Управление муниципальным хозяйством в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить законодательную базу, регулирующую экономическую и финансовую деятельность муниципального самоуправления, провести анализ и выявить проблемы управления развитием муниципального хозяйства в муниципальном образовании, определить пути совершенствования управления муниципальным хозяйством в РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НАУЧНО-ПРАВОВЫЕ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ ………6
1.1. Сущность и понятие муниципального хозяйства и муниципального управления……………………………………………………………………..….6
1.2. Нормативно – правовые основы управления муниципальным хозяйством в РФ………………………..………………………………………………………8
1.3. Организационная специфика муниципального хозяйства…...…………..12
II. АНАЛИЗ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ………………………………....……………………………....17
2.1. Структура муниципального хозяйства и его виды………………………..17
2.2. Управление функционированием и развитием муниципального образования………………………………………………………………………20
2.3. Ресурсы муниципального образования……………………………………26
2.4. Проблема муниципального обслуживания………………………………..28
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ В РФ ……………...32
3.1. Совершенствование управления муниципальным хозяйством в РФ …...32
3.2 Совершенствование социальной инфраструктуры как направление укрепления МСУ……………………………………….………………………..34
3.3 Совершенствование управления муниципальным имуществом в РФ..…38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………………………………………………41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..………………

Файлы: 1 файл

СГМУ Курсовая управление муниципальным хозяйством маглова.doc

— 273.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Выводы

1. Местные органы власти выполняют две основные функции: предоставление услуг жителям и предприятиям (содержание дорог, водо-, тепло-, энергоснабжение, уборка мусора, содержание парков, мест отдыха и прочее) и управление развитием подведомственной территории.

2.Основным качественным показателем управления функционирования МО является эффективность.

3. Каким бы непрерывным не казался процесс развития и управления развитием, общей принципиальной особенностью этого процесса является его цикличность. Главными факторами цикличности являются: бюджетный процесс, период полномочий региональных органов власти, крупные инвестиционные проекты, традиционные региональные особенности (культурно-исторические, религиозные и др.)

4. Независимо от модели муниципального хозяйства в МО в той или иной мере используются все механизмы донесения товаров и услуг.

5. Деятельность в рамках муниципального хозяйства должна обеспечиваться различного вида ресурсами. Именно ресурсы территории определяют модель муниципального хозяйства. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные направления решения проблем управления муниципальным хозяйством

 

3.1. Совершенствование управления развитием муниципальным хозяйством в РФ

Согласно методам управления экономикой муниципального образования были сформированы следующие направления совершенствования управления развитием муниципального образования: [21]

1. Повышение эффективности распределения средств, поступающих в бюджет, путем снижения взаимных неплатежей, предоставления льготных кредитов и налогообложения, создания единой формализованной методики трансфертов в бюджет МО, формирования программы социально-экономического развития в рамках муниципального заказа и пр.

2. Превышение «экспорта» продукции, работ, услуг, произведенных на территории муниципального образования, над их «импортом».

Для того чтобы реализовать приведенные требования, необходимо учитывать воздействие различных факторов внешней среды (общая экономическая политика, законодательство, структура экономики, инвестиционный климат, стихийные явления и т.п.). По мнению коллектива под руководством А.И.Гаврилова, чтобы понизить зависимость от факторов внешней среды в управлении экономикой, органы местного самоуправления должны грамотно использовать функции управления, а именно:

- увеличить инвестиционный потенциал местных бюджетов за счет расширения неналоговых поступлений (функция организации);

-перераспределять часть доходов от муниципального предпринимательства через бюджет на текущие нужды муниципального образования (в первую очередь, на увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы), что может способствовать улучшению структуры распределения доходов в местном сообществе (функция организации, контроля и учета).

- определить приоритетные отрасли экономики. В настоящее время ни коммерческие банки, ни фондовый рынок не в состоянии выполнить функции эффективных институтов перераспределения финансовых потоков. Только органы государственной власти и местного самоуправления, опираясь на публичную собственность, через налогово-бюджетную систему, с помощью банков развития и гарантийных механизмов способны обеспечить это перераспределение в пользу отраслей и сфер, с которыми связаны перспективы развития (функции прогнозирования, планирования, мониторинга).

