Система муниципального управления занятости населения Астраханской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:07, научная работа

Описание работы

Цель исследования работы: раскрыть деятельность муниципальных органов власти направленную на решение проблем занятости в Астраханской области.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия занятость населения.
2. Рассмотреть органы власти в регулировании занятости населения РФ.
3. Провести анализ деятельности службы занятости населения Астраханской области.
4. Определить структурную динамику и выявить проблемы рынка занятости населения Астраханской области.
5. Рассмотреть отраслевые целевые программы как способ обеспечения занятости населения.
6. Предложить улучшения условий занятости населения и составить прогнозный сценарий развития рынка труда Астраханской области.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. 8
1.1. Социальная сущность и содержание занятости населения. 8
1.2. Органы власти в регулировании занятости населения РФ. 15
ГЛАВА II. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ) 28
2.1.Анализ деятельности службы занятости населения 28
2.2. Структурная динамика и проблемы занятости населения Астраханской области 44
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. 63
3.1. Отраслевые целевые программы как способ обеспечения занятости населения. 63
3.2. Условия обеспечения занятости населения и прогнозный сценарий развития рынка. 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 92

Файлы: 1 файл

научная работа!итог 2.docx

— 344.16 Кб (Скачать файл)


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

Астраханский государственный  университет


Факультет бизнеса и экономики

Кафедра менеджмента 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ ГМУ

ПО  ТЕМЕ «СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ»

 

 

 

 

 

 

Работу выполнили:

 Студентки 4 курса

 группы  ФН-41

Юлдашева  С.И.,

Таривердиева  Э.А.,

Фролова Г. П.,

Меретина  Е.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

Астрахань 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. 8

1.1. Социальная сущность и содержание занятости населения. 8

1.2. Органы власти в  регулировании занятости населения  РФ. 15

ГЛАВА II. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ) 28

2.1.Анализ деятельности  службы занятости населения 28

2.2. Структурная динамика  и проблемы занятости населения  Астраханской области 44

ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. 63

3.1. Отраслевые целевые  программы как способ обеспечения  занятости населения. 63

3.2. Условия обеспечения  занятости населения и прогнозный  сценарий развития рынка. 73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85

ПРИЛОЖЕНИЯ 92

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема занятости населения на сегодняшний день остается одной из актуальных, так как она напрямую оказывает влияние на государство, общество и гражданина в частности.

Социальная политика лежала в основе общей экономической стратегии страны в период становления рыночных отношений в России. Преобладающими мерами социальной политики в переходный период оказались меры по поддержанию отдельных слоев населения с помощью денежно-компенсационных выплат. Экономические преобразование занимали центральное место в политики государство, асоциальные проблемы было автоматически сдвинуты на второй план. Это незамедлительно отразилось на росте безработицы и как следствие ухудшение благосостоянияна селения.

Существующая  российская система учитывает ряд  характерных для нее особенностей. Во-первых, предприятия испытывают нехватку собственных финансовых ресурсов, что приводит к неспособности расширения производства и создания новых рабочих мест трудоспособного населения. Во-вторых, с усложнением технологий производства, вследствие  развитиянаучно-технических организаций, усложняется и менталитет работника, его духовные и материальные потребности оказывают все большее воздействие на конечный результат труда. В-третьих, нестабильности общего состояния российской экономики добавляет отсутствие возможности создания новых рабочих мест и обеспечения занятости значительного числа экономически активного населения.

С 27 декабря 2009 года вступил в силу Закон РФ о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам финансирования мероприятий по содействию занятости населения.

С введением  данного закона произошли изменения  принципа финансирования. Во-первых, был  упразднен Государственный фонд занятости, во-вторых Программы занятости стали финансироваться из Федерального бюджета. Вследствие чего появилась проблема несогласованности.

