение, влечет санкции. Неплательщик налогов должен претерпеть неблагоприятные имущественные последствия. В настоящее время назвать налог принудительным платежом довольно сложно. Поскольку обязанность уплатить налоги возлагается только при наличии определенных условий, которые зависят от воли частного субъекта. Так, обязанность по уплате налога на прибыль возникает только при условии занятия соответствующей деятельностью, что обусловлено волей субъекта [13;с.15].

Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Плательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в бюджет, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Налог является ограничением прав и свобод гражданина, следовательно, соответствующее ограничение возможно только в форме федерального закона. Налог вправе установить только орган власти, обладающий законодательными полномочиями.

В налогах концентрируется вся совокупность складывающихся в любой национальной экономике интересов вне зависимости от уровня развития, форм организации общества и государственного устройства страны.

Из этого следует, что налог является комплексной категорией, т.е. одновременно экономической, финансовой и правовой (рисунок № 1).


 


  


 

Рисунок № 1 – Налог – комплексная категория

 

Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся между государством и юридическими и физическими лицами – носят объективный характер и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию финансовых ресурсов в распоряжение государства. Налоги представляют собой одну из важнейших форм реализации государством своего экономического права на получение части созданного в результате хозяйственной деятельности чистого дохода [14;с.16].   

Таким образом, налог как экономическая категория выражает реально существующие отношения, которые связаны с процессом изъятия части стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода. Налог – такая же экономическая категория, как и прибыль, цена, доход и др.

Вместе с тем налог – это финансовая категория. Мобилизация с помощью налогов части стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода и использование ее посредством системы государственных расходов представляют собой  часть системы финансовых отношений. Налоги характеризуются общими свойствами, присущими всем финансовым отношениям, одновременно они имеют свои отличительные признаки и черты. Наряду с государственным кредитом, государственными расходами и другими финансовыми категориями налоги носят объективный характер, базируются на существовании различных форм собственности, реализуются через собственную форму движения, т.е. функции, и специфически выражают одну из частностей реально существующих финансовых отношений.

Одновременно налог является и правовой категорией. Императивная юридическая действенность налога составляет его основу как норма права. Будучи правовой категорией, налоги выражают объективные юридически формализованные отношения государства и налогоплательщиков в форме налогового законодательства, базовой составляющей государственного финансового права. Налог потому и является нормой права, что иначе, как по закону, он уплачен быть не может. Налог, уплаченный не на основе закона, не является налогом по своей сути. Таким образом, налоги представляют собой одну из главных форм реально существующих отношений между государством и налогоплательщиками, обеспечивающих властные правомочия государства [14;с.17].

Роль налогов в формировании финансов государства

Современные бюджетные системы включают бюджеты центрального правительства, региональных органов и органов местного самоуправления.

Большая часть государственных доходов развитых стран сосредоточена в государственных бюджетах, куда поступают наиболее крупные доходы. К важнейшим налогам центральных правительств (федеральным налогам) относятся: подоходный налог, корпорационый налог, НДС, акцизы и таможенные пошлины. В местные бюджеты поступают доходы от местного хозяйства, доходы от займов местных органов власти, субсидии центрального правительства. К основным региональным и местным налогам относятся поимущественные и поземельные налоги. Доходы государственных предприятий складываются из прибыли, займов, правительственных субсидий и кредитов [перов].

Налоги выступают главной формой мобилизации государственных доходов в странах с рыночной экономикой. В бюджетах центральных правительств они составляют от 70 до 90% всех доходов, в местных бюджетах доля налоговых доходов обычно составляет около половины. За счет налогов, перераспределяемых через государственный бюджет, формируется часть финансовых ресурсов государственных  муниципальных предприятий (в Российской Федерации – унитарные предприятия) и ряда специальных фондов [15;с.32].

Доля национального дохода, перераспределяемого через системы налогов, зависит от задач и функций государства. В тех странах, где государство особенно активно осуществляет социальную политику (Франция, Германия и др.), доля огосударствляемого национального дохода, как правило, выше. На общий размер налоговых изъятий и их доля в национальном доходе значительно влияют такие факторы, как милитаризация, формы и методы государственного вмешательства в экономику, размеры государственной собственности [перов].

1.1.2. Понятие, сущность, содержание, принципы, цели, задачи, направления налоговой политики

Слово «политика» имеет в русском языке много значений, из которых, имея в виду именно налоговую сферу, наиболее точным следует признать определение политики как «искусства государственного управления». Соответственно, под налоговой политикой понимается «искусство налогового управления», где субъектом управления является государство, а непосредственным объектом управления служат налоги, налоговая система.

Налоговая политика - это комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов [26].

При осуществлении налоговой политики установленные законом правовые нормы реализуются при регулировании, планировании и контроле государственных доходов, формируемых налоговым методом. Экономически обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

Информация о работе Предложения по совершенствованию государственного регулирования налогообложения в Российской Федерации