- организовывать кооперации с крупными предприятиями для реализации проектов, выполнение которых не под силу какому-то одному хозяйствующему субъекту (функция организации).

Финансовые проблемы, стоящие сегодня перед муниципальными образованиями в России, а также необходимость перераспределения доходов и инвестиций с целью стимулирования экономического роста и уменьшения социально-экономической дифференциации, требуют наличия в инвестиционных портфелях муниципальных образований коммерчески эффективных проектов. В этом смысле актуальными становятся ресурсосберегающие технологи управления, позволяющие создавать конкурентные преимущества за счет концентрированного, «точечного» использования относительно небольших средств. В случае правильно организованного мониторинга социально-экономического состояния муниципального образования и верной интерпретации его результатов небольшие «точечные» воздействия могут дать несоизмеримо больший эффект для создания и развития конкурентных преимуществ.

Прежде всего положительный эффект может принести инвестирование в объекты, имеющие наибольшее количество кооперативных связей с другими хозяйствующими субъектами экономики муниципального образования. Тем самым для органов местного самоуправления в экономическом аспекте приоритетными должны стать отрасли, выпускающие продукцию, в производстве которой задействовано максимальное количество предприятий смежных отраслей, находящихся на территории муниципального образования, с целью стимулирования экономического роста и уменьшения социально-экономической дифференциации. Функции прогнозирования, планирования, организации, контроля и учета, а также мониторинга должны обеспечить грамотную реализацию указанной политики.

На данных подходах и должна осуществляться реализация управления экономикой муниципального образования.

 

3.2 Совершенствование социальной инфраструктуры как направление укрепления МСУ

Зачастую в органах МСУ финансирование из местного бюджета идет на исследование и мониторинг состояния отрасли. Отсутствие информационных баз данных не позволяет в полной мере выполнять функции организации, контроля и учета. Поэтому следующим направлением совершенствования системы управления развитием муниципального образования должна стать информатизация.

Информация является важнейшим стратегическим ресурсом в деятельности муниципального образования. Развитость информационной инфраструктуры - это фактор, индикатор и результат развития муниципального образования, деловой активности территории, основа принятия эффективных управленческих решений.

Информация - это совокупность сведений об изменениях, совершающихся в системе и окружающей ее среде. Она выступает как основа процесса управления. На основе обработки необходимого и достаточного количества информации принимается то или иное управленческое решение.

Для оценки уровня социально - экономического развития на местном уровне необходим определенный массив достоверной информации, позволяющий оценивать состояние системы и направления ее развития.

Информационное обеспечение муниципального управления состоит в организации поиска, сбора, хранения, обработки и передачи информации с целью ее использования для постановки и решения задач управления. Организация информационного обеспечения связана с решением следующих взаимосвязанных задач: определение состава информации, в том числе по целевым и функциональным подсистемам; определение источников и потребителей информации, регламентация связей между ними; подготовка информации о желаемом и фактическом состоянии системы и ее элементов, определение отклонений; формализация представления информации; выбор и обоснование носителей информации; разработка методов поиска, сбора, обработки, хранения и обновления информации; выбор и обоснование технических средств информационного обеспечения; определение периодичности циркуляции информации и форм ее представления; разработка классификаторов, словарей, инструкций и других средств и методов технологической регламентации информационного обеспечения.

Сущность информатизации в управлении экономикой территории заключается в создании условий для улучшения информационного обеспечения структур: управляющих экономическими процессами на территории.

Создание единого информационного пространства России, отражающего динамику преобразований, состояние различных регионов и муниципальных образований, возможно только через функционирование информационной вертикали "Федерация - Субъект РФ - Муниципальное образование". В этой информационной вертикали ключевым элементом являются информационные ресурсы самого низшего уровня управления — муниципального.

Система информационного обеспечения органов управления муниципального образовании является нижним уровнем в общей системе информационного обеспечения государственного управления.

