Регулирование цен в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:46, контрольная работа

Описание работы

Цена - денежное выражение стоимости товара. Цены представляют собой тонкий инструмент и одновременно мощный рычаг управления экономикой. В рамках рыночного подхода – это форма выражения ценности благ, проявляющихся в процессе их обмена. Прослежена связь цены товара с ценностью как объекта потребления. Цена проявляется только в условиях его обмена на деньги или на другой товар.
Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.

Файлы: 1 файл

wtyjj,hfp.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)


  1. Регулирование цен в Российской Федерации

 

Цена - денежное выражение стоимости  товара. Цены представляют собой тонкий инструмент и одновременно мощный рычаг управления экономикой. В рамках рыночного подхода – это форма выражения ценности благ, проявляющихся  в процессе их обмена. Прослежена связь цены товара с ценностью как объекта потребления. Цена проявляется только в условиях его обмена на деньги или на другой товар.

Государственное регулирование цен  является попыткой государства с  помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.

Система цен – один из важнейших элементов рыночной экономики; она взаимосвязана с  другими элементами рыночного механизма  и реагирует на их изменения. Государственное регулирование через изменение бюджетных расходов, налогов, процентных ставок за кредит и других экономических рычагов проявляется и в изменении издержек и цен на продукцию и воздействует на процессы воспроизводства.

Проведение государством определенной ценовой политики является необходимым и целесообразным. Это объясняется тем, что при рыночной экономике возникает необходимость внутренними средствами достижение общей экономической эффективности.

Ценовая политика обеспечивается президентом и правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ . Государственная ценовая политика проводится путем сочетания прямых и косвенных методов регулирования цен и имеет следующие цели:

 

  • Стимулировать и упорядочить развитие рыночных отношений;
  • Создавать условия для честной и социально направленной конкуренции;
  • Создавать условия для свободного и упорядоченного перемещения   товаров и услуг;
  • Обеспечивать безопасность и предсказуемость свободной финансовой деятельности;
  • Обеспечивать защиту частной, государственной, муниципальной, акционерной  и других видов деятельности;
  • Преодолевать инфляционные процессы;
  • Добиваться экономической и социальной защиты населения.

 

В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени  конкуренции на рынке различают следующие виды цен: свободные (рыночные) и регулируемые.

Свободные цены (рыночные) – цены, устанавливаемые производителями  продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке.

К свободным ценам  можно отнести:

  • цена спроса – цена которая складывается на рынке покупателя;
  • цена предложения – рыночная цена, указывается в оферте, без скидок;
  • цена производства – цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал .

Регулируемые цены- цены, устанавливаемые соответствующими органами управления: Президентом, Правительством РФ, Федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, или цены, в отношении которых перечислены органы власти и управления устанавливают какие либо ограничивающие их уровень условия.

Регулируемые цены в  свою очередь, могут быть гарантированные, рекомендуемые, лимитные, залоговые, пороговые ( защитные) цены. В числе регулируемых цен выделяют:

  1. Предельные цены- это такие цены, выше которых предприятие не могут устанавливать цену своей продукции или услуг.
  2. Фиксированные  цены – это цены, устанавливаемые на определенном уровне, изменение которых возможно только по решению органа или субъекта рынка, утвердившего их.

 

1.2 Методы прямого и косвенного регулирования цен

 

Государственное вмешательство в  ценообразование осуществляется путем  санкционированного правительственными органами завышения издержек производства через включение в себестоимость завышенных амортизационных списаний и отчислений в другие фонды. В результате этого в целых отраслях возникает ситуация, когда «издержки подпирают цену», т.е. расчетные (а не действительные) издержки производства вследствие объявленных правительством льгот оказываются на всех предприятиях настолько высокими, что повышение цен становится само собой разумеющимся явлением, а так как льготы распространяются на всю отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благоприятной конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста цен.

Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары.

Непосредственное воздействие  на формирование цен оказывают государственные субсидии. Один из видов таких субсидий - ценовые - предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю.

Прямое воздействие  на цены и лидерство в ценах  имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства. Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по договоренности с партнерами «контрактные цены», которые затем становятся базовыми для отрасли.

Эффективным средством  регулирования цен является НДС. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно  воздействуют на цены.

Особым направлением государственной экономической политики является государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов), а в некоторых странах экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.

В настоящее время используется достаточно широкий набор форм и  методов государственного регулирования  цен, которые можно разделить  на прямые и косвенные.

