Государственная служба в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 20:40, контрольная работа

Описание работы

В зависимости от того, какую должность служащие занимают или в какой организации они исполняют обязанности и осуществляют функции, можно выделить следующие виды этой категории работников:
1) служащие государственных органов;
2) служащие государственных учреждений, предприятий, организаций и объединений;
3) муниципальные служащие (служащие, занимающие должности в органах местного самоуправления);
4) служащие негосударственных организаций;
5) служащие общественных объединений;
6) служащие органов управления международных, иностранных и смешанных организаций.

Содержание работы

1. Понятие и виды службы как социального и правового института 2
2. Понятие государственной должности 3
3. Понятие государственного служащего и государственной службы 4
4. Принципы государственной службы 6
5.Этические требования предъявляемые к госслужащим 8
6. Условия поступления на службу 9
7. Замещение госдолжностей 10
8. Обязанности и права госслужащих 12
9. Ограничения связанные с государственной службой 13
10. Присвоение квалификационных разрядов и аттестация госслужащих 15
11. Поощрение и ответственность госслужащих 18
12. Прекращение служебных отношений (основания и условия) 19
Список используемых источников……………………………………….21

Файлы: 1 файл

Государственная служба в Российской федерации контрольная.docx

— 45.83 Кб (Скачать файл)

Государственная служба в Российской федерации

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

  1. Понятие и виды службы как социального и правового института

 

Одним из важнейших видов целенаправленной деятельности человека, а также общества и государства является служба. Это понятие употребляется по-разному - как вид деятельности человека, как социально-правовой институт, как система специальных органов государства, как духовная деятельность и т.д. Служба состоит в управлении, осуществлении государственной деятельности, обеспечении самого управления, социально-культурном обслуживании людей. Особым видом службы (и, следовательно, видом общественно полезной деятельности) является государственная служба. В учебниках по административному праву государственная служба определяется как вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства. При таком подходе к определению государственной службы выделяются, с одной стороны, задачи и функции государства, которые оно выполняет в лице государственных органов и служащих, а с другой - трудовая деятельность по осуществлению данных функций и решению конкретных задач. Таким образом, как подчеркивает В.М. Манохин, понятие, основные черты, задачи и функции государственной службы можно определить, лишь раскрывая взаимосвязи и взаимозависимость государственной службы с задачами, функциями, формами деятельности государства. При осуществлении служебной деятельности служащие различных органов и организаций вступают в специфические отношения, содержание которых зависит от вида службы и от организации (органа), в которой (котором) она осуществляется. Так, служебными отношениями являются государственно-служебные правовые отношения, служебные отношения в общественных объединениях и иных негосударственных организациях (частных, коммерческих), в органах местного самоуправления Специфика службы как вида деятельности в различных организациях обусловливает установление в каждом конкретном случае особого статуса служащего. Например, по различным параметрам и признакам деятельности государственные служащие отличаются от служащих аппарата политической партии, общественного объединения, коммерческих организаций, муниципальных служащих.

В зависимости от того, какую должность служащие занимают или в какой организации они исполняют обязанности и осуществляют функции, можно выделить следующие виды этой категории работников:

1) служащие государственных органов;

2) служащие государственных учреждений, предприятий, организаций и объединений;

3) муниципальные служащие (служащие, занимающие должности в органах  местного самоуправления);

4) служащие негосударственных  организаций;

5) служащие общественных объединений;

6) служащие органов управления  международных, иностранных и смешанных  организаций.

 

  1. Понятие государственной должности

 

В общем виде под должностью понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная (организационная) единица, отражающая содержание и объем полномочий занимающего ее лица. Эта организационно-правовая категория присуща только служащим: другие группы населения работают по специальности (например, рабочие в промышленном комплексе), учатся (студенты, учащиеся) и т.д.

Государственной должностью называется только должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. К числу «иных» государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией, относятся: Центральный банк России, Совет Безопасности, Администрация Президента и его полномочные представители, дипломатические представители Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, Счетная палата, Прокуратура, Аппарат Правительства, должности Уполномоченного по правам человека, Председателя, заместителя Председателя, секретаря и члена Центральной избирательной комиссии РФ, занимающего должность на постоянной основе, а также территориальные органы, создаваемые федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий.

Понятие государственной должности является стержневым, основополагающим для определения не только понятия «государственная служба», но и для определения правового положения государственного служащего, порядка прохождения государственной службы (способ замещения должности, присвоение квалификационного разряда, прекращение государственной службы и т.д.). При этом принципиальное значение имеет установленное Федеральным законом от 31 июля 1995 г. деление государственных должностей государственной службы.

Должность определяет круг служебных обязанностей, права и пределы ответственности государственного служащего, требования к его профессионально-квалификационной подготовке. Она отображает содержание выполняемой служащим работы, определяет его правовое положение.

В целях обеспечения реализации законодательства РФ о государственной службе и повышения эффективности кадровой политики в государственном аппарате рядом указов Президента утверждены перечни государственных должностей федеральной государственной службы (категории «Б» и «В»), которые считаются соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации. Такие перечни учреждены для обеспечения исполнения полномочий Президента, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, федерального министра, судей, деятельности Совета Безопасности, федерального органа исполнительной власти и др.

Государственные должности, включенные в Реестр, подразделяются на группы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие. К Реестру приложены перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, замещающим эти должности.

