Предложения по совершенствованию государственного регулирования налогообложения в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2014 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение особенностей налогов и налоговой политики.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:
- раскрыть сущность, принципы, направления налогообложения; на основе анализа макроэкономических концепций выявить возможности налогового регулирования;
- вывести методику исчисления налоговой нагрузки, применимую для расчета уровня налогового бремени в различных отраслях;
- проанализировать систему налогообложения и провести сравнение уровня налоговой нагрузки в отраслях, дающих наибольший вклад в инфляцию и социальную дифференциацию;

Содержание работы

Введение
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Понятие, сущность, категории, роль налогов…………………………….5
Понятие, сущность, содержание, принципы, цели, задачи, направления налоговой политики………………………………………………………………8
Общие теории налогов
1.2.1. Налоговые теории XVII - XIX вв……...…………………………………14
1.2.2. Классическая школа………………...…………………………………….16
1.2.3. Научная концепция налогообложения XX в. Кейсианство и неоклассицизм…………………………………………………………………...20
1.2.4. Частные теории налогов…….……………………………………………27
1.3. Особенности и проблемы налоговой политики зарубежных стран...30
2. ИССЛЕДОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Анализ величины налоговой нагрузки в российской экономике………..35
2.2. Оценка налогообложения и налоговой политики Российской Федерации………………………………………………………………………..39
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ НАЛОГООЛОЖЕНИЯ
3.1. Государственная политика в области налогообложения…………………45
3.2. Цели и задачи проекта совершенствования государственного регулирования налогообложения в Российской Федерации………………….46
3.3. Перспективы развития регулирования налогообложения………………..47
3.4. Предложения по совершенствованию государственного регулирования налогообложения в Российской Федерации…………………………………...49
Заключение……………………………………………………………………...52
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 132.23 Кб (Скачать файл)

Как в крупном, так и в мелком бизнесе в Италии очень важна семейственность. Влиятельнейшие семейства держат контрольные пакеты акций таких всемирно знаменитых марок, как Пирелли (покрышки), Де Бенедетти (компьютеры), Берлускони (телевидение), Бенеттон (одежда). Соответственно на работу стараются принимать «своих».

Та же картина и в мелком бизнесе, например во многочисленных аналогах российских ООО - так называемых S.r.l. (Sоsieta' a responsabilita' limitata). Предприятия этой формы собственности - основа экономики Италии. В них должно работать не более 250 человек, а годовой оборот не может превышать 27 миллионов евро.

Выставленный на продажу работающий бизнес, как крупный, так и мелкий, для Италии - редкость, что придает ее экономике не только устойчивость, но и патриархальность.

Раньше итальянцы любили пересылать свои неразрешенные тяжбы из инстанции в инстанцию годами, до тех пор, пока на соответствующее нарушение не выйдет очередная амнистия или пока сумма выплаты не будет существенно снижена. Этот способ ухода от налогов пресекли в 1996 году. Чиновники издали закон, по которому подающая апелляцию фирма в обязательном порядке должна прибегать к услугам адвоката или налогового консультанта. А все издержки по делу несет сторона, которая будет признана виновной. Сразу же количество исков по налоговым спорам резко сократилось.

Если же ситуация представляется совсем уж безвыходной, то налоговики и фирма заключают мировое соглашение, предусматривающее уступки с обеих сторон.

Особенности налоговой системы Китая

Налоговая система Китая включает около 25 видов налогов, которые в зависимости от их природы можно объединить в 8 групп. Налоги подразделяются на центральные и местные [29].

Группа налогов с оборота. Сюда входят НДС, потребительский налог и предпринимательский налог.

Группа налогов с дохода. Она включает налог на прибыль предприятий (применительно к таким предприятиям-резидентам: находящиеся в государственной собственности, находящиеся в коллективной собственности, частные предприятия, предприятия совместного хозяйствования, акционерные предприятия), налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также подоходный налог с физических лиц.

Группа ресурсных налогов. Сюда входят налог за пользование природными ресурсами и налог за пользование землями городов и городских районов.

