Система муниципального управления занятости населения Астраханской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:07, научная работа

Описание работы

Цель исследования работы: раскрыть деятельность муниципальных органов власти направленную на решение проблем занятости в Астраханской области.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия занятость населения.
2. Рассмотреть органы власти в регулировании занятости населения РФ.
3. Провести анализ деятельности службы занятости населения Астраханской области.
4. Определить структурную динамику и выявить проблемы рынка занятости населения Астраханской области.
5. Рассмотреть отраслевые целевые программы как способ обеспечения занятости населения.
6. Предложить улучшения условий занятости населения и составить прогнозный сценарий развития рынка труда Астраханской области.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. 8
1.1. Социальная сущность и содержание занятости населения. 8
1.2. Органы власти в регулировании занятости населения РФ. 15
ГЛАВА II. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ) 28
2.1.Анализ деятельности службы занятости населения 28
2.2. Структурная динамика и проблемы занятости населения Астраханской области 44
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. 63
3.1. Отраслевые целевые программы как способ обеспечения занятости населения. 63
3.2. Условия обеспечения занятости населения и прогнозный сценарий развития рынка. 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 92

Файлы: 1 файл

научная работа!итог 2.docx

— 344.16 Кб (Скачать файл)



 

По возрасту в составе  безработных по сравнению с 2010 годом  отмечается снижение абсолютной численности  и доли молодежи в возрасте 16-29 лет. Доля граждан предпенсионного возраста увеличилась  при небольшом росте  их абсолютной численности.

Таблица 8

Состав зарегистрированных безработных по полу и возрасту

 

 

Численность безработных,

зарегистрированных на конец:

 

2010 г.

2011 г.

2011г. 

в % к 2010 г.

 

чел.

доля

(%)

чел.

доля

(%)

Всего

9811

100,0

8834

100,0

90,0

мужчины

4691

47,8

4280

48,4

91,2

женщины

5120

52,2

4554

51,6

88,9

По возрасту:

молодежь 16-29 лет

2579

26,3

1970

22,3

76,4

предпенсионный

 возраст

707

7,2

727

8,2

102,8

другие возраста

6525

66,5

6137

69,5

94,1


 

В образовательной структуре  безработных граждан по сравнению  с              2010 годом произошел рост удельного  веса лиц, имеющих высшее профессиональное образование и начальную профессиональную подготовку, при снижении доли граждан, имеющих среднее профессиональное образование и не имеющих профессионального  образования.

Таблица 9

Состав зарегистрированных безработных по уровню образования52

 

 

Численность безработных,

зарегистрированных на конец 

 

2010 г.

2011 г.

2011 г.

в % к            

2010 г.

 

чел.

доля

(%)

чел.

доля

(%)

Всего, в том числе имеющие образование:

9811

100,0

8834

100,0

90,0

высшее профессиональное

1576

16,1

1559

17,6

98,9

среднее профессиональное

2426

24,7

2154

24,4

88,8

начальное профессиональное

1667

17,0

1526

17,3

91,5

не имеющие профессионального  образования

4142

42,2

3595

40,7

86,8


 

Наибольшее снижение абсолютной численности отмечалось по безработным  гражданам, не имеющих профессионального  образования, наименьшее снижение –  по безработным с высшим профессиональным образованием.

По причинам незанятости в составе безработных, состоящих на учете в службе занятости  на конец 2011 года по сравнению с 2010 годом, снизились доля и абсолютная численность лиц, уволенных в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата, уволенных с военной службы, обратившихся после окончания сезонных работ, граждан, относящихся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущих работу (ранее не работавших).

Отмечается  рост удельного веса и абсолютной численности в составе зарегистрированных безработных следующих категорий: уволенные с государственной гражданской службы, прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность, родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва.

Практически на уровне 2010 года сохранилась в  составе безработных численность  и доля граждан, освободившихся из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Снизилась абсолютная численность, при росте  удельного веса в составе безработных  уволившихся по собственному желанию, инвалидов.

В территориальном  разрезе к концу отчетного  года отмечается снижение доли и абсолютной численности безработных, проживающих  в городской местности. Возросла доля безработных жителей сельской местности при снижении их абсолютной численности. (См. приложение 2).