На сегодняшний  день состояние российский экономики по-прежнему нестабильное и это осложняет решение проблемы занятости населения. В социально-трудовой сфере сложились такие негативные явления как: социальная незащищенность в случае снижении трудоспособности и  отдельных категорий граждан (молодежь, женщины, инвалиды).Несбалансированность рынка труда,обусловленная несоответствием интересов работодателей и трудоспособного населения, а именно отсутствие необходимой профессиональной подготовки, низкой оплаты труда. В связи с структурными преобразованиями в экономике отдельные предприятия оказываются неспособными вести свою предпринимательскую деятельность и вынуждены закрываться, вследствие чего сокращается количество рабочих мест ,увеличивается безработицы и падает уровень жизни. Всё это ведёт к обострению ситуации на рынке труда и росту социальной напряженности.

Проблема  организации занятости выходит  в разряд первоочередных и прежние  подходы к её решению исчерпали  себя. Сегодня как никогда остро  стоит вопрос об организации новых  подходов в решении проблем обеспечения  занятости социально незащищенных категорий населения, таких как  инвалиды, молодежь, женщины.

Правовое  регулирование занятости в Российской Федерации осуществляется Законом  “О занятости населения в Российской Федерации (в редакции Федерального Закона от 20 апреля 1996 № 36-ФЗ) (с изменениями  на 27декабря 2009 г.)1. Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Гарантии государства по реализации прав граждан в Российской Федерации, проживающих за её пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

В отечественной  и зарубежной литературе есть немало работ, которые освещают проблемы безработицы  и занятости населения. Представляют интерес работы Р. Эренберга2, Р. Смит, Э. Хансен, К. Маркса3, Н. Бара и других. Общие вопросы безработицы и трудоустройства, функционированию рынка труда посвятили свои работы А.В. Кондрашова4, В.А. Павленко5, Соловьева6, Г.В. Сулейманова7 и другие.

Вопросы, проблемы молодежной и женской безработицы  и занятости  рассматриваются  в работах В.В. Адамчук8, Л. Безлепкиной9, Т.Ю. Базыленко10.  Недостаточная изученность темы определила объект, предмет, цель и задачи данной работы.

Анализу практических проблем занятости  населения посвящены работы С.Н. Трунина, И.В. Гелеты, Н.Р. Молочникова, С. В. Шекшня, М.В. Грачева, А.А. Никифорова11, Е. В.Балацкого12.

         Занятость населения на уровне  региона проявляется как комплекс  мер и действий, стремящихся к  расширению спроса на труд. Изучение  на региональном уровне, в данном  случае рассмотрена Астраханская область, позволяет охарактеризовать количественную и качественную оценку трудовых ресурсов региона и предоставить ряд организационно-экономических мероприятий по решению проблем связанных с занятостью населения.

Объектом  исследования данной работы является служба занятости населения Астраханской области.

Предметом исследования является система муниципального управления занятостью населения (на примере  Астраханской области).

Цель  исследования работы: раскрыть деятельность  муниципальных органов власти направленную на решение проблем занятости  в Астраханской области.

Для реализации поставленной цели были определены следующие  задачи:

  1. Раскрыть сущность и содержание понятия занятость населения.
  2. Рассмотреть органы власти в регулировании занятости населения РФ.
  3. Провести анализ деятельности службы занятости населения Астраханской области.
  4. Определить структурную динамику и выявить проблемы рынка занятости населения Астраханской области.
  5. Рассмотреть отраслевые целевые программы как способ обеспечения занятости населения.
  6. Предложить улучшения условий занятости населения и составить прогнозный сценарий развития рынка труда Астраханской области.

Для решения  поставленных задач были использованы различные источники.  Важнейшими из них являются нормативно-правовые документы Российской Федерации  и международных организаций. К  ним относятся Конвенция Международной  Организации Труда (МОТ) № 122 “О политике в области занятости” (1964 г.), Конституция Российской Федерации13, федеральные законы, нормативно-правовые документы субъекта Федерации, местных органов власти. Как источник использовались документы и материалы органов государственной власти и местного самоуправления и периодическая печать. Имеющихся источников достаточно для решения поставленных задач.

Методологической  основой работы послужили системный и ситуационный подходы, методы научной абстракции и моделирования, сравнительный и статистический анализы.

В работе использованы такие методы исследования, как синтез, оптимизация, системный анализ и моделирование.

Структура работы. Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы.