Группа налогов специального назначения. Сюда входят налог на поддержание городского строительства, налог на занимаемые пахотные угодья, регулирующий налог на инвестиции в недвижимость и налог на передачу оцениваемой недвижимости.

Группа имущественных налогов. Сюда входят налоги с владельцев домов, налог на городскую недвижимость и налог на имущество, переходящее в порядке наследования.

Группа налогов и сборов, взимаемых при совершении определённых действий. Сюда входят налог на использование автотранспорта и судов, налог на использование регистрационных номеров транспортных средств и судов, гербовый сбор, пошлина при продаже жилой недвижимости, налог на забой скота и налог на банкеты.

Группа сельскохозяйственных налогов. Сюда входят сельскохозяйственный налог и налог на животноводство.

Группа таможенных пошлин. Объектом налогообложения признаются товары и другие объекты, импортируемые в Китай или экспортируемые из Китая.

Китай - унитарное государство, бюджетная система которого представлена двумя уровнями - центральным и местными бюджетами. Налоговая система Китая также является двухуровневой. Налоговые поступления от уплаты НДС (внутреннего) по нормативу 75% зачисляются в бюджет Центрального правительства, по нормативу 25% - в местные бюджеты. Штрафы за просрочку уплаты, за неуплату налогов и другие нарушения (незнание не является оправданием) могут быть суровыми - часто до пятикратной суммы задолженности с погашением также и основного обязательства. В случаях явного нарушения закона могут изыматься лицензии и конфисковаться средства.

2. Исследование  налогообложения и налоговой  политики Российской Федерации

2.1. Анализ величины налоговой нагрузки в российской экономике

При рассмотрении налогообложения и налоговой политики важным является вопрос о действующем уровне налоговой нагрузки в российской экономике, и насколько налоговая нагрузка в России сопоставима с аналогичными показателями в различных странах, является ли она высокой или низкой [25].

В ходе анализа налоговой нагрузки в экономике необходимо иметь в виду два обстоятельства:

во-первых, для стран, налоговые доходы которых в большой степени зависят от внешнеторговой ценовой конъюнктуры, принято разделять налоговые доходы, обусловленные исключительно колебаниями такой конъюнктуры, и налоговые доходы, которые более устойчивы к внешнеторговой конъюнктуре. В этой связи принято разделять конъюнктурную и структурную составляющие налоговой нагрузки.

Структурная составляющая налоговых доходов обусловлена природой и структурой экономического роста в стране, изменениями налогового законодательства и налоговых ставок. Структурная компонента налоговой нагрузки - это тот уровень нагрузки, который складывается при среднемноголетней внешнеэкономической конъюнктуре.

В свою очередь, конъюнктурная компонента налоговых доходов обусловлена лишь колебаниями конъюнктуры мировых рынков.

Поскольку колебания внешнеторговой конъюнктуры не могут быть прогнозированы с достаточной степенью достоверности, планирование бюджетных расходов должно осуществляться исходя из прогноза структурной составляющей налоговых доходов. Одновременно с этим налоговые доходы, имеющие конъюнктурный характер, могут сберегаться с целью сглаживания негативных последствий внешних шоков в периоды неблагоприятной внешнеторговой конъюнктуры.

Таким образом, в условиях существенной доли конъюнктурной составляющей налоговых доходов краткосрочные (в пределах нескольких лет) колебания налоговой нагрузки (например, доли налоговых доходов в ВВП) не могут являться характеристикой изменений в налоговой системе, оказывающих влияние на общую величину налоговой нагрузки в стране.

Иными словами, высокий уровень налоговых доходов бюджетов в периоды благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры сам по себе не является характеристикой высокой налоговой нагрузки, а снижение доходов в период неблагоприятной конъюнктуры не свидетельствует о низком уровне налогов в стране.

во-вторых, сама по себе величина налоговых доходов бюджетной системы и соотношение этой величины с иными показателями (величина выручки, добавленной стоимости, валового продукта) не является характеристикой налоговой нагрузки, на основании сравнения которой с аналогичными показателями в других странах либо в других отраслях можно было бы делать выводы об уровне налоговых изъятий из частного сектора, обусловленном различными характеристиками налоговой системы.