Относительно 2010 года в составе зарегистрированных безработных увеличилась на 8,8% численность  лиц, состоящих на учете до 1 месяца, при росте их доли на 3,9 п.п.

Увеличилась доля в составе зарегистрированных безработных лиц, с продолжительностью безработицы от 4 до 8 месяцев, при  снижении их абсолютной численности.

 

 

 

 

Таблица 10

Состав зарегистрированных безработных

по продолжительности  безработицы53

 

 

Численность безработных,

зарегистрированных на конец  отчет.года

 

2010 г.

2011 г.

2011г. в % к 2010 г.

 

чел.

Доля (%)

чел.

доля (%)

По продолжительности:

9811

100,0

8834

100,0

90,0

до 1 месяца

1810

18,4

1970

22,3

108,8

от 1 до 4 мес.

4527

46,2

3805

43,1

84,1

от 4 до 8 мес.

1679

17,1

1602

18,1

95,4

от 8 мес. до 1 года

1301

13,3

1069

12,1

82,2

более 1 года

494

5,0

388

4,4

78,5


 

Отмечается  снижение численности и удельного  веса безработных граждан с продолжительностью безработицы от 1 до 4 месяцев, от 8 месяцев  до 1 года и более 1 года.

В результате продолжительность безработицы, в  среднем по области снизилась  с 4,4 месяца в 2010 году до 4,1 месяца на конец  отчетного года.

Уровень регистрируемой безработицы в целом  по области на конец 2011 года составил 1,7% к численности экономически активного  населения, что меньше показателя на конец 2010 года (1,9%).

Рисунок 19. Уровень регистрируемой безработицы по районам Астраханской области, %54

Минимальный среди территорий области уровень  регистрируемой безработицы на конец  отчетного года в г.Астрахани (1,0%), Лиманском (1,0%) и Приволжском (1,0%) районах.

Наиболее  высокий уровень безработицы  отмечается в Харабалинском районе – 5,6%, Володарском районе – 3,5%, Камызякском  районе – 3,1%.

 

 

Рисунок 20. Доля зарегистрированных безработных по продолжительности безработицы,%55

 

Общий уровень  безработицы по методологии МОТ  по Астраханской области по данным ноябрьского обследования Федеральной  службы государственной статистики в 2011 году составил 7,9% (ноябрь 2010 года – 7,3%).

Безработица в первую очередь определяется спросом  и предложением рабочей силы на рынке  труда.

Согласно  аналитическому отчету Агентства занятости  населения Астраханской области  предложение на рынке труда характеризуется следующими данными.

Численность обратившихся в поиске работы граждан, имеющих рабочие специальности, а также специалистов и служащих уменьшилась на 19,3% и 18,6% соответственно, граждан, не имеющих профессии, увеличилась на 3,8%.

Половину  всех обратившихся в службу занятости  за содействием в трудоустройстве  составляли граждане, имеющие рабочие  профессии. При этом отмечается увеличение удельного веса граждан, не имеющих  профессиональной подготовки, при сокращении доли специалистов и служащих и лиц, имеющих рабочие профессии.

Таблица 11

Динамика численности обратившихся граждан

по профессиональным группам56

 

Численность обратившихся (человек)

за 2010 год

за 2011 год

всего

доля в общем числе обратив-шихся (%)

всего

доля в общем числе обратив-шихся (%)

 

1. Рабочие

28697

53,0

23157

50,0

2. Специалисты и служащие

14794

27,3

12045

26,0

3. Не имеющие специальности

10705

19,7

11111

24,0

Итого

54196

100,0

46313

100,0


 

В составе  обратившихся в органы службы занятости  населения граждан, имеющих рабочие  профессии, наибольший удельный вес  приходился на овощеводов, водителей  автомобиля, уборщиков производственных и служебных помещений, рабочих  по благоустройству населенных пунктов, подсобных рабочих, разнорабочих, сторожей, продавцов непродовольственных  товаров, продавцов продовольственных  товаров, операторов котельной, поваров, рыбаков прибрежного лова, санитаров, обработчиков рыбы, дворников.

В составе  обратившихся в поиске работы специалистов и служащих наибольшую долю составляли граждане, имеющие специальности: бухгалтеров, специалистов различной направленности, менеджеров, охранников, техников, юристов, экономистов, инженеров,  учителей, кассиров.

