Предложения по совершенствованию государственного регулирования налогообложения в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2014 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение особенностей налогов и налоговой политики.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:
- раскрыть сущность, принципы, направления налогообложения; на основе анализа макроэкономических концепций выявить возможности налогового регулирования;
- вывести методику исчисления налоговой нагрузки, применимую для расчета уровня налогового бремени в различных отраслях;
- проанализировать систему налогообложения и провести сравнение уровня налоговой нагрузки в отраслях, дающих наибольший вклад в инфляцию и социальную дифференциацию;

Содержание работы

Введение
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Понятие, сущность, категории, роль налогов…………………………….5
Понятие, сущность, содержание, принципы, цели, задачи, направления налоговой политики………………………………………………………………8
Общие теории налогов
1.2.1. Налоговые теории XVII - XIX вв……...…………………………………14
1.2.2. Классическая школа………………...…………………………………….16
1.2.3. Научная концепция налогообложения XX в. Кейсианство и неоклассицизм…………………………………………………………………...20
1.2.4. Частные теории налогов…….……………………………………………27
1.3. Особенности и проблемы налоговой политики зарубежных стран...30
2. ИССЛЕДОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Анализ величины налоговой нагрузки в российской экономике………..35
2.2. Оценка налогообложения и налоговой политики Российской Федерации………………………………………………………………………..39
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ НАЛОГООЛОЖЕНИЯ
3.1. Государственная политика в области налогообложения…………………45
3.2. Цели и задачи проекта совершенствования государственного регулирования налогообложения в Российской Федерации………………….46
3.3. Перспективы развития регулирования налогообложения………………..47
3.4. Предложения по совершенствованию государственного регулирования налогообложения в Российской Федерации…………………………………...49
Заключение……………………………………………………………………...52
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 132.23 Кб (Скачать файл)

Данные положения позволили теоретикам экономики предложения обосновать вывод, что одним из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной деятельности, выступает низкий уровень налогов. Для теоретического доказательства стимулирующего воздействия низких налоговых ставок они использовали бюджетную концепцию Артура Лаффера. По его мнению, движущей силой экономического роста выступает заинтересованность хозяйственных агентов экономической деятельности, ориентированной на рынок. Если эта деятельность выгодна им, то воспроизводство будет осуществляться интенсивными темпами. Если же успешное функционирование рынка будет сталкиваться с усиливающейся дискриминацией в виде более высоких и прогрессивных налогов, то экономическая активность будет падать.

По мнению Лаффера, сокращение налогов для экономики может дать тройной эффект: во-первых, способствовать преодолению дефицита государственного бюджета в связи со снижением масштабов уклонения и неплатежа налогов, повышением стимулов к производству и увеличению занятости, уменьшением правительственных трансфертных платежей (например, на пособия по безработице); во-вторых, обеспечивать расширение налоговой базы вследствие увеличения предложения рабочей силы и капитала, т.е. расширения объемов производства; в третьих, обусловливать перевод ранее используемых рынком труда и капитала из низкооплачиваемой в сравнительно высокооблагаемую сферу хозяйственной деятельности в связи с улучшением распределения ресурсов по сферам и повышением эффективности экономики.

Признавая, что эффективность снижения налогов зависит от «набора» мероприятий бюджетно-налоговой политики, неоклассики для обеспечения долговременного не инфляционного роста экономики предлагают осуществлять сокращение налоговых ставок одновременно со снижением государственных расходов. По их мнению, это обеспечит «эффект замещения» и погасит действие «эффекта дохода».

Таким образом механизм налогового регулирования неоклассики формируют на основе широкомасштабного и целенаправленного снижения общего уровня налогов для поддержания высокого уровня сбережений и инвестиций, а также расширения общих налоговых поступлений.

В 50-х гг. ХХ в. американский экономист, выдвинул налоговую теорию монетаризма. Фридман, дает свое определение: «Налогами следует считать принудительные сборы, взимаемые в пользу государства или общины. Это Определение отличает налог как от пошлины, так и от государственных доходов частноправового характера».

При этом Фридман выступал против высоких ставок налогов. Плохая налоговая политика государства с его точки зрения вбивает клин между производителями и потребителями, между производителями и наемными рабочими: предприниматель должен выплатить заработную плату рабочим, но это сократит нераспределённую прибыль и возможности инвестирования, следовательно, предприниматель не сможет расширить производство. В связи с этим, Фридман полагает, что необходимо сокращение ставки налога на предприятия, это позволит увеличить сбережения, которые могут быть инвестированы в производство.

В общем, основная идея всех неоклассических теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставлении большего количества налоговых льгот корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке. Но несмотря на популярность и практическое использование приемов неоклассического направления, полной замены кейнсианских методов регулирования экономики не произошло.

