Управление муниципальным хозяйством в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить законодательную базу, регулирующую экономическую и финансовую деятельность муниципального самоуправления, провести анализ и выявить проблемы управления развитием муниципального хозяйства в муниципальном образовании, определить пути совершенствования управления муниципальным хозяйством в РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НАУЧНО-ПРАВОВЫЕ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ ………6
1.1. Сущность и понятие муниципального хозяйства и муниципального управления……………………………………………………………………..….6
1.2. Нормативно – правовые основы управления муниципальным хозяйством в РФ………………………..………………………………………………………8
1.3. Организационная специфика муниципального хозяйства…...…………..12
II. АНАЛИЗ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ………………………………....……………………………....17
2.1. Структура муниципального хозяйства и его виды………………………..17
2.2. Управление функционированием и развитием муниципального образования………………………………………………………………………20
2.3. Ресурсы муниципального образования……………………………………26
2.4. Проблема муниципального обслуживания………………………………..28
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ В РФ ……………...32
3.1. Совершенствование управления муниципальным хозяйством в РФ …...32
3.2 Совершенствование социальной инфраструктуры как направление укрепления МСУ……………………………………….………………………..34
3.3 Совершенствование управления муниципальным имуществом в РФ..…38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………………………………………………41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..………………

Файлы: 1 файл

СГМУ Курсовая управление муниципальным хозяйством маглова.doc

— 273.00 Кб (Скачать файл)

Работа по экономическому развитию может и должна строиться с привлечением руководителей крупнейших предприятий и работодателей муниципального образования. В такой кооперации с руководителями предприятий местная администрация может более эффективно решать вопросы обучения персонала, развития инфраструктуры, стимулирования малого и среднего бизнеса.

Инструментами управления экономическим развитием на местном уровне, как это показано в таблице 1.2, являются создание общих условий бизнеса (дороги, связь, офисы, рыночная инфраструктура), регулирование деловой активности (местные налоги, зонирование, особые условия), прямая кооперация местной администрации и бизнеса (совместные проекты). Для выхода из кризисного состояния необходимы целевые планы, предусматривающие комбинацию всех методов воздействия на экономическое развитие муниципалитета, при этом весьма важным аспектом составления таких программ может стать анализ баланса результатов и затрат, связанных с осуществлением программы.

Таблица 1.2 Виды воздействия на экономическое развитие муниципалитет

Формирование общих

условий бизнеса

Регулирование

деловой активности

Прямая кооперация ад-

министрации и бизнеса

 

- транспорт;

 

- зонирование;

- совместные проекты;

 

- связь;

 

- правила землеполь-

- взаимодействие с не-

 

- гостиницы;

 

зования;

коммерческими организа-

 

- рекреация;

 

- налогообложение;

циями:

 

- телекоммуникации;

 

- субсидии;

- торгово-промышленные

 

- муниципальная ры-

 

- льготы;

палаты,

 

ночная инфраструктура:

 

- гарантии.

- учебно- консультационные центры

 

- банки,

 

 

 

- аудит,

 

 

- страхование.

 

 

 

В каждом МО управление развитием может быть организовано по- разному (в зависимости от ресурсов и сложности решаемых задач), но некоторые особенности процесса управления развитием присущи всем МО.

Главными факторами цикличности являются:

- бюджетный процесс;

- период полномочий региональных органов власти;

- крупные инвестиционные проекты;

- традиционные региональные особенности (культурно-исторические, религиозные и др.

Основной целью развития муниципального образования является повышение качества жизни людей, проживающих на его территории. При этом в понятие качества жизни должны включаться:

- обеспеченность работой и заработной платой, гарантирующей достойный уровень жизни;

- обеспеченность качественным жильем;

- гарантия общественной и экологической безопасности, политической стабильности;

- обеспеченность конституционными правами на медицинское обслуживание, образование, отдых.