По сравнению  с 2010 годом в числе обратившихся, имеющих рабочие профессии, увеличилась  доля овощеводов, операторов котельной, парикмахеров, почтальонов, уборщиков  производственных и служебных помещений, рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, слесарей, рыбаков  прибрежного лова. Среди специалистов и служащих возросла доля агентов  страховых, бухгалтеров различной  направленности, воспитателей детского сада (яслей-сада), главных специалистов, инспекторов, консультантов, торговых представителей.

Предложение на рынке труда характеризуется  следующими данными.

Таблица 12.

Вакансии на рынке труда Астраханской области57

 

Количество вакансий

Вакансии, заявленные

в службу занятости

на 01.01.12 г.

в % к вакансиям

на 01.01.11 г.

на 01.01.11 г.

на 01.01.12 г.

Всего

Всего

   

Всего по области

3173

5425

171,0

в том числе:

     

г.Астрахань

2525

4060

160,8

г.Знаменск

50

266

в 5,3 р.

Районы области

598

1099

183,8

Ахтубинский

175

298

170,3

Володарский

33

10

30,3

Енотаевский

16

29

181,3

Икрянинский

117

96

82,1

Камызякский

6

38

в 6,3 р.

Красноярский

22

93

в 4,2 р.

Лиманский

10

4

40,0

Наримановский

97

344

в 3,6 р.

Приволжский

65

68

104,6

Харабалинский

40

103

в 2,6 р.

Черноярский

17

16

94,1


 

 

Количество  предприятий и организаций, заявивших  вакансии в службу занятости (с учетом  вакансий на начало года), насчитывало 3,5 тысячи,  из них 84,7% приходилось на  предприятия негосударственного сектора и 15,3% - государственного сектора.

В течение 2011 года  работодателями было заявлено более 64 тыс. вакансий для трудоустройства  граждан, ищущих работу, что составило 94,2% к 2010 году. На начало 2012 года банк вакансий, заявленных в органы службы занятости, насчитывал более 5,4 тыс. вакансий.      

 

Рисунок 21. Вакансии на рынке труда Астраханской области58

Коэффициент напряженности (численность незанятых  трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в службе занятости, в расчете  на одну вакансию)  в среднем по области на 1 января 2012 года составил 2,0 человека на одну вакансию  (на 1 января 2011 года  -  4,1 человека на вакансию).

Более 20% вакансий заявлены предприятиями, расположенными в районах области.  Коэффициент напряженности  в среднем по районам области уменьшился с 11,8 незанятых трудовой деятельностью граждан на одну заявленную вакансию на конец 2010 года до 5,5 человека на одну вакансию на конец 2011 года.

Наиболее  высокий коэффициент напряженности  отмечался в Володарском районе, где на одну вакансию приходилось 89,3 человека, в Лиманском районе – 56,0 человек, в Камызякском районе – 18,5 человека. Более благоприятная  ситуация со спросом на рабочую силу была в г.Астрахани, где на одну вакансию в среднем приходился 1,1 человек, из числа незанятых трудовой деятельностью  граждан, зарегистрированных в поиске работы.

В 2011 году в банке вакансий, заявленных работодателями в службу занятости, преобладала потребность в представителях рабочих профессий, на долю которых приходилось более 76%.

По состоянию  на 1 января 2012 года удельный вес вакансий по рабочим профессиям составил около 70%.

В отраслевой структуре спроса на рабочую силу наибольший удельный вес приходился на обрабатывающие производства, сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство, оптовую и розничную торговлю, здравоохранение, социальные услуги, государственное  управление, обеспечение военной  безопасности, строительство и образование.

По состоянию  на 1 января 2012 года спрос значительно превышал предложение рабочей силы по таким профессиям, как сестра медицинская, водитель грузового автомобиля, агент страховой, стрелок, телефонист, укладчик-упаковщик, сварщик, токарь, фрезеровщик, сборщик изделий, электросварщик, электромонтер по эксплуатации распределительных сетей, сборщик-клепальщик, кондуктор, штукатур-маляр, слесарь-судоремонтник.

Информация о работе Система муниципального управления занятости населения Астраханской области