Американский экономист Джон Кеннет Гелбрейт считал, что налоги, которые служат цели достижения большего равенства, наиболее эффективны в деле стабилизации. При этом он полагал, что налоговая система должна быть всесторонне развита, так как чем меньше в ней лазеек, тем лучше она служит интересам равенства и стабилизации [23].

Что касается объекта налогообложения, то Гелбрейт выступал за применение общих ставок налогов к любому виду обогащения независимо от того, имеет ли она форму жалования, дохода от капитала, от недвижимости, наследства, даров и прочее. Обогащение для него – основной факт. Раз оно имеет место, то за ним должен следовать налог. Такой подход, по его мнению, позволит снизить ставки налогов, которые, разумеется, должны быть строго прогрессивными.

«Налог – принудительная выплата домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги, причем такая выплата не является штрафом, наложенная судом за незаконные действия».

1.2.4. Частные теории налогов

Среди частных теорий одной из наиболее ранних является теория соотношения прямого и косвенного обложения. Косвенные налоги считались более обременительными и негативно влияющими на положение народа, поскольку они увеличивали стоимость товара. Когда же аристократия набрала силы, чтобы сломит сопротивление народных масс, установился приоритет косвенного налогообложения, причем, как правило, на предметы первой необходимости (например, налог на соль). Таким образом, согласно первой позиции, косвенные аналоги являются вредными так как они ухудшают положение народа.

Вторая позиция, появившаяся в конце средних веков, напротив, обосновывала необходимость установления косвенного налогообложения. Посредством косвенных налогов предлагалось установить равномерное налогообложение. Дворянство через различные льготы и откуп не было обременено прямыми налогами. Поэтому сторонники идеи косвенного налогообложения стремились заставить платить привилегированные классы путем установления налога на их расходы. Тем самым косвенные налоги рассматривались в качестве средства по установлению равенства в обложении.

Однако в конце XIX в. экономисты, спорившие по этому вопросу, пришли к выводу о необходимости поддержания баланса между прямыми и косвенными налогами, считая, что прямое налогообложение предназначено для уравнительных целей, а косвенное – для эффективного получения поступлений.

Теорию единого налога неоднократно брали на вооружение социально-политические реформаторы. Необходимо отметить, что эта теория в большей степени рассматривает социально-политические вопросы, чем налоговые.

Единый налог – это единственный, исключительный налог на один определенный объект налогообложения, на один из источников доходов. Поэтому единый налог вводится теоретически более целесообразным, простым и рациональным, чем взимания множества отдельных налогов. В качестве единого объекта налогообложения различными теоретиками предлагалась земля, расходы, недвижимость, доход, капитал и др.

Согласно идеи пропорционального налогообложения, налоговые ставки должны быть установлены в едином проценте к доходу налогоплательщика, независимо от его величины. Данное положение всегда находило поддержку среди классов и обосновывалось принципами равенства и справедливости [27].

В соответствии с прогрессивным обложением налоговые ставки и бремя обложения налогом увеличиваются по мере роста дохода плательщика налогов. Считалось, что с богатого гражданина необходимо взимать больше не только абсолютно, но и относительно. В поддержку прогрессивной теории всегда выступали ведущие сторонники социалистического переустройства общества, а К. Маркс и Ф. Энгельс даже связывали ее с уничтожением частной собственности и построением социализма. Данная теория окончательно сложилась в середине XIX в.

Теория переложения налогов изучает справедливость распределения налогового бремени в зависимости от форм налогообложения, эластичности спроса и предложения. Суть теории переложения заключается в том, что распределение налогового бремени возможно только в процессе обмена, результатом которого является формирование цены. Именно через обменные и распределительные процессы юридический плательщик налога способен переложить налоговое бремя на иное лицо – носителя налога, который и будет нести всю тяжесть налогообложения.

Основоположником теории переложения считается Джон Локк, который, сделав вывод о том, что все налоги в конечном счете падают на собственника земли, предлагал конкретные пути и методы разрешения этой проблемы.

В конце XIX в. профессор Эдвин Селигмен изложил основные положения теории и указал две ее разновидности: переложение с продавца на покупателя (как правило, это происходит при косвенном налогообложении) и переложение с покупателя на продавца (косвенные налоги в случаях, когда цена на какой-либо товар слишком велика из-за высоких ставок, например акцизов, что существенно ограничивает спрос на этот товар).

Проблема переложения налогов окончательно не решена до сих пор. По словам современных американских экономистов К. Макконнелла и С. Брю: «Налоги не всегда исходят из тех источников, которые подлежат налогообложению. Некоторые налоги могут быть переложены. По этой причине необходимо точно определить сферу возможного переложения основных видов налогов и выявить конечные пункты, куда налоги перемещаются». По мнению других западных экономистов Р. Масгрейва и Д. Минза, от 30 до 50% налогов, уплачиваемых капиталистами, перекладывается ими на потребителей. Проблема переложения особенно актуальна в настоящий момент и в России, поскольку в структуре розничных цен на товары народного потребления в Москве, например, доля всех налогов, сборов и страховых взносов составляет 31%.