Основными инструментами управления развитием являются Концепция и Программа. Концепция социально-экономического развития муниципального образования должна строиться с учетом современных принципов стратегического планирования, что позволяет в полной мере использовать потенциал муниципального образования и задействовать все имеющиеся ресурсы, включая социальный капитал, и на основе четкого представления о состоянии объекта управления, возможных изменениях во внешней среде, открывающих новые возможности развития или создающих угрозы.

Регулируя экономическое развитие территории через функции управления, муниципальное образование должно выполнять несколько специфических задач (рис. 1.1): насыщать экономическую среду информацией, что способствует более рациональному планированию деятельности частных компаний; ставить плановую практику на микроуровень в определенные рамки, задавая допустимые параметры частного интереса и средств его достижения; определять цели социально-экономического развития муниципального образования и непосредственно регулировать хозяйственные пропорции в местной экономике; быть гарантом стабильности в сфере экономической политики.

 

Рис.1.1 Задачи муниципального образования по управлению развитием

 

Для решения данных задач муниципальные органы власти должны обладать определенным набором рычагов, инструментов влияния на экономику и системой институтов власти, способных их применять через соответствувющие формы воздействия.

 

2.3. Ресурсы муниципального образования

Всякое муниципальное хозяйство стремится быть эффективным, т.е. получить максимальные результаты при минимальных затратах, при этом, как и любая деятельность, деятельность в рамках муниципального хозяйства должна обеспечиваться различного вида ресурсами. Именно ресурсы территории определяют модель муниципального хозяйства. 

Под ресурсами МО мы будем понимать совокупность всех возможностей территории МО, распоряжение которыми отнесено к компетенции органов МСУ данного МО.

Различают материальные и нематериальные ресурсы. К материальным ресурсам относятся:

* природные ресурсы (земля, ее недра, водные объекты, леса и пр.);

* производственные ресурсы (предприятия, иные производственные мощности);

* финансовые ресурсы (бюджет, внебюджетные источники финансов);

* организационные ресурсы (оргтехника, оргструктура и пр.);

* кадровые ресурсы (квалифицированные служащие, инфраструктура подготовки и переподготовки кадров и пр.);

* иные материальные ресурсы.

Развитие территории, ее инвестиционная привлекательность во многом определяется наличием или отсутствием материальных ресурсов.

К нематериальным ресурсам относятся, прежде всего:

* правовые ресурсы (объем полномочий, определенный законом);

* интеллектуальные ресурсы;

* иные нематериальные ресурсы.

Хозяйственная деятельность на территории невозможна без прав и полномочий эту деятельность осуществлять.

Подчеркнем, что все эти виды ресурсов могут относиться, а могут и не относиться к ресурсам МО. Для принадлежности к муниципальным ресурсам необходимо, чтобы данный ресурс относился к территории МО, и чтобы право им распоряжаться входило бы в полномочия органа МСУ этого МО. Полномочия органа МСУ определяются законом, т.о. именно закон закрепляет те или иные ресурсы за МСУ (это осуществляется федеральным законодательством), за тем или иным МО (это осуществляется законодательством субъекта федерации и уставом МО).

Критерием закрепления ресурсов за тем или иным уровнем власти является наибольшая эффективность его использования, в этом смысле за МСУ следует закреплять ресурсы, эффективность использования которых связана с тем, что МСУ - наиболее приближенный к населению уровень власти (землю, например).

Критерием закрепления ресурсов за тем или иным МО должен служить объем полномочий органов МСУ данного МО, ресурсов должно быть достаточно для комплексного решения задач, связанных с реализацией этих полномочий.

Несмотря на исключительную важность для ведения хозяйственной деятельности наличия ресурсов, сама деятельность невозможна без основного ресурса — кадрового потенциала территории. Примером важности данного ресурса может служить послевоенное развитие Японии, которая сумела достичь огромных успехов в хозяйственном развитии, не обладая сколько-нибудь серьезными природными ресурсами.

Опыт Японии свидетельствует также и о том, что в современном обществе не только профессиональная подготовка кадров, но и обладание современными технологиями является своеобразным ресурсом деятельности.

