Муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 19:06, реферат

Описание работы

Целью работы является исследование методов, средств и форм муниципального управления в Российской Федерации.
Соответственно для достижения этой цели в работе были поставлены следующие задачи:
- исследовать методы муниципального управления;
- изучить правовые основы местного самоуправления в контексте средств муниципального управления;
- изучить организацию местного самоуправления в контексте форм муниципального управления.

Содержание работы

1.Муниципальное управление………………………………………………..3
2.Понятие, классификация и виды методов управления…………………...6
2.1.Экономические методы муниципального управления…………………6
2.2.Административно-распорядительные и правовые методы муниципального управления………………………………………………………..8
2.3.Социально-психологические методы…………………………………..10
Список использованной литературы……………………………………….11

Файлы: 1 файл

муниц. управление.docx

— 26.82 Кб (Скачать файл)

     Содержание:

     1.Муниципальное  управление………………………………………………..3

     2.Понятие, классификация и виды методов управления…………………...6

     2.1.Экономические методы муниципального управления…………………6

     2.2.Административно-распорядительные  и правовые методы муниципального управления………………………………………………………..8

     2.3.Социально-психологические  методы…………………………………..10

     Список  использованной литературы……………………………………….11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Муниципальное управление.

     Муниципальное управление  - относительно новое явление в современной России. Как особый вид управления, как научная дисциплина и как область практической деятельности муниципальное управление появилось в стране лишь в 90-х годах XX века вместе с возрождением местного самоуправления. Согласно Конституции России, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В силу этого муниципальное управление имеет свою специфику, отличающую его от других видов управленческой деятельности, в том числе от государственного управления.

     Муниципальное управление - это составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета.

     Внутри  муниципального управления, также, как и на общенациональном уровне, может существовать принцип разделения властей: исполнительная власть сосредотачивается в руках главы (мэра), законодательная - в руках городского совета, и судебная - в руках городского суда и муниципального подразделения министерства юстиции.

     Муниципальное управление, как и государственное, связано с определенной территорией и разными группами населения, живущими на данной территории. Отмеченное сходство не исключает глубоких различий, основные из которых заключаются в следующем:

  1. муниципальный орган не создает законов, это прерогатива государственных законодательных органов;
  2. государство управляет гражданами (через нормативные акты), муниципалитет как орган управляет не гражданами и жителями территории (за исключением решений о налогах и выборах органов муниципальной власти), а собственными службами и предприятиями. Главным средством управления этими службами выступают проекты деятельности (цели, планы, решения, приказы, распоряжения и т. д.).

     Согласно  Положению об основах организации  местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной  реформы, утвержденному Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г., выборный представительный органместного самоуправления:

  • утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении;
  • устанавливает местные налоги и сборы;
  • утверждает программы развития соответствующих территорий;
  • принимает положение (устав) о местном самоуправлении;
  • осуществляет контроль над деятельностью главы местного самоуправления (главы администрации).

     Решения, связанные с утверждением местного бюджета, расходованием финансовых средств, установлением или отменой  местных налогов и сборов, принимаются  выборным представительным органом  местного самоуправления. Эти решения  представляютcя и согласуются с главой местного самоуправления, соответствуют установленным в России межбюджетным отношениям.

     Определенные  разночтения имеются в терминологии. Термины "муниципальное управление", "муниципальный менеджмент" или "городское управление" часто  употребляются как идентичные или  взаимозаменяемые. Они действительно  близки, но не синонимичны. Так, в английском языке термин management (менеджмент) используется только применительно к корпоративному (хозяйственному, производственному) управлению. Для обозначения публичного (государственного или муниципального) управления употребляется  термин government. Тем самым понятие "муниципальный менеджмент" в  определенной степени лишается смысла. Однако в России он широко применяется. Термин "городское управление" распространился в литературе как  обобщающий, поскольку во многих странах  муниципалитетами считаются только города, а для сельских самоуправляемых  территорий существуют другие названия. В таком контексте городское  управление равно муниципальному. Однако в России муниципальными образованиями являются не только города, но и сельские поселения, административные районы и иные территории.

     В научном смысле муниципальное управление можно рассматривать как составную  часть общей науки об управлении в сложных социально-экономических  системах и одновременно как составную  часть муниципальной науки - о  местном самоуправлении. Это комплексная  наука, включающая элементы ряда дисциплин: экономики, права, политологии, социологии, демографии, теории управления и многих других. Это отражает многогранный характер самой муниципальной деятельности [1, с. 8]. Тема данной работы является актуальной и значимой, поскольку методы, средства и формы муниципального управления представляют не только теоретический, но и большой практический интерес  в контексте продолжающейся  дискуссии о роли местного самоуправления в России.

     Объектом  исследования является система муниципального управления в Российской Федерации.

     В качестве предмета исследования выступают  методы, средства и формы муниципального управления.

     Целью работы является исследование методов, средств и форм муниципального управления в Российской Федерации.

     Соответственно  для достижения этой цели в работе были поставлены следующие задачи:

     - исследовать методы муниципального  управления;

     - изучить правовые основы местного  самоуправления в контексте средств  муниципального управления;

     -  изучить организацию местного самоуправления в контексте форм муниципального управления. 
 

     Понятие, классификация и  виды методов управления.

     Методы  управления - это способы и приемы управленческой деятельности, с помощью  которых объект управления направляется на достижение своих целей. Методы муниципального управления основываются на объективных  экономических законах, закономерностях  социально-экономических систем, учитывают  достигнутый научно-технический  уровень, социальные. правовые и психологические отношения в процессе управления. Методы муниципального управления всегда используются комплексно, взаимно дополняя друг друга. Их совокупность образует целостную систему методов муниципального управления. Существуют следующие группы методов: экономические, административно-распорядительные и правовые, социально-психологические. Каждая группа методов обладает определенным характером воздействия на объект управления. Искусство управления заключается в овладении этими методами, в правильном их выборе и сочетании, умении применить на практике.

