Развитие системы государственной службы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 08:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Государственная гражданская служба продолжает и завершает организацию механизма государства, делая её готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства. В каждое звено государственного механизма служба вносит жизнь, комплекс мер, средств, форм и методов для реальной, практической деятельности. В становлении государственности любого вида государственная служба выступает в качестве первейшего организационного средства выполнения государством своих целей.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Государственная служба как профессиональная служебная деятельность 5
1.1. Понятие, принципы и виды государственной службы 5
1.2. Государственные должности и их классификация 12
Глава 2. Характеристика деятельности государственных служащих 17
2.1. Понятие и виды государственных служащих 17
2.2. Правовое положение государственного служащего 21
Заключение 30
Библиографический список 31

Файлы: 1 файл

8040411(к) Система гос. и муниц. управления. Тема 12.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение

Для написания курсовой работы была выбрана тема «Развитие системы  государственной службы в Российской Федерации».

Актуальность. Государственная гражданская служба продолжает и завершает организацию механизма государства, делая её готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства. В каждое звено государственного механизма служба вносит жизнь, комплекс мер, средств, форм и методов для реальной, практической деятельности. В становлении государственности любого вида государственная служба выступает в качестве первейшего организационного средства выполнения государством своих целей.

В структуре государственной службы различаются чётко две стороны, две группы отношений: организация  государственной службы, её подготовка и служебная деятельность, осуществление каждым служащим и всеми ими вместе своих служебных практических полномочий.

Организация государственной гражданской  службы означает её формирование для  деятельности и включает большой  круг вопросов: установление должностных  наименований и определение полномочий по каждой должности, выработка правил поступления на государственную службу, подготовка кадров и повышение их квалификации, правила продвижения по службе, применения мер поощрения и мер дисциплинарной и иной ответственности, правил прохождения службы и прекращения служебных отношений, а также некоторые другие правила. Это большая область отношений, связанная с кадрами и имеющая подготовительные цели для практической деятельности.

Другая сторона государственной  гражданской службы - это практическая деятельность государственных служащих по реализации порученных им полномочий.

Каждый служащий занимает должность, определяющую объём его полномочий, которые и подлежат реализации. Со стороны материального содержания эти полномочия весьма разнообразны (в сфере властной деятельности, исполнительной, в правосудии и т.д.), разнообразны они и по правовым формам своей реализации (составление документов, работа с ними, приём лиц, рассмотрение жалоб и т.д.).

Государственная гражданская служба представляет собой один из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны государственной службы (организацию государственной службы и осуществление государственными служащими практических полномочий). Как правовой институт, государственная служба объединяет нормы различных отраслей права - административного, трудового, финансового и некоторых других отраслей и потому относится к сложным правовым институтам.

Объект исследования – система  государственного управления Российской федерации.

Предмет – государственная гражданская служба Российской Федерации.

Основной целью данной работы является рассмотрение особенностей государственной  гражданской службы в Российской Федерации.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие, принципы и виды государственной службы;
  2. Описать государственные должности и дать их классификацию;
  3. Показать понятие и виды государственных служащих;
  4. Обосновать особенности правового положения государственного служащего.

 

 

 

Глава 1. Государственная служба как профессиональная служебная деятельность

1.1. Понятие, принципы и виды государственной службы

Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

  • Российской Федерации;
  • федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  • Субъектов Российской Федерации;
  • органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
  • лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
  • лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации1.

Правовую основу государственной  службы в Российской Федерации регламентируют следующие нормативно-правовые акты:

Конституция Российской Федерации. Принята  всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003);

Федеральный закон «О государственной  гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ. Данный Федеральный  закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" устанавливает правовые, организационные и экономические основы федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.

Предметом регулирования данного  Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на федеральную  государственную гражданскую службу и государственную гражданскую  службу субъектов Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон «О системе  государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ (ред. от 11.11.2003). Данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации2.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной  службы:

  • государственная гражданская служба;
  • военная служба;
  • правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную  гражданскую службу и государственную  гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Гражданская служба – вид государственной  службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее – граждане) на должностях государственной гражданской службы (далее – должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной  государственной службы.