При анализе и сопоставлении налоговой нагрузки в стране или отрасли необходимо принимать во внимание, прежде всего, то, в какой степени налоговая система оказывает влияние на цену капитала для инвестора.

При этом анализ влияния уровня налогообложения предприятий на инвестиции и особенно международные сопоставления в этой сфере - одна из наиболее важных сфер изучения проблем налогообложения. Корпоративные налоговые режимы весьма сложны и значительно отличаются друг от друга в разных юрисдикциях и в рамках различных видов капитала. Поэтому для проведения такого анализа невозможно просто провести сравнительный анализ уровней налогообложения, необходимо учесть, например, ставки амортизационных расходов для целей налогообложения, наличие специальных правил и режимов налогообложения, другие формы налогов на капитал - налоги на имущество, налоги с оборота и пр., а также наличие налоговых каникул, налоговых льгот и т.п.

В результате, после учета всех вышеперечисленных факторов может оказаться, что налоговая нагрузка для инвестора с точки зрения принятия им инвестиционных решений при сравнительно высокой доле уплачиваемых налогоплательщиком налогов в выручке или добавленной стоимости может оказаться существенно ниже, чем у налогоплательщика со значительно более низкими налоговыми платежами. Определенная таким образом, величина налоговой нагрузки зависит во многом от доходности инвестиционных проектов в отрасли и оборачиваемости капитала, а не от абсолютной суммы уплачиваемых налогов в конкретный момент времени [25].

В Таблице №1 приведены данные о величине и структуре доходов расширенного правительства в Российской Федерации (куда входят доходы всех бюджетов и внебюджетных фондов бюджетной системы) в 2005 - 2010 годах. Из представленных данных видно, что величина налоговых доходов (рассчитываемая как сумма поступлений всех налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих платежей, имеющих квазиналоговый характер), на протяжении последних шести лет существенно снизилась - с 36,5% ВВП в 2005 году до 31,7% ВВП по итогам 2010 года.

При этом по-прежнему существенную долю доходов бюджета продолжают составлять доходы, получаемые от обложения налогами и пошлинами добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов [21].

 

 

 

 

 

 

 

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Доходы всего

39,7%

39,5%

39,9%

38,8%

35,1%

35,3%

Налоговые доходы и платежи

36,5 %

36,1%

36,2%

36,2%

31,0%

31,7%

в том числе

           

Налог на прибыль организаций

6,2%

6,2%

6,5%

6,1%

3,3%

4,0%

Налог на доходы физических лиц

3,3%

3,5%

3,8%

4,0%

4,3%

4,0%

Налог на добавленную стоимость

6,8%

5,6%

6,8%

5,2%

5,3%

5,6%

Акцизы

1,2%

1,0%

0,9%

0,8%

0,9%

1,1%

Таможенные пошлины

7,5%

8,3%

7,0%

8,4%

6,5%

6,4%

Налог на добычу полезных ископаемых

4,2%

4,3%

3,6%

4,1%

2,7%

3,2%

Единый социальный налог и страховые взносы

5,5%

5,4%

5,6%

5,5%

5,9%

5,2%

Прочие налоги и сборы*

1,9%

1,9%

2,0%

1,9%

2,2%

2,2%


 

Таблица № 1 - Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2005 - 2010 гг. (% ВВП)

 

 

 

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Налоговые доходы и платежи

36,5%

36,1%

36,2%

36,2%

31,0%

31,7%

Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти и нефтепродуктов

9,2%

10,0%

8,1%

9,7%

6,0%

8,3%

из них:

           

НДПИ на нефть

3,7%

3,9%

3,2%

3,8%

2,1%

2,8%

Акцизы на нефтепродукты

0,6%

0,5%

0,4%

0,3%

0,3%

0,4%

Вывозные таможенные пошлины на нефть

4,0%

4,5%

3,5%

4,3%

2,7%

3,8%

Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты

0,9%

1,2%

1,0%

1,3%

0,9%

1,4%

Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти и нефтепродуктов

27,2%

26,2%

28,1%

26,5%

25,0%

23,4%


 