     Экономические методы муниципального управления

     Экономические методы управления - это комплекс способов и приемов управления, основанных на использовании экономических  законов и интересов. Цель этих методов - создать условия, заинтересовывающие производителя производить необходимые  товары и услуги нужного качества и по приемлемой цене. Эти методы призваны обеспечить гармонию и единство экономических интересов предприятий (организаций), местного сообщества и  конкретного жителя. Экономические  методы включают в себя планирование, хозрасчет, ценовую политику, бюджетную  политику, налоговую политику, кредитную  политику и др. Потребность в экономических  методах управления закономерно  и существенно возрастает, поскольку  в условиях развития частного предпринимательства  не всегда возможно и разумно решать с помощью директивного воздействия  сложную совокупность задач удовлетворения растущих потребностей населения. Сущность экономических методов - в воздействии  на экономические интересы потребителей и работников с помощью цен, оплаты труда, прибыли, кредита, налогов и других экономических рычагов, позволяющих создавать эффективный механизм работы. Экономические методы основываются на использовании стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений. Особенности экономических методов управления состоят в том, что они: базируются на некоторых общих правилах поведения, дающих возможность маневрировать ресурсами, тогда как административные характеризуются конкретно-адресными задачами, ориентированными на достижение целей управляемой системы путем формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации решений; оказывают на производителей и потребителей косвенное воздействие посредством системы отношений, учитывающих интересы коллектива и отдельных работников (административные методы по своей природе не способны столь полно и непосредственно ориентироваться на экономические интересы объекта управления); непременно предполагают самостоятельность предприятия на всех уровнях при одновременном возложении на него ответственности за принимаемые решения и их последствия (в отличии от административных методов, предполагающих значительную долю ответственности вышестоящих органов, принимающих решения); побуждают исполнителей к подготовке альтернативных решений и выбору из них наиболее соответствующих интересам коллектива (административные распоряжения большей частью однозначны, требуют обязательного, точного исполнения).

     Экономические методы управления должны занять и  неизбежно займут доминирующее положение. Это необходимо для нормального  функционирования ассоциаций, союзов, предприятий в новых условиях хозяйствования. Одновременно сокращается  число звеньев управления. При  умелом использовании экономических  методов управления управляющие  органы в условиях рынка легче преодолевают инертность в реализации своих задач, обусловленной отсутствием соответствующей экономической заинтересованности в оперативном удовлетворении меняющихся потребностей. Усиливается самоконтроль, до минимума снижается необходимость в административном контроле, который сосредотачивается, если в том есть потребность, на конечных результатах обслуживания населения. Чем шире применяются экономические методы, тем большее число вопросов решается непосредственно в основных звеньях управления, ближе к источнику информации. В прошлом в условиях необоснованного широкого применения административных методов нередко на высоких уровнях управления принимались решения, которые по своему содержанию входили в компетенцию нижестоящих звеньев управления. В результате замедлялся процесс принятия решений, и не обеспечивалась требуемая оперативность управления, снижались его компетентность и качество. Использование системы экономических методов на государственных предприятиях даст должный эффект только в том случае, если прибыльность ведения хозяйства будет охватывать все звенья организационной структуры управления, образуя замкнутую систему с распределением материальной ответственности между всеми ее звеньями.

     Административно-распорядительные и правовые методы муниципального управления

     Исполнительный  орган местного самоуправления (местная  администрация) осуществляет свои функции  двумя способами правовыми и  организационными. Правовой способ предполагает принятие нормативных правовых актов  по вопросам, входящим в компетенцию  исполнительных органов местного самоуправления. Организационный способ предполагает организацию работ по выполнению решений представительного органа местного самоуправления, собственных  решений, а также законов и  других нормативных правовых актов  федеральных и региональных органов  государственной власти. Административно-распорядительные и правовые методы представляют собой  совокупность средств юридических (правового и административного) воздействия на отношения людей. Осуществление этих методов гарантируется действующей системой федеральных и региональных законов, нормативных актов местного самоуправления. Юридическое воздействие заключается в применении правовых норм, регулирующих связи и отношения, возникающие в процессе управления. Правовые нормы выражаются в различных законодательных актах, положениях, инструкциях, приказах и распоряжениях. Применение правовых норм предполагает использование санкций, которые подразделяются на: дисциплинарные, материальные, административные и уголовно-правовые. Административные методы предполагают организационное и распорядительное воздействие. Организационное воздействие выражается в четком распределении функций управления, установлении прав и обязанностей работников управления, регламентации основных процедур управленческой деятельности. В основе организационных воздействий лежат: организационное регламентирование и организационное нормирование. Организационное регламентирование устанавливает правила, обязательные для выполнения, и определяет содержание и порядок управленческой деятельности в соответствии с правовыми нормами и инструктивными материалами. Организационное нормированиезаключается в разработке нормативов и норм; численности управленческого персонала и управляемости, затрат труда в сфере управления и длительности управленческих операций и процедур, расходов материалов и других расходов. Устав, положения, регламент, должностные инструкции, распределение прав и обязанностей, организационные структуры создают базу для распорядительной деятельности, т.е. для установления конкретных заданий и контроля их исполнения. Распорядительное воздействие осуществляется в процессе функционирования муниципального образования и направлено на обеспечение слаженной работы, аппарата управления, на поддержание всей инфраструктуры в заданном режиме работы или перевод ее в более совершенное состояние. 

Информация о работе Муниципальное управление