Военная служба - вид федеральной  государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную  деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Правоохранительная служба - вид  федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан  на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Взаимосвязь гражданской службы с  иными видами государственной службы Российской Федерации обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:

  • соотносимости основных условий, размера оплаты труда и основных государственных социальных гарантий;
  • установления ограничений и обязательств при прохождении различных видов государственной службы Российской Федерации;
  • учета стажа иной государственной службы Российской Федерации при исчислении стажа гражданской службы;
  • соотносимости основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации.3

Таким образом, в определении государственной  службы можно выделить следующие  аспекты:

  • государственная служба представляет собой профессиональную деятельность, т.е. деятельность являющуюся для государственного служащего профессией и, как правило, она связанна с выполнением им в качестве основного вида деятельности специальных полномочий;
  • в рамках осуществляемой деятельности происходит реализация компетенции государственных органов;
  • эта деятельность направлена на обеспечение функционирования государственных органов;
  • такая деятельность представляет собой исполнение должностных обязанностей, т.е. в данном случае очевиден личностный аспект понятия государственной службы, так как обязанности принадлежат не государственной службе, не должности, а самому государственному служащему;
  • обязательным требованием для государственного служащего является гражданство Российской Федерации.

Итак, легальное (т.е. установленное  в Федеральном законе «О системе  государственной службы РФ») истолкование понятия государственной службы позволяет утверждать, что государственная  служба - это профессиональная деятельность служащих в государственных органах представительной, исполнительной и судебной власти.

Таким образом, в соответствии с  действующим законодательством  в практически функциональном смысле государственная служба представляет собой основанную на законе деятельность персонала государственных органов представительной, исполнительной и судебной власти, состоящую в реализации государственной власти в различных сферах общественной жизни в целях выполнения задач и функций государства.

Общими признаками государственной  службы являются:

1) замещение служащими государственной  должности государственной службы, предусмотренных штатным расписанием  государственного органа;

2) исполнение полномочий государственного  органа, специфических должностных  обязанностей с установлением  служащему денежного содержания.

Принципы государственной службы это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных  органов, полномочий государственных служащих, действующих в системе государственной службы.

Принципы государственной службы - значимость отношений, возникающих  в системе государственной службы. Отсутствие правовых принципов государственной  службы влечёт за собой появление  в ней элементов произвольности, бюрократизма, неорганизованности, беззакония, несправедливости и безнравственности.

Принципы государственной службы - это субъективное понятие. Они формулируются  человеком (законодателем), исходя из конкретного  правового опыта и правовой культуры в стране, базируются на основных положениях правовой системы с учётом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства.

Принципы современной государственной  службы закрепляются в различных  законодательных и других нормативных  правовых актах: Конституции РФ, федеральных и других законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, конституциях, уставах и иных законодательных и нормативных актах субъектов РФ. Они реализуются государственными служащими посредствам их практических действий. Принципы государственной службы, установленные в федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации», являются моделью для всех других законодательных и иных нормативных правовых актов, которые также определяют систему принципов публичной службы.

Основными принципами построения и  функционирования системы государственной  службы являются:

  • федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • законность;
  • приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
  • равный доступ граждан к государственной службе;
  • единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
  • взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
  • открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
  • профессионализм и компетентность государственных служащих;
  • защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.4

Принципами гражданской службы являются:

  • приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  • единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;
  • равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
  • оценка эффективности гражданской службы и степени удовлетворения интересов общества и государства;
  • профессионализм и компетентность гражданских служащих;  
    стабильность гражданской службы;
  • доступность информации о функционировании гражданской службы;  
    взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
  • защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность;
  • укрепление авторитета гражданского служащего и престижа гражданской службы5.

Информация о работе Развитие системы государственной службы в Российской Федерации