Таблица №2 - Доходы бюджета расширенного правительства от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2005 - 2010 гг. (% ВВП)

 

 

 

 

1965

1975

1985

1995

2000

2005

2006

2007

2008

2009

Австрия

33,9

36,6

40,8

41,4

43,2

42,1

41,8

42,1

42,7

42,8

Австралия

20,5

25,2

27,6

28,0

30,3

30,8

30,6

29,5

27,1

 

Бельгия

31,1

39,5

44,3

43,5

44,7

44,8

44,4

43,8

44,2

43,2

Великобритания

30,4

34,9

37,0

34,0

36,4

36,3

36,6

36,2

35,7

34,3

Венгрия

     

41,3

38,5

37,2

37,1

39,7

40,2

39,1

Греция

17,8

19,4

25,5

28,9

34,0

31,3

31,2

32,3

32,6

29,4

Дания

30,0

38,4

46,1

48,8

49,4

50,7

49,6

49,0

48,2

48,2

Израиль

     

37,0

36,8

   

36,3

33,8

31,4

Ирландия

24,9

28,8

34,7

32,5

31,3

30,6

31,7

30,9

28,8

27,8

Исландия

26,2

30,0

28,2

31,2

37,2

40,7

41,5

40,6

36,8

34,1

Испания

14,7

18,4

27,6

32,1

34,2

35,8

36,7

37,3

33,3

30,7

Италия

25,5

25,4

33,6

40,1

42,2

40,9

42,3

43,4

43,3

43,5

Канада

25,7

32,0

32,5

35,6

35,6

33,4

33,5

33,0

32,3

31,1

Корея

 

14,9

16,1

20,0

22,6

25,5

25,0

26,5

26,5

25,6

Люксембург

27,7

32,8

39,4

37,1

39,1

37,8

35,8

35,7

35,5

37,5

Мексика

   

15,5

15,2

16,9

19,9

18,3

17,9

21,0

17,5

Нидерланды

32,8

40,7

42,4

41,5

39,6

38,8

38,9

38,7

39,1

 

Новая Зеландия

24,1

28,7

31,3

36,2

33,2

37,5

36,6

35,1

33,7

31,0

Норвегия

29,6

39,2

42,6

40,9

42,6

43,5

44,0

43,8

42,6

41,0

Польша

     

36,2

32,8

32,9

34,0

34,8

34,3

 

Португалия

15,9

19,1

24,5

30,9

32,8

34,7

35,5

35,2

35,2

 

Словакия

       

34,1

31,8

29,4

29,4

29,3

29,3

Словения

     

39,2

37,5

   

37,8

37,2

37,9

США

24,7

25,6

25,6

27,8

29,5

27,3

28,2

27,9

26,1

24,0

Турция

10,6

11,9

11,5

16,8

24,2

24,3

24,5

24,1

24,2

24,6

Финляндия

30,4

36,6

39,8

45,7

47,2

43,9

43,5

43,0

43,1

43,1

Франция

34,1

35,4

42,8

42,9

44,4

43,9

44,0

43,5

43,2

41,9

ФРГ

31,6

34,3

36,1

37,2

37,2

34,8

35,6

36,0

37,0

37,0

Чехия

     

37,6

35,3

37,5

37,1

37,3

36,0

34,8

Чили

     

19,0

19,4

   

24,0

22,5

18,2

Швейцария

17,5

23,9

25,5

27,7

30,0

29,2

29,3

28,9

29,1

30,3

Швеция

33,4

41,3

47,4

47,5

51,4

49,5

49,0

47,4

46,3

46,4

Япония

18,2

20,8

27,1

26,8

27,0

27,4

28,0

28,3

28,1

 

Всего по странам ОЭСР

25,5

29,4

32,5

34,4

35,5

35,8

35,8

35,4

34,8

 

Информация о работе Предложения по совершенствованию государственного регулирования налогообложения в Российской Федерации