Под системой информационного обеспечения (СИО) органов государственной власти и местного самоуправления понимается совокупность организационно-правовых, информационных, методических, программно-технических и технологических компонентов, взаимосвязанная и соответствующим образом сформированная для обеспечения информационных процессов в органах управления, исполнения должностных обязанностей государственных служащих за счет рационального использования информационных ресурсов и информационных технологий.

К проблемам в области использования информационных ресурсов, существующим на территориальном уровне, относятся: отсутствие информации об уже созданных и действующих информационных ресурсах; отсутствие законодательно закрепленного координирующего звена в вопросах интеграции информационных ресурсов; различные ведомственные форматы хранения данных и различная ведомственная методологическая основа созданных информационных ресурсов; неумение эффективно использовать с шествующие информационные ресурсы и современные информационные технологии.

В муниципальных образованиях (регионах) определены следующие задачи информатизации управления социально - экономическим развитием:

- создание системы информационного моделирования экономических процессов с целью повышения качества прогнозирования развития экономики и выработки оптимальных управленческих решений;

- развязка кризиса взаимных неплатежей на базе создания клирингового центра, представляющего собой мощную информационную систему;

- ужесточение контроля за своевременным поступлением средств в областной и местный бюджеты за счет развития информационно-вычислительной системы;

- практические меры по сокращению недоимки в бюджет через создание на базе долгового центра крупного информационного модуля;

- переход на систему персонифицированного учета населения, построенной в архитектуре территориально-распределенной сети;

- формирование комплексной информационной системы управления в регионе государственной и муниципальной собственностью;

- создание автоматизированного земельного кадастра;

- отслеживание финансовых, материальных и трудовых ресурсов в муниципальном образовании на основе интеллектуальных автоматизированных систем;

- развитие малого бизнеса в муниципальном образовании, для чего предполагается создание разветвленной информационной сети поддержки предпринимательства, более эффективное использование возможности глобальной сети Интернет.

Для повышения управляемости процессом информатизации можно рекомендовать:

- формирование Координационного межведомственного совета по муниципальной (региональной) информатизации с целью выработки согласованной стратегии информатизации;

- образование Управления по политике информатизации и информационным ресурсам Администрации муниципального образования (области) и региональный Центр информатизации органов государственного управления области;

- разработку и использование в Администрации муниципального образования (области) методики определения уровня информатизации и взаимосвязи состояния информатизации с показателями социально-экономического развития муниципального образования;

- разработку и реализацию концепции формирования единого информационного пространства органов управления муниципального образования (региона);

- формирование целевой программы информатизации органов управления муниципального образования (области);

- разработку структуры муниципальной (региональной) нормативной базы по информатизации.

 

3.3. Совершенствование управлением муниципальным имуществом в РФ

Главной целью в рамках внедрения различных подходов к развитию системы управления муниципальным имуществом является повышение эффективности управления муниципальным имуществом. Стратегия развития имущественного комплекса территорий должна преследовать следующие цели.

Во-первых, увеличение доходов местного бюджета на основе эффективного управления муниципальной собственностью, для повышения самостоятельности МСУ.

Во-вторых, оптимизация структуры имущества в интересах обеспечения возможности сохранения и развития комплекса муниципального имущества.

В-третьих, совершенствование управления всем комплексом объектов.

В-четвёртых, повышение конкурентоспособности МУП, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности.

В рамках поставленных целей органам МСУ необходимо решить следующие задачи.

Провести полную инвентаризацию объектов муниципального имущества, разработать и реализовать систему учета объектов и оформление прав на них. Полная инвентаризация муниципального имущества территории позволяет сформировать баланс имущества муниципального образования, что является непременным условием выполнения задачи привлечения инвестиций путём гарантирования инвестиций не доходами бюджета, а реальными активами, экономическими показателями, благоприятным правовым режимом.

Классифицировать объекты муниципальной собственности по признакам, определяющим специфику управления.

Информация о работе Управление муниципальным хозяйством в РФ