Таким образом, для точного определения тенденций переложения каждого налогового платежа необходимо учитывать природу налога, а также все экономические и политические условия его взимания.

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Особенности и проблемы налоговой политики зарубежных стран

Особенности налоговой системы Германии

Организация налогообложения в Германии основывается на следующих принципах:

1) налоги должны быть по возможности минимальными;

2) при налогообложении  того или иного объекта должны  учитываться экономическая целесообразность взимания налога;

3) налоги не должны препятствовать конкуренции;

4) налоги должны соответствовать  структурной политике;

5) система налогообложения  должна строиться на уважении  частной жизни налогоплательщика, соблюдении коммерческой тайны;

6) в системе должно  быть исключено двойное налогообложение;

7) налоги должны обеспечивать  справедливое распределение доходов в обществе;

8) величина налогов должна  находиться в соответствии с  размером, оказываемых государством услуг.

Законодательной базой налогообложения в Германии служит основной и всеобъемлющий закон, в котором определены не только общие условия и процессуальные принципы налогообложения, но и виды налогов, а также распределение налоговых поступлений между федерацией, землями и общинами [29].

Федеральный бюджет формируется за счет поступлений:

- федеральных налогов: таможенных  пошлин, налога да добавленную  стоимость, налога на доход от  страховой деятельности, вексельного  налога, солидарного налога, налогов  по линии Европейского сообщества, акцизов (кроме налога на пиво);

- доли в совместных  налогах;

- доли в распределении промыслового налога.

  Земли получают доходы от:

- земельных налогов, имущественного  налога, налога на наследство, налога  на приобретение земельного участка, налога с владельцев автотранспортных  средств, налога на пиво, налога  с тотализатора и проведения  лотерей, налога на противопожарную  охрану, от сбора с выручки в казино;

- доли в совместных налогах;

- доли в распределении  промыслового налога. К числу  совместных налогов относятся: налог  на заработную плату, подоходный  налог, налог с корпораций, налог  на добавленную стоимость (включая  налог с оборота ввозимых товаров).

Общины получают часть поступлений от:

- местных налогов: промыслового  налога, земельного налога, местных  акцизов и налога на специфические  формы использования доходов (налог  с владельцев собак, на доходы увеселительных заведений);

- доли в поступлениях  от налога на заработную плату и подоходного налога;

- налоговых взносов в  рамках земельного законодательства.

Церкви в ФРГ (католическая, протестантская и лютеранская) правомочны взимать с верующих соответствующей концессии церковный налог.

Из вышеприведенного следует, что налоговая система в ФРГ множественная (в ней насчитывается 45 налогов), разветвленная, трехуровневая. Основную фискальную роль играют в ней подоходные налоги.

Особенности налоговой системы Италии

Итальянское правительство изо всех сил стремится заставить предпринимателей платить хоть какие-нибудь налоги. А для самих бизнесменов делом не только выгоды, но и чести стало от этих налогов уклониться.

По мнению итальянцев, все усилия чиновников, которые пытаются заставить сограждан честно платить налоги, противоречат национальному характеру.

По сведениям итальянских экономистов, около трети всей хозяйственной деятельности в стране ведут нелегально. Естественно, такие операции нигде не учитывают и налоги с них не платят.

Другие пути ухода от налогов предлагает итальянская мафия, которая получает свои доходы от продажи наркотиков, контрабанды табака и содержания притонов. К этому могут быть причастны вполне приличные с виду чиновники, причем высокого ранга. Кроме того, они, как и их коллеги во многих странах, охотно берут взятки.

Страна несколько десятилетий формально находится на грани банкротства, представители самых разных профессий ухитряются иметь по два дома, скаковых лошадей и яхты, заявляя при этом о своих доходах в размере прожиточного минимума. Частенько сотрудники фирм по документам получают больше владельцев компаний. И в масштабе целой страны бороться с этим сложно. Итальянские власти пришли к выводу, что не стоит гоняться за хитрыми и изворотливыми неплательщиками налогов. Гораздо проще время от времени проводить амнистии для незаконно нажитых или вывезенных из страны капиталов. Например, недавняя амнистия для ушедших из страны денег позволила не только вернуть в национальную экономику более 40 миллиардов евро, но и получить 1,31 миллиарда евро в виде налогов. Налог на амнистируемый капитал составил 2,5 процента. Успеху этого мероприятия способствовал и тот факт, что все данные о возвращенных в страну капиталах были конфиденциальны [29].

Информация о работе Предложения по совершенствованию государственного регулирования налогообложения в Российской Федерации