Для осуществления экономической и хозяйственной деятельности МСУ необходимы все вышеперечисленные ресурсы.

Ресурсы муниципального хозяйства (Воронин)

 

2.4. Проблема муниципального обслуживания

Проблема донесения товаров и услуг населению приобретает в настоящее время особую остроту и ее решение - это прямая обязанность органов МСУ данного МО. Рассмотрим проблему муниципального обслуживания чуть подробнее, при этом будем следовать работе Э.С.Саваса.

Выделяются 4 типа товаров и услуг: [34]

      частные - они характеризуются индивидуальным потреблением, а также тем, что потребителю легко отказать в доступе к таким товарам (пример: пища, одежда, личный автомобиль);

      общедоступные - они характеризуются индивидуальным потреблением и тем, что потребителю трудно отказать в доступе к ним (пример: воздух, река, озеро);

      совместно оплачиваемые - они характеризуются совместным потреблением и тем, что в них легко отказать (пример: кабельное ТВ, телефон, водопровод, библиотека);

      коллективные - они характеризуются совместным потреблением и тем, что в них трудно отказать (пример: маяк, телевещание, оборона).

      Основных участников процесса донесения товаров и услуг принято разделять на:

      потребителя - непосредственно потребляет или получает товар или услугу;

      производителя - фактически и непосредственно выполняет работу или обеспечивает доставку товара или услуги потребителю;

      распорядителя (организатора), обеспечивающего товар или услугу - назначает производителя потребителю и наоборот, выбирает производителя, который будет обслуживать потребителя.

Потребитель, производитель и распорядитель связаны между собой определенными отношениями: назначением услуги, ее доставкой и ее оплатой. Принято выделять 10 типов (механизмов) донесения товаров и услуг:

1.                           Муниципальная услуга. МО выступает как производитель и как распорядитель услуги. Доставка услуги (со взиманием платы или без таковой осуществляется органом МСУ, использующим своих служащих (пример: вся деятельность муниципальных предприятий).

2.                           Продажа услуг органами МСУ. Физическое или юридическое лицо (частная компания) являются распорядителями, а МО – производителем (пример: покупка прав за пользование природными ресурсами, оплата милицейских услуг на частном предприятии).

3.                           Межмуниципальное соглашение. Одно МО – производитель, другое – распорядитель (пример: покупка одним МО школьных или пожарных услуг у соседнего МО).

4.                           Контракт. Органы МСУ заключают соглашения (контракт) с частными фирмами и некоммерческими организациями на доставку товаров и услуг. В таком механизме частник – производитель, МО – распорядитель, который платит производителю. Муниципальный заказ является примером контракта.

5.                           Привилегия. В услуге, основанной на привилегии МО – распорядитель, частная фирма – производитель, но за услугу платит потребитель (примеры: такси, телефон, автобусные перевозки).

6.                           Дотация. Частная фирма – производитель, МО и потребитель – сораспорядители (они выбирают определенных производителей, а потребитель выбирает наиболее подходящего производителя). Обычно и МО, и потребитель платят производителю (примеры: учреждения культуры, дешевое жилье).

7.                           Гарантии. Частник – производитель, МО платит производителю, при этом потребитель субсидируется. Система гарантий альтернативна системе дотаций (примеры: продуктовые талоны, жилищные ваучеры, система перевозок).

8.                           Рынок. Потребитель сам организует процесс обеспечения и выбирает производителя – частника.

9.                           Добровольные услуги. Распорядителем и производителем является добровольная ассоциация.

10.                       Самообслуживание.

Три последних механизма (8,9,10) никакого отношения к муниципальному хозяйству не имеют. На практике используются также смешанные и частичные механизмы донесения услуг населению.

Независимо от модели муниципального хозяйства в МО в той или иной мере используются все механизмы донесения товаров и услуг. Отметим здесь, что при муниципально-рентной модели основным механизмом является муниципальная услуга, а при коммунальной модели наибольшую роль приобретает контракт.

Информация о работе Управление муниципальным хозяйством в РФ