В первой главе раскрыты понятия, социальная сущность и содержание занятости  населения, определены органы власти в  управлении занятости населения  Российской Федерации.

Во второй главе  произведен анализ управления занятости населения муниципального образования (Астраханская область).

В третьей  главе были выявлены организационно-экономические  методы обеспечения занятости населения  и предложен прогнозный сценарий развития рынка труда Астраханской области.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ.

    1. Социальная сущность и содержание занятости населения.

При изучении уровня жизни населения и анализе развития человеческого потенциала важное значение имеет изучение занятости населения. Занятость является основой любого дохода и потребления, поэтому продуктивная, приносящая доход занятость создает необходимые для общественного развития товары и услуги, обеспечивает населению достаточный уровень доходов, формирую тем самым предпосылки для достойной жизни, всестороннего развития личности.

Определение понятия «занятость» в различных  источниках формируется по разному, но тем не менее занятость – это участие населения в общественно полезном труде, характеризующееся уровнем занятости, т.е. долей трудоспособного населения, используемой в народнохозяйственном комплексе страны14.

В зависимости  от качественных и количественных характеристик выделяют следующие виды занятости:

Полная  занятость достигается в том случае, если спрос на рабочую силу оказывается равным предложению, однако в условиях рыночной экономики такое равенство встречается довольно редко.

Следует отметить, что полная занятость предполагает создание таких условий жизни, при которых каждому трудоспособному человеку предоставляется возможность при его желании быть занятым или незанятым.

Таким образом, это такое состояние рынка при котором спрос на труд и предложение труда достигают общей точки.

Частичная занятость, как правило, наблюдается в странах с высоким уровнем экономического развития, где развитие производительных сил может создать условия для частичной занятости, таким образом, это работа в течение неполной рабочей недели и неполного рабочего дня.

Скрытая занятостьили потенциальная безработица, в режиме неполной занятости по инициативе администрации работники труда не посоей воле пользуются отпусками без сохранения или с частичным сохранением заработной платы. В итоге образуется видимость занятости населения, что уменьшает реальное число безработных.

Человек является источником рабочей силы, но не каждый человек может являться работником. К трудовым ресурсам относится та часть населения страны, которая имеет необходимое физическое и умственное развитие, определенные знания  для того, чтобы работать15.

В состав трудовых ресурсов не входят:

- инвалиды  и больные;

- люди, потерявшие  трудоспособность или не обладающие  ею;

- дети  и лица пожилого возраста.

Возраст, в котором человек способен к  трудовой деятельности, имеет право  трудиться, т.е. трудоспособный возраст  в России установлен:

- для  мужчин от 16 до 59 лет;

- для  женщин от 16 до 54 лет.

В некоторых  работах существует определенная специфика  труда, которая может снизить  верхние границы возраста, например для балерины, профессионального  спортсмена или военного.

Трудоспособное  население можно разделит на две группы:

1) экономически активное население;

2) экономически неактивное население.

Экономически  активное население (рабочая сила)- это совокупность всех занятых в  народном хозяйстве страны и безработных16.

К занятым  относятся лица обоего пола в возрасте от 16 и старше,в зависимости от пола, а также лица младших возрастов, которые:

- выполняли  работу по найму за вознаграждение, деньги или с ними расплачивались  в натуральной форме, а также  иная работа, приносящая доход;

- временно  отсутствовали на работе по  причине : травмы или болезни,  ежегодного отпуска, выходных  дней и т.д.;

- выполняли  работу без оплаты на семейном  предприятии;

- в России  к числу занятых относятся  лица, работавшие один час и  более в неделю.

К безработным  относятся лица от 16 лет и старше, в зависимости от пола, которые  в течение рассматриваемого периода :

- не имели  работы;

- искали  работу;

-готовы  были приступить к работе.

Экономически  неактивное население- это трудоспособное население, которое не входит в состав рабочей силы, например это студенты; пенсионеры; лица, получающие пенсии по инвалидности; лица, занятые ведением домашнего хозяйства; лица, которые прекратили поиски работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать и др17.

Информация о работе Система муниципального управления занятости населения Астраханской области