 

  1. Понятие государственного служащего и государственной службы

 

Государственная  служба  представляет  собой  один  из  правовых  институтов,  нормы  которого  регулируют  обе  стороны  государственной  службы  (организацию  государственной  службы  и  осуществление  государственными  служащими  практических  полномочий).  Как  правовой  институт  государственная  служба  объединяет  нормы  различных  отраслей  права  -  административного,  трудового  финансового  и  некоторых  других  отраслей  и  потому  относится  к  сложным  правовым  институтам. Государственная служба понимается в широком и узком смысле. Государственная служба в широком смысле сводится к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях; в узком смысле — это выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах.

Государственная служба осуществляется на профессиональной основе. Это обусловлено необходимостью непрерывного, преемственного и компетентного осуществления деятельности государственных организаций.

Государственная служба опосредуется правом. Совокупность правовых норм, регламентирующих правовой статус государственных служащих, в том числе условия и порядок прохождения государственной службы, виды поощрений и ответственности служащих, основания прекращения и другие вопросы государственной службы, образуют правовой институт государственной службы. В него входят нормы конституционного, трудового, гражданского, финансового и других отраслей права. Административно-правовые нормы, регламентирующие вопросы государственной службы, составляют часть этого института и самостоятельный институт административного права. Административное право обслуживает, прежде всего, государственное управление. Оно определяет административно-правовой статус главным образом государственных служащих системы

Государственная служба функционирует практически во всех сферах жизнедеятельности государства и общества, таких, как:

а) управление социально-культурной сферой (образованием, здравоохранением, наукой, социальной защитой населения);

б) управление экономикой (промышленностью, сельским хозяйством, использованием и охраной природных ресурсов, торговлей, финансами, внешнеэкономической деятельностью);

в) управление административно-политической сферой (обороной, безопасностью, внутренними и иностранными делами, юстицией).

Государственная служба работников осуществляется в государственных органах, при этом фиксируется статус служащих и устанавливаются различные процедуры в системе государственной службы (процессуальные вопросы). Однако смешивать понятия государственной службы и одноименного правового института нельзя, так как они отражают разные явления. 
Государственная служба - это один из основных видов деятельности государства по формированию кадрового потенциала управления государственного аппарата и правовому регулированию всех аспектов работы государственных служащих, занимающих конкретные государственные должности в этом аппарате и реализующих функции государственных органов в целях обеспечения эффективности государственной деятельности

Каждый  служащий занимает  должность,  определяющую  объём  его  полномочий,  которые  и  подлежат  реализации.  Со  стороны  материального  содержания  эти  полномочия  весьма  разнообразны  (в  сфере  властной  деятельности,  исполнительной,  в  правосудии  и  т.д.),  разнообразны  они  и  по  правовым  формам  своей  реализации  (составление  документов,  работа  с  ними,  приём  лиц,  рассмотрение  жалоб  и  т.д.).

 

  1. Принципы государственной службы

 

Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» установлены следующие принципы государственной службы:

1. Принцип  верховенства Конституции России  и федеральных законов над  иными нормативными правовыми  актами, должностными инструкциями  при исполнении государственными  служащими должностных обязанностей  и обеспечении их прав. Он отражает  требование ч. 2 ст. 4 Конституции о том, что Конституция страны и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Конституция предполагает формирование такой системы, в которой высшей юридической силой обладает главный закон государства – его Конституция, а все остальные нормативные правовые акты должны ей соответствовать.

2. Принцип  приоритета прав и свобод человека  и гражданина, непосредственность  их действия. Это новое положение  в российском законодательстве  обязывает государственных служащих  признавать, соблюдать и защищать  права и свободы человека и  гражданина.

3. Принцип  единства системы государственной  власти, разграничения предметов  ведения между РФ и ее субъектами. Статьей 5 Конституции закреплено  федеративное устройство государства. Это предполагает, с одной стороны, последовательное раскрытие в  текущем федеральном законодательстве  единства основ организации государственной  службы, а с другой – разграничение  предметов ведения между Федерацией  и ее субъектами в целях  обеспечения эффективности государственной  службы.

4. Принцип разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной, закрепленный в ст. 10 Конституции, выражает, прежде всего, самостоятельность каждой из этих ветвей власти, их независимость в установленных пределах при осуществлении своих функций. В то же время из сущности этого принципа вытекает то, что государственный служащий не вправе быть депутатом законодательного (представительного) органа. И наоборот: депутаты не могут находиться на государственной службе.

5.  Принцип  равного доступа граждан к  государственной службе закреплен  в ч. 4 ст. 32 Конституции. Его сущность заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускаются какие бы то ни было прямые или косвенные ограничения в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Возможность доступа к государственной службе обусловлена лишь российским гражданством, возрастом и другими требованиями, установленными для государственных служащих.

6. Принцип  обязательности для государственных  служащих решений, принятых вышестоящими  государственными органами и  руководителями в пределах их  полномочий и в соответствии  с законодательством, является одним  из краеугольных устоев российской  государственности.

7. Принцип  единства основных требований, предъявляемых  к госу дарственной службе, означает, что в отношении всех государственных служащих федеральной государственной службы и государственной службы субъектов Федерации должны использоваться общероссийская система государственных должностей и квалификационных разрядов (званий, рангов), единый порядок прохождения государственной службы, общие перечни прав и обязанностей, ограничений и гарантий, общие (с точки зрения организации и методики) системы подготовки кадров и контроля их компетентности.

Информация о работе Государственная служба в Российской Федерации