 

Прямое государственное  регулирование цен – представляет собой административное вмешательство государственных органов в установление цен и определенных правил ценообразования. Оно может осуществляться следующими методами:

  1. Замораживание – т.е установление постоянства цен. Замораживание может быть либо всеобщим, что имеет место при высоких темпах «инфляции», когда другими методами не удается погасить рост цен, либо распространяться на отдельные товары. В последнем случае замораживание обычно распространяется на товары повседневного спроса.
  2. Установление фиксированных цен и тарифов – Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления. До принятия решения о фиксации цены на том или ином уровне следует провести анализ рентабельности данной продукции и установить величину прибыли. Если окажется, что введение фиксированных не обеспечивает получения требуемой прибыли для предприятий или граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, могут возникнуть различного рода конфликты. Задача государственных органов в этом случает состоит в  том, чтобы выявить эти потенциальные конфликты и предотвратить их до введения фиксированных цен.

В отличии от замораживания цен решение о фиксации тех или иных цен может приниматься и в обычном состоянии рыночной экономики для предотвращения возникновения инфляционных процессов;

  1. Установление возможного предела роста цены за определенный период времени. Бесконтрольный и быстрый рост цен на дефицитные товары в условиях, когда увеличение масштаба их выпуска не может быть быстро достигнуто, порождает у продавцов желание увеличить объем получаемой прибыли без увеличения объемов реализации. В конечном счете, это ведет к сокращению объёмов производства. Это, в свою очередь приводит к увеличению дефицита и ведет к дальнейшему росту цен. Прямое государственное регулирование пределов роста цен на данный период времени предотвращает такого рода процессы.
  2. Установление предельного норматива рентабельности. Устанавливая предельный норматив рентабельности, государство ограничивает прибыль от реализации единицы продукции. Данный вид прямого государственного регулирования применяется при назначении цен на продукцию предприятий – монополистов;
  3. Установление предельных размеров снабженческо- сбытовых и торговых надбавок. Органами исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо- сбытовых и торговых надбавок и наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления. Решение об установлении предельного уровня названных надбавок может распространяться на всю продукцию, реализуемую в пределах соответствующей территории.
  4. Декларирование цен. Предусматривает представление в государственные органы сведений (деклараций) о предполагаемом уровне цен. Такая декларация носит заявительный характер. Если решение о декларировании цен принято, то все производители соответствующей продукции, не ссылаясь на коммерческую тайну, должны представлять подобные декларации.
  5. Установление паритетных цен, т.е, установление взаимосвязанных цен, когда изменение цен на одни товары ведет к соответствующему изменению на другие товары.
  6. Установление рекомендательных цен. По важнейшим видам продукции иногда устанавливаются рекомендательные уровни цен. Фактическая цена товара может и превышать рекомендательный уровень. Однако прибыль от реализации товара по цене, превышающей рекомендательную, как правило, облагают прогрессивным налогом.

 

К косвенным относятся  методы, при помощи которых государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования, но не диктует сам порядок, способы определения цены и ее уровень. Такие методы лежат в основе различных нормативных актов, направленных на формирование конкурентной среды: антитрестовского и антимонопольного законодательства, различного рода соглашений между государством и предпринимателями о "разумной" политике цен; актов о ценовой дискриминации, ценах и рекламе.

Косвенное регулирование  цен – вмешательство в ценообразование, которое обеспечивается применением совокупности способов и средств, которые способствуют товарному расширению на рынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения, регулированию налогов.

Косвенное регулирование  – это регулирование не самих  цен, а факторов влияющих на них. Оно осуществляется с помощью учетной ставки процента, налогов, дотаций, доходов, валютного курса, экспортно- импортных пошлин и квот.

К методам косвенного  государственного регулирования цен  относят:

  • Проведение государственных закупок
  • Установление налогов и налоговых ставок
  • Регулирование денежного обращения и кредита
  • Регулирование государственных расходов
  • Политика государственных инвестиций
  • Установление норм амортизации
  • Регулирование валютного курса

 

Данными мерами государство стремиться установить равновесие между спросом и предложением и таким образом способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики. Косвенные методы регулирования проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование и носящие макроэкономический характер.

Технически государственное  регулирование цен осуществляется введением в действие соответствующего налогового законодательства за счет субсидирования и дотаций из бюджета, а также через заключение  органами власти с юридическими и физическими лицами соответствующих договоров.

Государственное регулирование  цен осуществляется в различных  формах на основе «социального партнерства». Одной из таких форм является контроль за ценами на потребительские товары, входящие в базовую корзину. Розничная цена на эти товары должна быть стабильной и не может повышаться предприятиями розничной торговли. Государство же субсидирует эти товары, обеспечивая производителям и торговле среднюю норму прибыли.

Наблюдение за ценами является первичной формой государственной активности в этой области. Дело не только в том, что с него исторически началось государственное регулирование цен; в настоящее время наблюдение за ценами служит основой, на которой базируются все государственные мероприятия в этой области. Наблюдением за ценами занимаются специальные статистические управления. Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям руководства правительства, международных организаций.

Информация о работе Регулирование цен в Российской Федерации